a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Упражнения дыхательной гимнастики

Автор: Парфенова Екатерина Альбертовна Опубликовано: 2025-10-21 12:34:34

Документы для скачивания

Дыхательная гимнастика — это один из краеугольных камней в логопедической работе, особенно с детьми. Правильное речевое дыхание является основой для формирования звукопроизношения, развития голоса, интонации и темпа речи. Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми: Занятие" Воздушные приключения" Цель занятия: Развитие правильного речевого дыхания( длительного, плавного, экономичного выдоха) , укрепление дыхательной мускулатуры, формирование диафрагмального дыхания, улучшение голосовых и артикуляционных функций. Задачи: 1. Учить детей осуществлять глубокий вдох через нос и длительный, плавный выдох через рот. 2. Развивать силу и направленность выдыхаемой воздушной струи. 3. Формировать умение регулировать объем выдоха. 4. Стимулировать диафрагмальное дыхание( дыхание животом) . 5. Развивать координацию движений и дыхания. 6. Создать позитивный эмоциональный фон. Принципы проведения дыхательной гимнастики: • Игровая форма: Все упражнения должны быть представлены как увлекательная игра. • Регулярность: Проводить ежедневно по 5- 10 минут. • Дозировка: Избегать переутомления и гипервентиляции. Каждое упражнение повторять 3- 5 раз. Между упражнениями делать небольшие паузы для отдыха. • Поза: Сидя или стоя, спина прямая, плечи расслаблены, голова слегка приподнята. • Вдох: Тихий, через нос, плечи не поднимаются. • Выдох: Плавный, длительный, ротовой, без напряжения, контролируемый. • Контроль: Логопед постоянно контролирует правильность выполнения, при необходимости помогает ребенку( например, кладет руку на живот для ощущения движения диафрагмы) . • Свежий воздух: Желательно проветрить помещение перед занятием. План занятия" Воздушные приключения" I. Организационный момент( 1- 2 мин) • Приветствие. • Создание позитивного настроя: " Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну Воздуха, где научимся дышать правильно и красиво говорить! " • Напоминание о правильной осанке: " Спинка прямая, как стрела, плечики опущены, как крылышки, животик расслаблен. " II. Основная часть: Дыхательные упражнения( 7- 8 мин) 1. Упражнения без предметов( для освоения базовых навыков) : •" Цветок нюхаем – одуванчик дуем" • Цель: Обучение носовому вдоху и плавному ротовому выдоху. • Как выполнять: " Представьте, что вы нюхаете красивый цветок( глубокий вдох носом, губы трубочкой) . А теперь подуйте на одуванчик, чтобы все пушинки разлетелись( длительный, плавный выдох через рот) . " • Повторения: 3- 4 раза. •" Насос" • Цель: Развитие диафрагмального дыхания, координация движений и дыхания. • Как выполнять: " Мы накачиваем шину для велосипеда. Встаньте прямо, руки опущены. Наклоняемся вперед, произнося" с- с- с" ( выдох) , выпрямляемся( вдох носом) . Руки при этом делают движения, как будто держат ручку насоса. " • Повторения: 3- 5 раз. • Комментарий: Следить, чтобы вдох был глубоким, а выдох – длительным. •" Шарик" • Цель: Развитие диафрагмального дыхания, увеличение объема легких. • Как выполнять: " Представьте, что ваш животик – это воздушный шарик. Положите руки на живот. Надуваем шарик( вдох носом, живот надувается) , сдуваем шарик( выдох ртом, живот втягивается) . " • Повторения: 4- 5 раз. • Комментарий: Важно, чтобы плечи не поднимались. •" Паровозик" • Цель: Развитие ритмичного, длительного выдоха. • Как выполнять: " Мы – паровозики. Делаем вдох носом, а на выдохе произносим" чух- чух- чух" или" у- у- у" ( имитируя гудок) , постепенно удлиняя выдох. " • Повторения: 3- 4 раза. 2. Упражнения с предметами( для развития силы и направленности выдоха) : •" Снежинка/ Пушинка" • Цель: Развитие легкого, длительного, направленного выдоха. • Материал: Ватный шарик, перышко, кусочек салфетки. • Как выполнять: " Представьте, что это легкая снежинка. Положите ее на ладошку. Сделайте глубокий вдох и подуйте на нее так, чтобы она полетела далеко- далеко. " • Повторения: 3- 5 раз. • Комментарий: Следить, чтобы щеки не надувались, выдох был целенаправленным. •" Кораблик" • Цель: Развитие длительного, плавного выдоха. • Материал: Тазик с водой, бумажные кораблики. • Как выполнять: " Наши кораблики плывут по морю. Сделайте вдох и подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл к другому берегу. " • Повторения: 3- 5 раз. • Комментарий: Выдох должен быть равномерным, без рывков. •" Футбол" • Цель: Развитие сильной, направленной воздушной струи. • Материал: Небольшие ворота( можно сделать из конструктора) , ватный шарик. • Как выполнять: " Мы играем в футбол. Положите ватный шарик на стол перед воротами. Сделайте вдох и подуйте на шарик, чтобы забить гол! " • Повторения: 3- 5 раз. •" Мыльные пузыри" • Цель: Развитие длительного, плавного, регулируемого выдоха. • Материал: Мыльные пузыри. • Как выполнять: " Давайте надуем много- много мыльных пузырей! Сделайте вдох и медленно выдувайте воздух, чтобы получились красивые пузыри. " • Повторения: Несколько раз, пока не надоест. • Комментарий: Отличное упражнение для контроля силы выдоха. •" Ветрячок" • Цель: Развитие длительного, равномерного выдоха. • Материал: Игрушка- ветрячок. • Как выполнять: " Подуйте на ветрячок так, чтобы он долго- долго крутился. " • Повторения: 3- 5 раз. III. Заключительная часть( 1- 2 мин) • Расслабляющее упражнение" Солнышко и тучка" • Цель: Снятие напряжения, расслабление. • Как выполнять: " Представьте, что вы солнышко – потянитесь вверх, сделайте глубокий вдох. А теперь вы тучка – расслабьтесь, опустите руки, выдохните весь воздух, как будто капает дождик. " • Повторения: 2- 3 раза. • Подведение итогов: " Молодцы! Сегодня мы научились управлять своим дыханием, как настоящие волшебники воздуха. Теперь наши слова будут звучать еще красивее и понятнее! " • Похвала, поощрение. Рекомендации: 1. Индивидуальный подход: Учитывайте возраст, уровень развития и особенности каждого ребенка. Некоторые упражнения могут быть слишком сложными или, наоборот, слишком простыми. 2. Визуализация: Максимально используйте наглядные пособия, игрушки, картинки. Рассказывайте истории, связанные с упражнениями. 3. Мотивация: Постоянно хвалите ребенка за старание, даже если не все получается идеально. Используйте жетоны, наклейки, маленькие призы. 4. Постепенное усложнение: Начинайте с простых упражнений, постепенно увеличивая длительность выдоха, количество повторений и сложность задач. 5. Следите за состоянием ребенка: Если ребенок начинает кашлять, кружится голова, появляется бледность – немедленно прекратите упражнение и дайте отдохнуть. 6. Связь с речью: По мере освоения дыхательных упражнений, постепенно вводите элементы речевого дыхания: произнесение гласных на одном выдохе, затем слогов, слов, коротких фраз. 7. Домашнее задание: Объясните родителям важность дыхательной гимнастики и покажите несколько простых упражнений, которые они могут выполнять дома с ребенком. Дыхательная гимнастика — это не только полезно, но и очень весело! Превратите каждое занятие в игру, и результаты не заставят себя ждать.

Оставить комментарий: