Конспект литературной гостиной «День рождения А.С. Пушкина».
Цель: продолжение знакомства с творчеством А. С. Пушкина и формирование позитивного отношения к чтению у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с датой «06 июня – день рождения А.С. Пушкина»
- расширять и углублять знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве
- совершенствовать выразительность речи, способность декламировать стихи, отрывки из сказок и артистично их исполнять;
- воспитывать уважение к культурному наследию страны;
- поддерживать семейные традиции совместного чтения художественной литературы.
Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина в течение тематической недели (подготовка выступлений детей для гостиной (разучивание отрывков из сказок Пушкина, инсценировка «Три девицы под окном»); выставки сказок А.С. Пушкина, оформление «пушкинского уголка», подбор аудиозаписи выразительного чтения стихотворения «Зимний вечер»; подбор заданий для викторины.
Ход литературной гостиной
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами собрались в литературной гостиной. А как вы думаете что это такое литературная гостиная.
Ответы детей:
Воспитатель: Гостинная – это то место, где собираются гости. А на литературной гостиной читают стихи, беседуют о различных писателях и поэтах. Как вы думаете о ком сегодня мы будем беседовать? Чей портрет вы видите?
Дети: Это портрет Пушкина!
Воспитатель: 06 июня был день рождения А.С. Пушкина. Эта памятная дата, ведь в этот день в 1799 году родился величайший российский поэт - А. С. Пушкин.
И я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о жизни нашего поэта.
Видео «А.С. Пушкин»
Я знаю, что все ребята готовились к этому мероприятию, воспитатели читали вам сказки Пушкина, многие ребята учили стихи. Ребята группы «Капелька» прочитают нам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:
1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
2 ребенок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
3 ребенок. Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
4 ребенок. Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей, верно, служит;
Там ступа с Бабою Ягой,
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
А ребята группы «Облачко» покажут инсценировку «Три девицы под окном» из «Сказки о царе Салтане»
Сказочница: Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
1 девица:
«Кабы, я была царица, —
Сказочница: Говорит одна девица, —
1 девица:
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2 девица: «Кабы я была царица, —
Сказочница: Говорит ее сестрица, —
2 девица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3 девица: «Кабы я была царица, —
Сказочница: Третья молвила сестрица, —
3 девица: Я б для батюшки-царя,
Родила богатыря».
Сказочница: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь: «Здравствуй, красная девица, —
Сказочница: Говорит он, — будь царица,
Царь: И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Воспитатель: Ребята, послушайте, как звучат стихи, написанные до Пушкина другими поэтами. Автор этого стихотворения Г.Р. Державин, учитель Пушкина. Поймете ли вы, о чем говорится в стихотворении?
Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает,-
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет.
Дети: Много незнакомых слов, смысла не понимаем.
Воспитатель: А теперь послушайте, как просты и легки для понимания стихи Пушкина.
Звучит аудиозапись выразительного чтения «Зимнее утро».
Дети делятся впечатлениями, сравнивают два стихотворения.
Воспитатель делает вывод:
Именно Пушкину мы обязаны созданием русского литературного языка, которым пользуемся до сих пор, он первый стал сочинять, используя простые слова, понятные для всех, для царя и для его няни Арины Родионовны, для детей и стариков – для всех!
Воспитатель: К нам в гости прискакала Белочка (девочка в шапочке белки). Из какой она сказки?
Дети: «Сказка о царе Салтане».
Белочка читает отрывок из сказки:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Белка отдает детям конверт, в котором находятся задания для викторины.
Викторина
Дети делятся на 2 команды, за правильный ответ Белка дает команде орех.
Задания:
«Из какой сказки отрывок?»
1.«Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда. »
Из какой это сказки? («Сказка о попе и его работнике Балде»)
- «Вот пошёл он к синему морю:
Видит, - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»).
3.«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.»
Какая сказка так начинается? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- «Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
(«Сказка о царе Салтане…»)
Какое полное название этой сказки? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди).
«Назови героя из сказки»
1) «За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.»
О ком это говорится? (Царевна-лебедь)
2) «Чуть опасность где видна,
Верный сторож как сосна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Ку-ка-ри-ку-у!
Царствуй, лежа на боку!»
Про кого это говорится? (Золотой петушок),
3) «Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»
Кто так говорил? (Золотая рыбка)
«Подскажи словечко»
- Жил старик со своею старухой
У самого синего ... (моря)
- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому… (зверушку)
3.И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи ... (кругом)
4.Белка песенки поет, да орешки все ... (грызет)
5.Нужен мне работник: повар, конюх и ... (плотник)
6.Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне ... (назло)
«Найди ошибку»
1. Три соседки под окном,
Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане»)
- Свет мой, зеркальце, скажи,
Да меня не обмани
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
3. Жил старик со своею женою
У самого синего моря. («Сказка о рыбаке и рыбке») - Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова буяна
В царство славного Ивана. («Сказка о царе Салтане»)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень хорошо знаете сказки Пушкина, сказочных героев. Вы очень хорошо отвечали на вопросы, и каждая команда заработала много орехов.
Подсчитываются орешки и объявляется команда победителей. Белочка угощает всех съедобными орехами.
- Конспект мероприятия, посвященного Дню российской независимости, «С чего начинается Родина»
- «Формы активизации речи детей среднего дошкольного возраста в течение дня».
- Конспект дидактической игры на коврографе «Ларчик» В. В. Воскобовича по ФЭМП (старшая группа) «В гости к зверятам-цифрятам»
- Консультация для родителей «Безопасность детей в летний период».
- Памятка для родителей «адаптация детей в ДОУ"