a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игры и упражнения для развития мышления, памяти и воображения у детей шестого года жизни (консультация для родителей педагога-психолога Селивановой О. А.)

Опубликовано: 2015-02-24 09:18:10

Игры и упражнения для развития мышления, памяти и воображения у детей шестого года жизни 1. Игры и упражнения для развития мышления- Упражнение: " Соотношение понятий" Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки- от голой зимой до осыпанной ягодами( плодами) осенью.   Расположите перед ребенком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу. Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру. Или еще вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке- от самого большого до самого маленького. По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают у ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии. - Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков" Найди лишнюю картинку" Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая- лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: " Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил? " Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, п равильно ли группирует предметы. Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания. - Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса П редложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое- либо понятие. 1) Назови слова, обозначающие деревья( бер еза, сосна, ель, кедр…) . 2) Назови слова, относящиеся к спорту( футбол, хоккей. . . ) . 3) Назови слова, обозначающие зверей. 4) Назови слова, обозначающие домашних животных. 5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт. 6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт. 7) Назови слова, обозначающие водный транспорт. 8) Назови слова, обозначающие овощи. 9) Назови слова, обозначающие фрукты. 2. Игры, развивающие сообразительность- Игра" Как это можно использовать" Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово   карандаш, а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку   и т. д. - Игра" Говори наоборот" А) Вы учите с ребенком стихотворение: Скажу я слово  " высоко" ,   А ты ответишь- ( " низко" ) ,   Скажу я слово  " далеко" ,   А ты ответишь- ( " близко" ) ,   Скажу тебе я слово  " трус" ,   Ответишь ты- ( " храбрец" ) ,   Теперь  " начало"   я скажу,   Ну, отвечай- ( " конец" ) . Б) Предложите ребенку игру: " Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой- маленький" . Можно использовать следующие пары слов: веселый- грустный   быстрый- медленный   красивый- безобразный   пустой- полный   худой- толстый   умный- глупый   трудолюбивый- ленивый   тяжелый- легкий   трусливый- храбрый   белый- черный   твердый- мягкий   шершавый – гладкий и т. д. Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка. - Игра" Бывает- не бывает" Называете какую- нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если- нет, то мяч ловить не нужно. Например, вы говорите: " Кошка варит кашу" , и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что- нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации можно предлагать разные: Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Кошка хочет есть. Человек вьет гнездо. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять. Туфли стеклянные. На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет по крыше. Собака гуляет по крыше. Лодка плывет по небу. Девочка рисует домик. Домик рисует девочку. Ночью светит солнце. Зимой идет снег. Зимой гремит гром. Рыба поет песни. Корова жует траву. Мальчик виляет хвостом. Хвост бежит за собакой. Кошка бежит за мышкой. Петух играет на скрипке. Ветер качает деревья. Деревья водят хоровод. Писатели пишут книги. Строитель строит дом.   Водитель ведет троллейбус. - Игра" Угадай" Загадываете ребенку загадки. Днем спит,   ночью летает,   прохожих пугает. Ответ:   филин, сова Ты возьми особый глаз,   Быстро взглянет он на вас,   И появится на свет   С амый точный ваш портрет. Ответ:   фотоаппарат Хвостком виляет,   Зубаста, а не лает. Ответ:   щука В нашей кухне целый год   Дед Мороз в шкафу живет. Ответ:   холодильник В брюхе баня, В носу- решето, На голове- пуговица, Одна рука, Да и та на спине. Ответ:   чайник О дин пьет,   Другой льет,   Третий растёт.   Ответ:   дождь, земля, растение. Игра" Найди пару" На рисунке нарисованы носки. Ребенку дается задание: " Найди пару каждому носку" . 3. Упражнения на развитие памяти- Упражнение на развитие зрительной памяти Р азложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую- либо простую фигуру( домик, квадрат, треугольник и т. д. ) . Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.   Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру и з такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать. - Игра на развитие памяти: " Я положил в мешок" В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: " Я положил в мешок яблоки" . Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что- нибудь: " Я положил в мешок яблоки и бананы" . Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что- то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку( фрукты, овощи и т. д. ) : " В саду у бабушки растут груши, сливы. . . " ( Порядок тот же. ) В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие. - Игра" Я- фотоаппарат" Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика. - Приемы, помогающие запоминанию 1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания. Например, называете семь фраз. 1. Мальчику холодно. 2. Девочка плачет. 3. Папа сердится. 4. Бабушка отдыхает. 5. Мама читает. 6. Дети гуляют. 7. Пора спать. К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает: " А что рисовать? " , объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз. После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой. На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6- 7 фраз- это очень хороший результат. 2. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: " О чем этот рассказ? " Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой- то аналогичной историей, сравните эти истории( в чем сходство и различие) . Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным. 3. Известны различные приемы, облегчающие запоминание. Например, цвета светового спектра-   красный,   оранжевый,   желтый, з еленый,   голубой,   синий,   фиолетовый  - легко запоминаются с помощью фразы: " К аждый   о хотник   ж елает   з нать,   г де   с идят   ф азаны" ( первые буквы слов напоми нают названия цветов спектра) . 4. Из 10 слов ребенок может запомнить 5- 6. Попробуйте применить так называемую смысловую систему, и результаты улучшатся. Например, н азываются 10 слов:   ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь Т еперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче: Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон- он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня. Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком. В естественном стремлении развить память ребенка имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение. 4. Упражнения на развитие воображения- Игра" Пантомима" Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей. Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой- либо предмет( поезд, машину, чайник, самолет) или какое- нибудь действие( умывание, расчесывание, рисование, плавание) . Поиграйте в" угадайку" : ребенок угадывает, что вы изображаете, а затем наоборот- вы должны догадаться, что изображает ребенок. - Упражнение на развитие зрительного воображения Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он должен дорисовать. Стимулируйте фантазию ребенка.  - Упражнение" Точки" Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Предложите ему самому нарисовать что- либо, соединяя точки. Использовать можно любое количество точек.  - Упражнение" Комбинирование" Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую- то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять.  - Упражнение на развитие вербального( словесного) воображения П редложите ребенку игру: " Попробуй представить, что будет, если. . . Например, представь себе, что кошки научились говорить! Или открыли детский сад для собачек" и т. д. Чем больше развита фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов.

Оставить комментарий: