«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».
Л.С. Выготский.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания.
Одно из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность.
Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?
Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.
И большую роль здесь может сыграть развивающая предметно-пространственная образовательная среда, а именно центр экспериментирования, или центр природы и науки.
Эффективное функционирование этого центра-один из сложных видов работ при создании «говорящего» дома.
«Говорящий» дом даёт возможность ребенку ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность, инициативность, автономность, поднять собственную значимость. Стены, игрушки, мебель такого дома как бы говорят:
Ты здесь очень важен!
Твой труд ценен!
Твое мнение много значит!
Мы гордимся твоими достижениями!
Здесь много интересного для тебя!
Попробуй это! Тебе понравится! И т.д.
Я хочу поделиться своим опытом создания автодидактичного центра экспериментирования после прохождения курса у Юлии Илюхиной.
Сначала я честно ответила «нет» на вопросы:
Дети находятся в центре больше 5 минут?
У них развивается хоть какой-нибудь намёк на какое-то исследование?
Если ты сам сядешь в центр, будет ли тебе там интересно?
Тебе понятно, что надо делать?
У тебя есть все необходимое для твоего замысла?
Ты как-то можешь поделиться результатами своего труда, даже если ты это сделаешь?
Кроме того, именно в центре экспериментов наиболее остро чувствуется нехватка автодидактичности, то есть такого свойства среды, которое позволяет ребенку самообучаться, без взрослого рядом.
Познавательно-исследовательская деятельность сама по себе сложна, требует структурирования своего поведения, саморегуляции и очень сильной мотивации. Мы хотим делать то, что у нас получается. Поэтому важно создать ситуацию успеха. «Я попробовал, и у меня получилось! А попробую я ещё это!»
Как создать автодидактичную среду?
Шаг1.Нужно найти в своей программе задачи образовательной области «Познавательное развитие» для возраста своих воспитанников.
Шаг2. Найти 5-6 подходящих опытов и экспериментов, позволяющих достичь этих задач и не представляющих технических сложностей при проведении для детей.
Шаг3. Составить по этим опытам
Л.С. Выготский.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания.
Одно из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность.
Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?
Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.
И большую роль здесь может сыграть развивающая предметно-пространственная образовательная среда, а именно центр экспериментирования, или центр природы и науки.
Эффективное функционирование этого центра-один из сложных видов работ при создании «говорящего» дома.
«Говорящий» дом даёт возможность ребенку ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность, инициативность, автономность, поднять собственную значимость. Стены, игрушки, мебель такого дома как бы говорят:
Ты здесь очень важен!
Твой труд ценен!
Твое мнение много значит!
Мы гордимся твоими достижениями!
Здесь много интересного для тебя!
Попробуй это! Тебе понравится! И т.д.
Я хочу поделиться своим опытом создания автодидактичного центра экспериментирования после прохождения курса у Юлии Илюхиной.
Сначала я честно ответила «нет» на вопросы:
Дети находятся в центре больше 5 минут?
У них развивается хоть какой-нибудь намёк на какое-то исследование?
Если ты сам сядешь в центр, будет ли тебе там интересно?
Тебе понятно, что надо делать?
У тебя есть все необходимое для твоего замысла?
Ты как-то можешь поделиться результатами своего труда, даже если ты это сделаешь?
Кроме того, именно в центре экспериментов наиболее остро чувствуется нехватка автодидактичности, то есть такого свойства среды, которое позволяет ребенку самообучаться, без взрослого рядом.
Познавательно-исследовательская деятельность сама по себе сложна, требует структурирования своего поведения, саморегуляции и очень сильной мотивации. Мы хотим делать то, что у нас получается. Поэтому важно создать ситуацию успеха. «Я попробовал, и у меня получилось! А попробую я ещё это!»
Как создать автодидактичную среду?
Шаг1.Нужно найти в своей программе задачи образовательной области «Познавательное развитие» для возраста своих воспитанников.
Шаг2. Найти 5-6 подходящих опытов и экспериментов, позволяющих достичь этих задач и не представляющих технических сложностей при проведении для детей.
Шаг3. Составить по этим опытам