a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека

Автор: Одаева Ирина Викторовна Опубликовано: 2025-08-31 22:06:52

Документы для скачивания

Картотека дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет Д/ ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО» Цель:  Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Ход:  Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком. . . ? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.   Д/ ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО» Цель:  Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход:  Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец( кош – ка, гла – за) . Д/ ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО» Цель:  Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход:  Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получаетфишку. Д/ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» 1 вариант Цель:  Развивать фонематический слух. Ход:  Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которыевставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениямиживотных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей иптиц. В нем 3 вагонаКаждое животное может ехать тольков определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук[ т] и т. д. Задания можно менять. 2 вариант Цель:  Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух. Ход:  Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички скружками( 3, 4, 5) . Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кл а дут картинку на окно соответствующего вагона. 3 вариант Цель:  Продолжать учить детей делить слова на слоги. Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, д вумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, назв а ния которых состоят из одного слога, в о втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.   Д/ ИГРА «КТО? ЧТО? » Цель: систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Ход: Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы( бабочка, берёза, камень и т. п. ) . Дети ставят к ним в о просы: если объект живой, спрашивают «Кто это? », а если объект неживой – «Что это? » за правильный ответ – фишка.   Д/ ИГРА «СЛОВО ИЛИ ЗВУК» Цель: с истематизировать знания о понятиях «слово, звук». Ход: В оспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хло п нуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок. Д/ ИГРА «СКОЛЬКО СЛОВ УСЛЫШАЛ? » Цель: р азвивать слуховое восприятие, память. Ход: В оспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили. Д/ ИГРА «ОТГАДАЙ СЛОВО» Цель:  формировать умение обозначать словом предмет по описанию. Ход: В оспитатель загадывает слово. Например: человек, который что- то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка.   Д/ ИГРА «МАГНИТОФОН» Цель: з акрепить представления о звучащем слове. Ход: Д ети под руководством воспитателя рассматривают магнитофон, рассуждают о его назначении. Воспитатель говорит каждому на ухо слово, а дети по очереди произносят слова громко, слово записывается на магнитофон. Дети прослушивают запись.   Д/ ИГРА «НАЗОВИ ДЕЙСТВИЕ» Цель:  формировать представления о словах – действиях. Ход: Р ебёнок выполняет действия по заданию воспитателя( рисуй, хлопай) и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозн а чающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать? ». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.   Д/ ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ» Цель:  упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено( читает – читал) . Ход: И грать можно с мячом. Д/ ИГРА «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? » Цель:  формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета. Ход: В оспитатель показывает картинку( например помидор, шапка, стол ведро и т. д. , а дети отвечают на вопрос «Какой помидор? ». Д/ ИГРА «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО» Цель:   упражнять в определении предмета по его признакам. Ход: В оспитатель называет признаки( белоствольная, стройная, высокая, дети угадывают предмет, воспитатель выставляет картинку. Д/ ИГРА «ОДНО СЛОВО – МНОГО ПРЕДМЕТОВ» Цель:  формировать представления о многозначности слов. Ход: В оспитатель показывает предмет( авторучка) и спрашивает «Что это? », берёт куколку за ручку – Что это? ( ручка) . У двери что? ( ручка) . У каких предметов ещё есть ручка? ( чемодан, сумка) . Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка.   Д/ ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО» Цель:  формировать понятие об уменьшительно- ласкательной форме слова( ёж – ёжик, упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением. Д/ ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО» Цель: у пражнять в подборе созвучных слов, рифм. Ход: В оспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову( книжки, ушки, птички, ёжики и т. п. ) . Д/ ИГРА «КТО УШЁЛ ВПЕРЁД» Цель: у пражнять в дифференциации длинных и коротких слов. Ход: Д ети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово. Д/ ИГРА «СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ» Цель:  формировать представления о родственных словах. Ход: В оспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме( весне, лете и т. д. ) . Вопросы к детям: Как можно назвать з и му? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п. Д/ ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель:  формировать понятие «предложение», упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, по схеме. Д/ ИГРА «УГАДАЙ ЗВУК» Цель: ф ормировать понятие «звук». Ход: Д ети с закрытыми глазами угадывают что звучит( стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п. ) . Воспитатель спраш и вает «Что вы услышали? Как догадались? ». Д/ ИГРА «СЛОВА – ПРИЯТЕЛИ» Цель:  формировать представления о синонимах( словах, которые звучат по – разному, но имеют одинаковое значение) . Ход: В оспитатель спрашивает «Как сказать по – другому «большой»? ( огромный) Быстрый? ( скорый) и т. д. Д/ ИГРА «ПРОПОЙ ЗВУК» Цель:  формировать понятие «гласный звук», «согласный звук». Ход: Д етям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Воспитатель задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему? » звуки, которые можно петь, называют «гласные». Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные. Д/ ИГРА «НАЗОВИ ЗВУК ИЛИ СЛОВО» Цель:  закрепить понятия «звук», «слово». Ход: В оспитатель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п. Д/ ИГРА «НАОБОРОТ» Цель:  формировать представления о словах – антонимах( слова с противоположным значением) . Ход: И гра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово «чёрное», бросает ребёнку мяч, тот должен сказать слово наоборот. Д/ ИГРА «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ? » Цель:  формировать представление о звуковом составе слова. Ход: Воспитатель рассказывает «В домике жил – был звук У, а рядом с ним в другом домике – звук А. Однажды домик У развалился, и А пригласил к себе У. стали они жить вместе АУ. Какой первый звук? Второй? Какое слово получилось? Дети читают. А если рядом живут У и М? М А и т. д.   Д/ ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ЭХО» Цель: у пражнять в определении первого звука в слове. Воспитатель рассказывает, что в группе поселилось Эхо. Дети выясняют, что такое эхо. Воспитатель говорит, что оно необычное и пр о износит только первый звук слова. / ИГРА «СКОЛЬКО ЗВУКОВ? » Цель: у пражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков( первый, второй и т. д. ) . Д/ ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО» Цель:  упражнять в подборе слов на заданный звук. За правильный ответ – фишка.    Д/ ИГРА «ДОГАДАЙСЯ САМ» Цель:  формировать навыки звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове. Ход: Д ети рассматривают предметы, называют слова, выделяя первый и последний звук. Слово обозначается фишкой. Если ответ ве р ный, слово ложится в корзину, неверный – в ведро. Д/ ИГРА «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: з акрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением. Ход:   Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д. Д/ ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛИСЬ ЗВЕРУШКИ? » Цель:   формировать навыки звукового анализа. Ход:   Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками( они стоят на доске) . Отгадайте, за какими? Н а звание животного и название картинки начинается с одного звука( заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п. ) . Д/ ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО ПО СМЫСЛУ» Цель: у пражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении. Ход: В оспитатель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый…( дом) » и т. д. Д/ ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ» Цель:  упражнять в звуковом анализе слов. Ход:   Дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде воспитателя дети строятся в слово. Остальные «ч и тают» это слово. Можно соревноваться командами. Д/ ИГРА «ЧЕМОДАН» Цель: у пражнять в подборе слов с заданным звуком, классифицировать предметы. Ход: У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать »ч емодан. Темы слов могут быть разными( например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д. ) . Д/ ИГРА «ЗВУКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ» Цель: р азвивать фонематический синтез, упражнять в составлении слов из звуков. Ход:   Детям раздаются карточки со звуками. Задача – собрать звуки в слово. Д/ ИГРА «СРАВНИ СЛОВО» Цель: у пражнять в сравнительном звуковом анализе слов( дом – дым, сом – сам, ком – кот и т. п. ) . Д/ ИГРА «КАКОЕ СЛОВО УСЛЫШАЛ? » Цель: у пражнять в дифференциации длинных и коротких слов на слух. Д/ ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ» Цель: у пражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Ход:   Воспитатель предлагает собрать бусы из слов( с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы( например: шар – рак –к от – танк – кукла – аист – тигр) .   Д/ ИГРА «ГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ» Цель: у пражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Ход:   Воспитатель называет звук, дети определяют какой он, объясняют выбор. Д/ ИГРА «СОСЧИТАЙ СЛОГИ» Цель: ф ормировать понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги.   Д/ ИГРА «КТО В ИЗБУШКЕ ЖИВЁТ? » Цель: у пражнять в классификации предметов( животных, насекомых и т. п. , в выделении слов с заданным звуком. Ход:   Воспитатель показывает избушку и говорит: «В избушке живут насекомые. Первым пришло к избушке насекомое, название котор о го начинается звуком К и т. д. Сколько всего жильцов?       Д/ ИГРА «НАОБОРОТКИ» Цель: у пражнять в изменении порядка звуков в слоге. Ход:   Воспитатель – волшебница. Волшебной палочкой превращает детей в « наобороток » и говорит «Слушайте слоги и произносите их наоборот, поменяв местами звуки». За правильный ответ – фишка( СА – АС и т. п. ) . Д/ ИГРА «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО» Цель:  упражнять в определении количества слогов в именах. Ход:   Воспитатель предлагает встать слева от себя тех детей в имени которых 2 слога, а справа – 3 слога. Д/ ИГРА «РАЗДЕЛИЛКИ» Цель: у пражнять в делении слов на слоги. Ход:   Входит Железный Дровосек с топориком. Воспитатель спрашивает «Для чего нужен топор? ». Дровосек говорит «Мой топор волше б ный. Он умеет рубить слова на части. Как называются части слова? ( слоги) Возьмите свои «топорики» в руки( дети складывают пальцы рук в «замок»- это «топорик», им они ударяют по столу – делят слова на слоги) . Дети называют количество слогов в заданном слове, первый звук, второй и т. д. Д/ ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО» Цель: у пражнять в определении первого звука в словах, делении слов на слоги. Ход:   У детей карточки с 5 – 6 предметными картинками, фишки. Воспитатель показывает цветные символы звуков, дети должны фишк а ми закрыть те картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Победил тот, кто первым закроет фишками картинки. Затем воспитатель предлагает детям снимать с карточки картинки, называть их и определять количество слогов в слове. Д/ ИГРА «ФОКУСНИКИ» Цель: у пражнять детей в преобразовании слов. Ход:   Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова у б рать один звук и назвать новое слово( уточка – точка, беда – еда и т. д. ) . Д/ ИГРА «МОЛОТОЧЕК» Цель: ф ормировать представления детей об ударении в словах, в определении ударного слога в слове. Ход:   Воспитатель произносит слова, выделяя ударный слог, потом произносит слово, неправильно ставя ударение. Разбирает с детьми, узнали ли они слово или нет? Почему? Затем детям раздаются молоточки и дети произносят слова, ударяя молоточком на ударный слог. Д/ ИГРА «ИСПОРЧЕННЫЙ МИКРОФОН» Цель: р азвивать слуховое восприятие. Ход:   Воспитатель показывает детям микрофон. Для чего нужен микрофон? Затем воспитатель говорит, что этот микрофон неисправен, у него исчезает звук. Дети должны помочь исправить микрофон. Воспитатель произносит в микрофон слова, пропуская слог( СО … КА, КО … ВА) и показывает картинку. Ребёнок произносит громко слово, договаривая пропущенный слог, который не усилил микрофон.   Д/ ИГРА «ВЫСТАВКА» Цель: у пражнять в определении количества слогов в слове. Ход:   Воспитатель говорит, что дети пришли на выставку. Экспонаты выставки размещены на 3 стендах. На первом стенде предметы, н а звания которых состоят из одного слога, на втором – из 2 слогов, на третьем – из 3 слогов. Ребёнок берёт предметную картинку, назыв а ет предмет, определяет количество слогов и ставит экспонат на определённый стенд.   Д/ ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: у пражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам. Д/ ИГРА «ВКУСНЫЕ СЛОВА» Цель: у пражнять в определении количества слогов в словах, подборе слов с заданным количеством слогов. Ход:   Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения. Мы поможем ей выбрать угощение. Названия всех лакомств должны состоять из 2( 3) слогов.   Д/ ИГРА «ВЫБЕРИ ПОДАРОК» Цель: у пражнять в подборе слов с заданным звуком, определении положения звука в слове. Ход:   Игра проходит с опорой на предметные картинки. Дети с воспитателем собираются на день рождения к Карлсону. Воспитатель г о ворит, что на день рождения принято дарить подарки. Ребята подбирают подарки на определенный звук. За правильный ответ – фишка. РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ  «БУКВЫ». Цель: 1. Знакомить детей с буквами русского алфавита, их внешним видом, количеством и расположением элементов. Учить соотносить звук и букву. Закреплять умение называть первый звук в слове, называть слова на заданный звук. Упражнять в составлении целого из частей Ход: играть могут до 6 детей. Каждый ребенок получает одну часть, с нарисованной на ней картинку, называет ее и определяет, какую букву он будет собирать. Находит остальные части и собирает целое изображение, называет букву и картинки, которые нарисованы р я дом с ней. Когда все играющие дети собрали и назвали свою букву, части вновь помещаются на середину стола, игра повторяется НАЙДИ ДОМИК» Цель:  1. Знакомить детей с гласными и согласными звуками, закреплять умение правильно их произносить. Знакомить детей с символами, обозначающими гласные и согласные звуки. Учить детей различать согласные звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Давать характеристику согласных звуков. 4. Учить определять место звука в слове: начало, середина, конец, соотносить со схемой слова. Упражнять в умении соотносить звук и его символ. Развивать фонематический слух. Игра предназначена для индивидуальных занятий с детьми. Картотека дидактических игр по изодеятельн о сти для средней группы картотека по рисованию( средняя группа) Опубликовано 07. 04. 2020- 16: 47-   Савина Елена Игорьевна Дидактическая игра «Волшебные цвета» Цель:  в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: карточки с разными цветами. Ход  игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соо т ветствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом. Дидактическая игра «Веселые краски» Цель:   знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов. Материал: карточки с изображением девочек- красок, знаки «+ », «- », «= », краски, кисти, бумага, палитра. Ход игры: Детям предлагается решать примеры путем смешивания красок например, «красный+ желтый= оранж е вый», «зеленый+ желтый= синий». Дидактическая игра « Гусенички » Цель.  Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по отте н кам от светлого к темному, и наоборот. Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы. Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гаммы( теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком( темной мордочкой и светлым хвостиком) . Дидактическая игра «Клубочки» Цель:  развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами. Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами. Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устр о ить соревнование: кто больше клубков нарисует. Дидактическая игра « Матрёшкин сарафан» Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде. Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку. Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе» Цель:  упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение разл и чать предметы по величине от большой к маленькой. Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки. Ход игры: Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дор и совать к овалам ручки, чтобы получилась ложка. После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расп о ложена ложка. Дидактическая игра «Собери и сосчитай матрешек» Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, ра з вивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции. Ход игры:  На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на ск о рость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их. Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы? »  Цель:  закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.   Ход  игры:  нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комб и нируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом. Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки» Цель:  учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть н е заметными на данном фоне.   Ход  игры:  взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, к о торых не было у педагога.   Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку» Цель:  уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.   Материал:  4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих карти н ках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги. Ход  игры:  внимательно рассмотрев не раскрашенную картину- образец, по сигналу педагога перевернуть ее, из о бразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.   Игровые действия:  изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.   Творческие задания:   A) нарисуй «теплый» натюрморт;   Б) расскажи, что бывает оранжевым( розовым, красным, желтым) ;   B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета? Дидактическая игра «Расписные лошадки» Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей( «Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка») , закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита. Ход игры:  ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид пр и кладного творчества, по мотивам которого они расписаны. Дидактическая игра «Портреты» Цель:  научить детей рисовать голову, используя шаблоны.   Материалы:  лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, прич е сок.   Ход игры:  на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет Дидактическая игра «Составь ежа из палочек» Цель:  учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.   Материал:  счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.   Ход игры:  выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок. Дидактическая игра «Морское дно» Цель игры:  развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти. Ход игры: Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно( пустое) , и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в" Прятки" , а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает ж и теля на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. ( Хорошо использовать со средней и старшей группами) . Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т. п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение. Дидактическая игра «Собери пейзаж «На примере пейзажа удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру. Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память. Ход игры:  ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона( зима, ве с на, осень или зима) , ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при п о мощи своих знаний построить правильную   композицию.

Оставить комментарий: