методические разработки
Документы для скачивания
Инновационная работа ДОУ( курс бурятского языка) Тема: Бурятский язык как государственный в детском саду. Актуальность курса бурятского языка Сохранение и возрождение национальной культуры являются нынче одной из первостепенных задач. Овладение каждым человеком духовными богатствами родного народа содействует подлинному взаимопониманию между людьми разных национальностей, установлению между ними культурных контактов. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Особую роль для развития глубоких чувств, как известно, играют знания, поэтому необходимо познакомить детей с природой, историей, традицией бурятского народа. Изучение культуры бурятского народа на начальном этапе становления личности – актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта. Самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с её многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры народа через язык. Содержание курса по бурятскому языку Дата Тема Содержание Сентябрь. 1- я неделя Доктор Айболит и его друзья Учить правильно полными ответами отвечать на вопрос какой? Продолжить знакомство с дикими животными; Формировать навыки правильного звукопроизношения( ай, о о) ; Воспитывать интерес к изучению бурятского языка. Сентябрь. 2- я неделя H амо и h амасо. Дифференцация звуков[ h и х] . Закрепить произношение звуков[ у и y] . Уточнить и активизировать произношение звуков[ h и х] . Научить их правильно дифференцировать в словах и фразах. Активизировать в речи слов а- прилагательные: томо, h айхан, жаахан, амтатай. Развивать фонематический слух, связную речь, внимание. Воспитывать интерес к изучению бурятского языка Сентябрь. 3- я неделя Хубса h ан Упражнять детей в правильном произношении звуков[ h, х] . Закрепить умение в определении позиции звука в словах. Развивать интерес к бурятскому народному костюму. Ознакомить с деталями бурятской национальной одежды. Воспитывать их на народных традициях развивать художественный вкус. Сентябрь. 4- я неделя. Арадай аман зохёол Познакомить детей с русской народной сказкой »Репка» на бурятском языке. Научить детей пересказу текста, умению рассказывать выразительно, полно и последовательно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь. Октябрь. 1- я неделя Игра- викторина »В гостях у сказки» Закрепить знание детей о бурятских и русских сказках. Развивать вязаную речь, фонематический слух, умения использовать в речи интонации, силу голоса, темп речи. Воспитывать дружелюбие, ответственность, взаимопомощь. Октябрь. 2- я неделя. Эдеэн Познакомить детей с лексическими единицами по теме. Активизировать в речи структуры: сагаан hy н, а мтатай тараг, халуун сай. Познакомить с глаголами: шанааб, эдинэ в структурах: Би … шанааб, y нэгэн … эдинэ. Октябрь. 3- я неделя. Минии бэе Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, пополнять активный словарь. Октябрь. 4- я. неделя Хубса h ан Уточнить названия, назначение головных уборов и предметов одежды её детали; формировать представление о видах одежды соответственно времени года; учить сравнивать и обобщать. Ноябрь. 1- я неделя Минии нааданхай Проявить интерес к изучению бурятского языка Ноябрь. 2- я неделя. Одото са г( конкурс- викторина) Закреплять умение сопоставлять, анализировать делать выводы, равивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Ноябрь. 3- я неделя. Табан хушуу мал. Г эрэй амитад- Домашние животные. Продолжить отработку изучаемой лексики; познакомить с новой грамматической структурой. ( У меня есть собака. У меня нет собаки. У тебя есть собака? ) Закрепить структуру разговорной речи. Ноябрь. 4- я неделя. Буряад хубса h ан Познакомить детей с новым лексическим материалом: буряад хубса h ан, малгай, дэнзэ, зала; тренировать в аудировании, говорении, употреблении лексических единиц до уровня предложении; расширять кругозор детей на языковом материале. Развивать память, внимание, мышление; познакомить детей с бурятским национальным костюм, связывая с обычаями бурятского народа. Декабрь. 1- я неделя. Заняти е- викторина( закрепление пройденного) Развивать монологическую речь, самостоятельность творческого мышления; воспитывать у детей стремление к приобретению знаний. Декабрь. 2- я неделя. Откуда берутся болезни? Дать понятие детям, откуда берутся болезни, вызвать желание беречь свой организм, закрепить правило заботливого отношения к себе. Декабрь. 3- я неделя. Точечный массаж. Дать детям понять представление о точечном массаже, какую основную роль играет в жизнедеятельности организма человека; учить правильно находить наиболее активные биологические точки для выполнения массажа; почувствовать удовольствие от растяжки мышц при массаже. Декабрь. 4- я неделя. В гости к нам пришёл козлёнок Бабана Продолжать обучение детей составлению предложений на бурятском языке, активизации словаря и коммуникации. Январь. 3- я неделя. Таинственная загадочная. ( к омплексно- тематическое занятие познавательного цикла Уточнить и закрепить знания детей о планете Земля. Закрепить представление детей о солнечной системе, о планетах, их характерных особенностях, умение ориентироваться по карте. Развивать умение анализировать свои действия, сверстников. Расширять знания детей о людях разных рас, проживающих на планете Земля. Вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой игровой деятельности. Совершенствовать навыки работы в коллективе, с микрогруппами. Развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию, память способность к самоконтролю. Воспитывать чувство ответственности за всё живое на Земле, привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков и красок окружающего мира природы, научить прислушиваться к ним. Январь. 4неделя. Мир, в котором мы живём. Р асширить представление детей об окружающем мире. Развить речевое творчество: умение составлять описательный рассказ, связано и образно высказывать свои мысли, выдерживать определённую последовательность, изложения, чётко отвечать на вопросы. Воспитывать культуру общения, желание участвовать в коллективной игре, быть взаимно вежливым. Февраль. 1неделя. « Эрын гурбан наадан »- «Три игры мужчин»( спортивное развлечение) Познакомить детей со спортивными играми бурятского народа. Развивать интерес к обучению бурятскому языку и физическому воспитанию. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищество. Февраль. 2 неделя. « Одо м y шэтэ саг»- «Звёздный час» «Домашние животные», «Цвет», »Учимся считать», »Овощи», »Дикие животные» по этим темам повторить и закрепить пройденный материал. Учить детей правильно задавать вопросы давать ответы. Формировать грамматическую правильную речь. Учить детей составлять последовательные и интересные описания по картине. Февраль. 3- я неделя. Онтохон « Гэр – гэрхэн » Закрепить знания детей о животных. Способствовать совершенствованию интонационной выразительности и диалогической речи. Февраль. 4- я неделя. « Табан хурган » Г. Чимитов. ( инсценирование стихотворения) Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Поупражнять в инсценировании стихотворения. Март. 1- я неделя. « Минии уг гарбал ». Моя родословная. Уточнить знания детей о родственных связях. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения; развивать речь. Активизировать соответствующий словарь. Март. 2- я неделя. Эдеэ хоол баригты. Приглашаем к столу. Продолжить обучение детей пониманию слов – действий, правильно отвечать на вопросы в утвердительной и отрицательной форме. Совершенствовать навыки правильного произношения звука[ h] . Познакомить с новыми словами по теме: »Еда «( Эдеэ хоол) . Поддерживать интерес к бурятскому языку. Март. 3- я неделя. Птицы Формировать представление детей о птицах. Учить грамматической правильной речи, точности выражения своей мысли. Обогащать и развивать речь детей. Развивать у детей творческую активность, воображение, целостное восприятие объекта. Воспитывать бережное отношение ко всему живому в природе. Март. 4- я неделя. Что? Где? Когда? ( конкур с- развлечение) Учить детей правильной бурятской речи. Развивать мышление, творческую инициативу. Воспитывать любовь к родному краю, культуре, а также внимание, усидчивость, чувство коллективизма « один за всех и все за одного». Апрель. 1- я неделя. Сказка «Красная шапочка» Научить детей инсценировать народные сказки. Развивать речь детей через сказки. Воспитывать любовь к родным; дать понятие, что добро побеждает зло. Апрель. 2- я неделя. Праздник семьи. Гэр булын найр. Продолжать прививать уважительное отношение к родителям и старшим по возрасту, создавать культ семьи и культ дружбы, устанавливать связи между поколениями. Апрель. 3- я неделя. Моя семья Познакомить детей с новыми словами из темы: «Моя семья», тренировать их в правильном произношении. Развивать быстроту мышления, слуховое понимание, воспитывать интерес к изучению бурятского языка. Апрель. 4- я неделя. Арадай аман зохёол « Хун нохой хоёр » Познакомить детей с героем бурятских сказок Будамшуу. Обогащать словарь детей: у рдын урда сагта, тиигээд, гэнтэ, онтохомнай дуурбэ; работать над развитием фонематического слуха, умение находить слова со звуком[ х] в выражениях. Май. Повторение пройденных материалов. ( по выбору воспитателя) .
null