a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Закрепление навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР.

Опубликовано: 2015-02-25 15:44:35

Для закрепления правильного произношения звуков, появляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал.

      Речевой материал может быть использован во всех без исключения случаях нарушения звукопроизношения. Однако к работе с этим материалом можно приступать лишь после того, как ребенок научится совершенно правильно, без всяких искажений произносить ранее отсутствовавший или дефектно произносившийся звук. Иначе использование этого материала будет не только бесполезным, но даже вредным, поскольку оно приведет к еще большему упрочению, к окончательному укоренению в речи ребенка неправильного произношения.

      При помощи речевого материала решаются две основные задачи – автоматизация нового звука в речи ребенка и его дифференциации от сходных звуков.

Автоматизация звуков:

     Под автоматизацией звука понимается приобретение ребенком прочного навыка правильного произношения этого звука в повседневной речи. Для более быстрого и успешного достижения этой цели при подборе речевого материала на автоматизацию звуков соблюдены два условия:

  1. Звуки автоматизируются в разных типах слогов:       прямых (РА-),    обратных (-АР), со стечением согласных (ТРА-, СТРА-), а также в звукосочетаниях, где звук находится в положении между гласными (АРА, ОРО). Таким образом, оказываются отработанными все наиболее часто встречающиеся в речи сочетания нового звука с другими звуками. Это облегчает последующее правильное произношение его в словах.

     Как только ребенок научится правильно произносить новый звук в отдельных слогах, ему уже нетрудно будет перейти к произношению этого звука в словах. Например, если ребенок правильно произносит звук Ш в слогах типа ША-, ШУ-, то он сможет произнести его и в словах типа ША-РЫ, ША-ГИ, ШУ-БА, ШУ-РА, а при правильном произношении Ш в слогах типа ШКА-, ШТА- ребенку будет доступно правильное произношение слов типа ШКА-ФЫ, ШТА-БЕЛЬ и т.п. При этом сложность звуко-слогового состава слов нарастает постепенно. Например, для автоматизации звука С сначала предлагаются слова типа САНИ, СОМ, СОН и лишь затем- слова со стечением согласных (типа СТРАУС, СКАМЕЙКА). Ко второй группе слов можно переходить только после того, как ребенок овладеет правильным и устойчивым произношением звука С в более простых словах.

     После овладения правильным произношением звука в отдельных словах можно переходить к произношению его в специально подобранных фразах и словосочетаниях, где звук встречается почти в каждом слове. Это требует от ребенка постоянной сосредоточенности на правильном артикулировании звука, что очень важно для достижения положительного результата.

       В заключение звук автоматизируется в специально подобранных или специально составленных текстах, которые опять-таки насыщены этим звуком, что требует от ребенка постоянной сосредоточенности на правильном его произношении.

      При несоблюдении этого условия дети начинают смешивать сходные звуки (СЫСКИ или СЫШКИ вместо ШИШКИ).

     Кроме того, большинство слов, фраз и текстов не содержат в своем составе других артикуляторно сложных звуков, даже если эти звуки  «не похожи» на автоматизируемый и не смешиваются с ним.

     Неточное, нечеткое произношение звука на этапе его автоматизации во всех случаях обязательно тут же исправляется взрослым, правильное же произношение поощряется. Это необходимо делать потому, что на первых порах ребенку бывает еще трудно опираться на собственный самоконтроль, позволяющий отличить правильное произношение звука от дефектного.

Дифференциация звуков:

Под нею понимается:

а) умение различать на слух смешиваемые звуки;

б) правильное употребление звука в речи, без смешения его с другими звуками.

      В случае, если нарушение звукопроизношения связано с неразличением звуков на слух, необходимо довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в их звучании (эту работу следует начать еще до постановки неправильно произносимого звука). Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук З можно отождествить с писком комара, Ж- с жужжанием жука, в ходе упражнений взрослый продолжительно и достаточно громко произносит то звук З, то звук Ж, после чего каждый раз спрашивает ребенка: «Кто это жук или комар?». Или, например, дети слушают ряды звуков и выполняют разные условленные действия при узнавании того или иного звука (на С-хлопают, на Ш- поднимают руку), взрослый при произнесении звуковых рядов должен заслонить экраном рот, чтобы дети не догадывались по положению органов артикуляции, какой произносится звук. Так же проводят различение звуков на слух в слогах, а затем и в словах.

     Добившись четкого различения звуков на слух, продолжают работу по дифференциации в произношении. Детям произносят звуковой ряд, состоящий из смешиваемых звуков, после чего они должны воспроизвести данный ряд в той же последовательности (СА-ША-СА, АШ-АШ-АС). Слоговые упражнения разнообразят, давая произносить не просто слоги, а чистоговорки (са-са-ша – Саша моет малыша). Добившись четкого дифференцированного произнесения смешиваемых звуков в слогах, можно приступать к различению звуков в словах. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы слова содержали парные звуки. Ребенку легче произнести слово, имеющее в составе один из смешиваемых звуков, а уже потом дают слова, в составе которых есть сразу два парных звука (СУШКА, ЖЕЛЕЗО).

      Далее следует этап называния картинок, когда ребенок уже не опирается на чужую речь. Дети называют вслух картинки, в названиях которых встречаются смешиваемые звуки, распределяют эти картинки по группам в зависимости от наличия того или иного звука в названиях картинок, составляют по картинкам предложения.

     Получив хорошие результаты на этапе различения звуков в словах, можно переходить к завершающему периоду дифференциации – различению в связной речи. Здесь тоже нужно соблюдать последовательность в работе, переходя от более легкого вида работы к более трудному. Первоначально предъявляют стихотворные тексты, которые желательно заучивать наизусть. Потом дают небольшие рассказы, в тексте которых много слов с различаемыми звуками. Дети слушают рассказы и пересказывают их, при этом стараются использовать слова с нужными звуками.

 

Оставить комментарий: