a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сказкотерапия в логопедической работе

Автор: Машина Татьяна Николаевна Опубликовано: 2015-02-24 22:58:09

Актуальность

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску  методов и форм  в коррекционной работе.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – Сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказкотерапии позволяет решать  разнообразные  задачи:

 

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности:

* речевой статус  детей (общее недоразвитие сочинять свои).

 Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно  учитываем следующие особенности:

 

* речевой статус  детей (общее недоразвитие речи III уровня;

* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в  деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:

* используются простые, хорошо знакомые детям сказки,  например:  «Курочка Ряба»,  «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»;  «Гуси – лебеди» и т.д.

* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик  у детей;

* возможное использование элементов  сюжета, а не сказку целиком;

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

 

Далее  приведу   пример лишь некоторых игр и упражнений, которые используются в  совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

 

Активизация познавательных способностей детей:

использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на  различные модели восприятия.

Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).          

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается  для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные. 

Игра: «Домики  для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию.

Цель, которая озвучивается  для детей: нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

Развитие общих речевых навыков:

 Сила голоса.

Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается  для детей: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.

Речевое дыхание.

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается  для детей:  посадим репку, скажем слова:

 «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».

Также используются игры и упражнения  по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

Слухового внимание.

Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу),  «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».

Цель: развитие слухового внимания.

Цель, которая озвучивается  для детей: «Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко»,  «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка»,  «Коробок»-«Колобок».

Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра: « Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление родительного падежа  существительных, формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается  для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: « Где прячется Маша? »  (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление  (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается  для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

Игра: «Только ласковые слова»

Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. 

Цель, которая озвучивается  для детей: дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка  и т.д.

Игра: «Длинные слова»

Цель: образование сложных слов.

Цель, которая озвучивается  для детей: У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой  он? (одноногий), и т.д.

Игра: «Всё наоборот»

Цель: образование антонимов. 

Цель, которая озвучивается  для детей: по сказке «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха  - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.).

Упражнение «Если  бы, да кабы…»

Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Цель, которая озвучивается  для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я  был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).

Игра: «Хорошо – плохо».

Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке.  Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Игра: «Слово-сказка».

Цель: умение сочинять сказку по одному слову.

 Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел  горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее  и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.

Игра «Сказки перепутались»

Цель:  развитие памяти, внимания и воображения

 когда предлагается взять имена героев из разных сказок и  сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно  разыгрывать диалоги.

Развитие связной речи.

Проходит поэтапно:

* договаривание отдельных слов во фразе;

* произнесение отдельных фраз сказочных героев;

* повторение, составление простых фраз;

* рассказывание сказки.

«Назови сказки, где есть дед, бабка…..»

«Из какой сказки фраза?»

«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди»,  «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)

«Отгадай сказку по отрывку»

«Расскажи сказку по слогам» ( По-дед-ре. В-ре-бо-пребо. Ста-де-ре-тя. Тя-потя-вы-ни. По-де-ба. И т.д.)

Выше  упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому  мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу  имена герое в сказки),

- снятие  эмоционального напряжения (дети   представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь  передавать  их характер через движения, мимику).

Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта  возрастных и психологических особенностей детей с  нарушениями речи  дошкольного возраста.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

И как мы понимаем, именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

 

 

Оставить комментарий: