a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект литературной гостиной «День рождения А.С. Пушкина».

Автор: Горшкова Екатерина Васильевна Опубликовано: 2025-06-19 09:15:44

Цель: продолжение знакомства с творчеством А. С. Пушкина и формирование позитивного отношения к чтению у детей дошкольного возраста.

Задачи:

 - познакомить с датой «06 июня – день рождения А.С. Пушкина»

- расширять и углублять знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве

- совершенствовать выразительность речи, способность декламировать стихи, отрывки из сказок и артистично их исполнять;

- воспитывать уважение к культурному наследию страны;

- поддерживать семейные традиции совместного чтения художественной литературы.

Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина в течение тематической недели (подготовка выступлений детей для гостиной (разучивание отрывков из сказок Пушкина, инсценировка «Три девицы под окном»); выставки сказок А.С. Пушкина, оформление «пушкинского уголка», подбор аудиозаписи выразительного чтения стихотворения «Зимний вечер»; подбор заданий для викторины.

Ход литературной гостиной

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами собрались в литературной гостиной. А как вы думаете что это такое литературная гостиная.

Ответы детей: 

Воспитатель: Гостинная – это то место, где собираются гости. А на литературной гостиной читают стихи, беседуют о различных писателях и поэтах. Как вы думаете о ком сегодня мы будем беседовать? Чей портрет вы видите?

Дети: Это портрет Пушкина!

Воспитатель: 06 июня был день рождения А.С. Пушкина. Эта памятная дата, ведь в этот день в 1799 году родился величайший российский поэт - А. С. Пушкин.

И я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о жизни нашего поэта.

 Видео «А.С. Пушкин»

Я знаю, что все ребята готовились к этому мероприятию, воспитатели читали вам сказки Пушкина, многие ребята учили стихи. Ребята группы «Капелька» прочитают нам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:

1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
 И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,                
Налево - сказку говорит.                                             
Там чудеса: там леший бродит,

 Русалка на ветвях сидит;

 2 ребенок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
3 ребенок. Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,                               
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
4 ребенок. Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;

 Там в облаках перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;                                            
 В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей, верно, служит;
 Там ступа с Бабою Ягой,
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
 Там русский дух... там Русью пахнет!

А ребята группы «Облачко» покажут  инсценировку «Три девицы под окном» из «Сказки о царе Салтане»

Сказочница: Три девицы под окном, 
Пряли поздно вечерком. 

1 девица:

«Кабы, я была царица, — 
Сказочница: Говорит одна девица, — 
1 девица:

То на весь крещеный мир 
Приготовила б я пир». 
2 девица: «Кабы я была царица, — 
Сказочница: Говорит ее сестрица, — 
2 девица: То на весь бы мир одна 
Наткала я полотна». 
3 девица: «Кабы я была царица, — 
Сказочница: Третья молвила сестрица, — 
3 девица: Я б для батюшки-царя, 
Родила богатыря».

Сказочница: Только вымолвить успела, 
Дверь тихонько заскрыпела, 
И в светлицу входит царь, 
Стороны той государь. 
Во всё время разговора 
Он стоял позадь забора; 
Речь последней по всему 
Полюбилася ему. 

Царь: «Здравствуй, красная девица, — 

Сказочница: Говорит он, — будь царица, 
Царь: И роди богатыря 
Мне к исходу сентября. 
Вы ж, голубушки-сестрицы, 
Выбирайтесь из светлицы, 
Поезжайте вслед за мной, 
Вслед за мной и за сестрой: 
Будь одна из вас ткачиха, 
А другая повариха».

Воспитатель: Ребята, послушайте, как звучат стихи, написанные до Пушкина другими поэтами. Автор этого стихотворения Г.Р. Державин, учитель Пушкина. Поймете ли вы, о чем говорится в стихотворении?

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает,-
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет.

Дети: Много незнакомых слов, смысла не понимаем.

Воспитатель: А теперь послушайте, как просты и легки для понимания стихи Пушкина.

Звучит аудиозапись выразительного чтения «Зимнее утро».

Дети делятся впечатлениями, сравнивают два стихотворения. 

Воспитатель делает вывод:

Именно Пушкину мы обязаны созданием русского литературного языка, которым пользуемся до сих пор, он первый стал сочинять, используя простые слова, понятные для всех, для царя и для его няни Арины Родионовны, для детей и стариков – для всех!

Воспитатель: К нам в гости прискакала Белочка (девочка в шапочке белки). Из какой она сказки?

Дети: «Сказка о царе Салтане».

Белочка читает отрывок из сказки:

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.

Белка отдает детям конверт, в котором находятся задания для викторины.

Викторина

Дети делятся на 2 команды, за правильный ответ Белка дает команде орех.

Задания:

«Из какой сказки отрывок?»

1.«Жил-был поп,

 Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

 Навстречу ему Балда

 Идет, сам не зная куда. »

Из какой это сказки? («Сказка о попе и его работнике Балде»)

  1. «Вот пошёл он к синему морю:

Видит, - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»).

3.«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

 И царица у окна

Села ждать его одна.»

Какая сказка так начинается? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. «Три девицы под окном,
    Пряли поздно вечерком.
    («Сказка о царе Салтане…»)
    Какое полное название этой сказки? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди).

«Назови героя из сказки»

1) «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.»

О ком это говорится? (Царевна-лебедь)

2) «Чуть опасность где видна,

Верный сторож как сосна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Ку-ка-ри-ку-у!

Царствуй, лежа на боку!»

Про кого это говорится? (Золотой петушок),

3) «Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп,

 Откуплюсь, чем только пожелаешь.»

Кто так говорил? (Золотая рыбка)

«Подскажи словечко»

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего ... (моря)

  1. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому… (зверушку)

3.И днем и ночью кот ученый

   все ходит по цепи ... (кругом)

4.Белка песенки поет, да орешки все ... (грызет)

5.Нужен мне работник: повар, конюх и ... (плотник)

6.Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне ... (назло)

«Найди ошибку»
1. Три соседки под окном,
     Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане»)

  1. Свет мой, зеркальце, скажи,
    Да меня не обмани
    Я ль на свете всех милее,
        Всех румяней и белее. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
    3. Жил старик со своею женою
        У самого синего моря. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  2. Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит
    Мимо острова буяна
        В царство славного Ивана. («Сказка о царе Салтане»)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень хорошо знаете сказки Пушкина, сказочных героев. Вы очень хорошо отвечали на вопросы, и каждая команда заработала много орехов.

Подсчитываются орешки и объявляется команда победителей. Белочка угощает всех съедобными орехами.

Оставить комментарий: