Проект по финансовой грамотности "Учимся экономить с Феечкой Копеечкой"
Проект по финансовой грамотности
"Учимся экономить с Феечкой Копеечкой"
Автор: Новикова М.А.,
воспитатель МДОУ №3
- Цели проекта:
- Общая цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности, воспитание бережного отношения к деньгам и умения их правильно использовать.
- Конкретные цели:
- Познакомить детей с понятиями "деньги", "цена", "покупка", "экономия", "бюджет".
- Объяснить детям, откуда берутся деньги и как они зарабатываются.
- Научить детей различать "хочу" и "надо".
- Формировать у детей представление о том, что деньги нужно тратить разумно и экономно.
- Развивать у детей навыки планирования и принятия решений в ситуациях, связанных с деньгами.
- Воспитывать у детей бережное отношение к вещам и игрушкам.
- Вовлечь родителей в процесс формирования финансовой грамотности у детей.
- Задачи проекта:
- Разработать план мероприятий проекта "Учимся экономить с Феечкой Копеечкой", учитывающий возрастные особенности детей.
- Создать образ Феечки Копеечки – сказочного персонажа, который будет помогать детям учиться финансовой грамотности.
- Оформить группы и территорию ДОУ в стиле финансовой грамотности.
- Организовать тематические занятия, посвященные различным аспектам финансовой грамотности.
- Проводить игры и упражнения, направленные на закрепление полученных знаний и умений.
- Разрабатывать и использовать дидактические материалы (карточки, плакаты, игры).
- Организовывать сюжетно-ролевые игры ("Магазин", "Банк", "Семья").
- Проводить конкурсы рисунков, поделок и викторин на тему "Финансовая грамотность".
- Вовлекать родителей в активное участие в мероприятиях проекта.
- Обеспечивать безопасность детей во время проведения мероприятий.
- Освещать ход реализации проекта в СМИ и на сайте ДОУ.
- Целевая аудитория:
- Воспитанники старших и подготовительных групп (5-7 лет).
- Педагогический коллектив ДОУ.
- Родители воспитанников.
- Содержание проекта (что будет сделано):
- Подготовительный этап (сентябрь):
- Формирование творческой группы (педагоги, родители).
- Разработка плана мероприятий проекта "Учимся экономить с Феечкой Копеечкой".
- Создание образа Феечки Копеечки.
- Подготовка методических материалов и оборудования.
- Оформление групп и территории ДОУ.
- Информирование родителей о предстоящем проекте.
- Основной этап (октябрь – май):
- Реализация плана мероприятий проекта.
- Проведение тематических занятий.
- Организация игр и упражнений.
- Разработка и использование дидактических материалов.
- Организация сюжетно-ролевых игр.
- Проведение конкурсов.
- Встречи с интересными людьми (например, с банкиром, экономистом, предпринимателем – по возможности).
- Заключительный этап (май):
- Подведение итогов проекта "Учимся экономить с Феечкой Копеечкой".
- Организация выставки фотографий и видеоматериалов с мероприятий проекта.
- Публикация информации о проекте на сайте ДОУ и в СМИ.
- Примерный план тематических блоков:
- Блок 1: "Что такое деньги?"
- Знакомство с историей возникновения денег (от бартера до современных денег).
- Рассматривание различных видов денег (монеты, банкноты).
- Беседа о том, зачем нужны деньги.
- Дидактические игры "Узнай монету", "Сложи деньги".
- Рисование "Моя копилка".
- Блок 2: "Откуда берутся деньги?"
- Беседа о профессиях, о том, что люди работают и получают за это деньги.
- Знакомство с разными способами заработка денег (например, помощь по дому, продажа вещей, сделанных своими руками).
- Сюжетно-ролевая игра "Кем я хочу стать?".
- Блок 3: "Что такое цена?"
- Знакомство с понятием "цена".
- Рассматривание ценников в магазине.
- Беседа о том, что товары имеют разную цену.
- Дидактическая игра "Найди самую дорогую/дешевую вещь".
- Сюжетно-ролевая игра "Магазин".
- Блок 4: "Хочу и надо"
- Беседа о том, чем отличаются "хочу"
и "надо".
- Различение потребностей и желаний.
- Упражнение "Разложи картинки (что нужно для жизни, а что просто хочется)".
- Игра "Что мы купим в магазине в первую очередь?".
- Блок 5: "Как экономить деньги?"
- Беседа о бережном отношении к вещам, игрушкам, продуктам.
- Знакомство с понятием "экономия".
- Советы от Феечки Копеечки, как можно экономить деньги (например, выключать свет, закрывать воду, не покупать лишнего).
- Дидактическая игра "Что можно купить на эти деньги?".
- Блок 6: "Что такое бюджет?"
- Знакомство с понятием "бюджет".
- Беседа о том, как планировать свои расходы.
- Составление простого семейного бюджета (в игровой форме).
- Игра "На что мы потратим деньги?".
- Блок 7: "Благотворительность" (по желанию)
- Беседа о том, что такое благотворительность и зачем она нужна.
- Обсуждение, кому можно помочь и как.
- Сбор игрушек или вещей для нуждающихся (по желанию).
- Формы работы с детьми:
- Тематические занятия.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы (сказки о деньгах, пословицы и поговорки об экономии).
- Рассматривание иллюстраций и картинок.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Мастер-классы (например, по изготовлению копилок).
- Конкурсы.
- Викторины.
- Встречи с интересными людьми (по возможности).
- Формы работы с родителями:
- Консультации и беседы.
- Семинары и тренинги по финансовой грамотности.
- Совместные мероприятия (праздники, выставки).
- Участие в оформлении групп и территории ДОУ.
- Помощь в подготовке реквизита и костюмов.
- Привлечение к участию в проведении мастер-классов и занятий.
- Рекомендации по воспитанию финансовой грамотности у детей в семье.
- Оформление территории ДОУ:
- Плакаты с правилами финансовой грамотности.
- Стенды с информацией о проекте.
- Выставка детских рисунков и поделок на тему "Финансовая грамотность".
- Уголок сюжетно-ролевых игр ("Магазин", "Банк", "Семья").
- Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей основ финансовой грамотности.
- Воспитание бережного отношения к деньгам и умения их правильно использовать.
- Развитие навыков планирования и принятия решений в ситуациях, связанных с деньгами.
- Вовлечение родителей в процесс формирования финансовой грамотности у детей.
- Повышение финансовой культуры в семье.
- Ресурсы:
- Финансовые: Средства ДОУ, спонсорская помощь, родительские взносы (по желанию).
- Материальные: Наглядные пособия (деньги, ценники, карточки), оборудование для сюжетно-ролевых игр, канцтовары, костюмы.
- Кадровые: Педагоги, воспитатели, методист, психолог (по возможности), родители.
- Информационные: Интернет, книги, методические пособия, консультации специалистов по финансовой грамотности.
- Оценка эффективности проекта:
- Анкетирование детей и родителей.
- Наблюдение за поведением детей в играх и повседневной жизни.
- Анализ отзывов участников проекта.
- Оценка знаний и умений детей в области финансовой грамотности (с помощью тестов и заданий).
Предыдущие материалы