Познавательно-исследовательская деятельность
Документы для скачивания
Конспект занятия в старшей группе комбинированной направленности. Тема. Лед – вода Цели. Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». Материал. Лед( на каждого ребенка) , две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года( на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки) . , смайлики( на каждого ребёнка) , мультфильм «Смешарики. Азбука безопасности. На тонком льду») . Программные задачи: Образовательные: закрепить знания о временах года, сформировать у детей представления о действии «превращение», расширять кругозор детей. Развивающие: развивать зрительную память, внимание, смекалку. Способствовать развитию речи, умению логически мыслить. Воспитательные: воспитывать самостоятельность суждений, интерес к познанию нового. Методы и приёмы: ; наглядные( наблюдение, простейшие опыты, демонстрация мультфильма; словесные( беседа, ) . Предварительная работа: беседа о временах года, чтение сказок с превращениями: русские народные сказки «Царевна- Лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», сказки Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», сказка С. Аксакова «Аленький цветочек». Словарная работа: активизация словаря( со льдом, по льду, в лёд) Литература. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников, Москва, 2014 год Ход НОД: Орг. Момент « Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся» Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами целый день было хорошее настроение. Наше правило- « Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре- смело, четко говорим и тихонечко сидим» Воспитатель. Ребята, в прошлый раз мы с вами говорили о превращениях. Кто мне скажет, что может превращаться? Какие бывают превращения? Дети. Маленькое в большое! Яйцо- цыплёнок Воспитатель. Очень хорошо. А еще мы превращали пластилиновый кубик в шарик. Пластилин сначала был какой? ( Твердый. ) Правильно, твердый, а потом вы его руками мяли- мяли и он стал какой? ( Мягкий. ) А что еще мягкое? ( Пластилин. Подушка. Игрушки. ) А что твердое? ( Камешек. Дерево. ) Как вы думаете, твердое может во что- нибудь превратиться? Сейчас с посмотрим Воспитатель: Ребята, мы с вами прочитали много сказок с превращениями. Кто может сказать, что же такое превращение? Дети: Превращение – это изменение. Воспитатель: Правильно. Превращение – это когда кто- то( что- то) изменится. Давайте вспомним сказки и превращения в них: презинтация Лягушка→царевна. Как называется сказка? Братец Иванушка→козлёночек. Тыква→карета Чудовище→принц. Великан- людоед→мышь. Молодцы! Все справились. Подумайте и скажите в сказках превращения они какие? - Дети сообщают варианты. Воспитатель. Сегодня мы с вами побудим волшебниками и попробуем своё превращение. И сейчас мы превратимся в волшебников. Слушайте заклинание. «Топ, топ, хлоп, хлоп, Вокруг себя повернись, В маленького волшебника превратись». В: Вот мы и стали волшебниками! И отправляемся в волшебную лабораторию, но в волшебной лаборатории как и в любой другой есть правила, которые нужно соблюдать давайте их вспомним…. Правила безопасности Педагог раздает детям пакетики со льдом и говорит: «Ну- ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте. ( Это лед. ) Какой лед на ощупь? Если мы делаем превращение, то во что мы можем превратить лёд! ( в воду) Как мы можем превратить лёд в воду? ( ответы детей) Дети греют лед в ладонях, появляется вода. Воспитатель. Откуда взялась вода? ( Из льда получилась вода. ) А лед остался таким же, как был? ( Кусочки стали маленькие. ) Во что превращается лед? Дети. Лед превращается в воду. Далее педагог предлагает: давайте нарисуем превращение льда в воду. Рисует сначала кусок льда, потом лужицу. Спрашивает: «Как узнать, что лед превратился в воду? » Дети. Нужно нарисовать стрелку. Ребенок( по желанию) выходит и рисует стрелку. Физминутка. Лёд да лёд А по льду пингвин идёт. Лёд да лёд, скользкий лёд. Но пингвин не упадёт. Топ, топ, хлоп, хлоп. Лёд да лёд А по льду пингвин идёт. Воспитатель. Молодец. Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что лед превращается в воду. А когда лед тает? ( Когда тепло. ) Когда можно увидеть лед? ( Зимой. ) А что зимой бывает? ( Снег, холод, лед. ) А когда не бывает снега и льда? ( Летом. ) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой… ( Холодно. ) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой…( Зимой снег, лед на речке. ) Когда лед появляется на речке? ( Когда холодно. ) А когда лед превращается в воду? ( Когда тепло. ) Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода. Педагог демонстрирует картинки с изображением одного и того же пейзажа в разное время года: зимой и летом. ( На первой картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке. На второй замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки. ) Спрашивает: «Что нарисовано на первой картинке? ( Зима. ) А на второй? ( Лето. ) На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? ( По льду. ) А на этой картинке что в речке? ( Вода. ) Как вы думаете, детям на второй картинке холодно? Они мерзнут? Правильно, им тепло. А почему тепло? ( Потому что светит солнышко. ) А на первой картинке холодно или тепло? ( Холодно. ) В завершение педагог предлагает детям поиграть в уже знакомую им игру «Наоборот» и произносит «Большой». ( Маленький. ) – Тяжелый. ( Легкий. ) – Холодный. ( Теплый. Горячий. ) – Зима. ( Лето. ) – Тепло. ( Холодно. ) – Лед. ( Вода. ) И так далее. Воспитатель. Молодцы. Ребята, лёд на реке может быть очень опасным. А почему, мы сейчас узнаем. Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности. На тонком льду» Гимнастика для глаз Раз- налево, два- направо, Три- наверх, четыре- вниз. А теперь по кругу сморим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Сил дадим им много- много, Чтоб усилить в тысячу раз! «Топ, топ, хлоп, хлоп, Вокруг себя повернись, В деток снова превратись». Рефлексия. Воспитатель: кем мы сегодня были? Чем интересным занимались? Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Дети. Мы узнали о превращении льда в воду, воды в лёд. О том, как опасно выходить на лед речки.