a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе с использованием пальчиковых игр на тему: "Веселые пальчики"

Автор: Калинина Светлана Валерьевна Опубликовано: 2025-12-20 20:41:55

Документы для скачивания

Информационная карта проекта

Название проекта: "Веселые пальчики"

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип: познавательно - игровой, развитие речи.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Место проведения проекта: МБДОУ «Детский сад №130»

Срок реализации проекта: ноябрь 2021.

 

Актуальность проекта

В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Продолжительность проекта: 4 недели.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2 года.

Цель: изучить возможности пальчиковой гимнастики в развитии речи детей раннего возраста.

Задачи проекта.

  1. Теоретические задачи.

- изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого - педагогические, технологические условия проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей раннего возраста.

- выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у

детей раннего возраста.

- выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук.

- выявить индивидуальные способности детей в развитии пальчиковой гимнастики.

- проанализировать влияние пальчиковой гимнастики на овладение правильной и

образной речи детей раннего возраста.

  1. Практические задачи.

- разработать систему форм и методов, помогающих решению проблемы развития речи у

детей раннего возраста.

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

- взаимодействие с родителями в обогащении предметно-развивающей среды и создания

условий для накопления ребенком навыков и умений по мелкой моторике, по работе и

играм с пальчиками у детей раннего возраста.

Объект проекта: процесс речевого развития детей раннего возраста.

Предмет проекта: пальчиковая гимнастика.

 

1.Организационно-подготовительный этап

-изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме;

- постановка цели и задач, составление плана работы;

- анкетирование родителей;

– разработка консультаций для родителей;

–диагностика (первичная) уровня сформированных навыков развития мелкой моторики и

координации движений рук у детей.

 

  1. Практический этап

-пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала;

- обогащение развивающей среды;

- составление перспективного плана проектной деятельности;

- подборка упражнений для пальчиковой гимнастики;

- совместная деятельность с родителями;

- практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей.

 

3.Заключительный этап

- видеоролик пальчиковой гимнастики;

- оформление проектной деятельности;

- анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.

 

Формы работы с детьми:

  1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек.
  2. Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
  3. Народные игры с ладошками;
  4. Игры с природным материалом;
  5. Игры с предметами домашнего обихода;
  6. Игры с песком и водой;
  7. Дидактические игры;
  8. Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка).

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 неделя

- Игры с крупой «Найди шарик» Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.

- Д/и «Картинки-половинки» Задачи: развивать у детей наглядно-образное мышление, учить  составлять из частей целое изображение, развивать зрительное восприятие.

- Массаж: «Гостинцы» Задачи: развивать мышечную силу, точность движений, ловкость,

ориентировку в пространстве

- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Огни в окнах домов» Задачи: развивать у детей умения узнавать изображения домов, мазками контрастных цветов изображать огоньки в окнах, идентифицировать жёлтый цвет, развивать приёмы работы кистью, мелкую моторику; прививать интерес к рисованию.

- Художественно-эстетическое развитие(лепка) «Заборчик для избушки»

Задачи: развивать у детей умение работать с пластилином, мелкую моторику рук, осваивать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями, прививать интерес к творческой деятельности, воспитывать аккуратность.

- П/игра «Ловим мыльные пузыри» Задачи: вызвать у детей положительные эмоции от совместных игровых действий, чувства ритма.

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Я пеку»  Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Игры с прищепками «Дополни картину» (к тучке – капельки дождя) Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательную активность детей, внимание, усидчивость.

- Беседа для родителей “Пальцы помогают говорить”.

- Настольная игра «Мозаика». Задачи: развитие мелкой моторики рук, воображения и пространственного расположения, воспитывать усидчивость и терпение.

2 неделя

- Д/и «Кусачки» (игры с прищепками)Задачи: развивать силу рук, развивать дифференцированные движения пальцев рук

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками» Задачи: развивать мышечную силу, точность движений, ловкость,  ориентировку в пространстве

- Игры с водой «Рыбалка» Задачи: развивать умение различать и называть основные цвета, обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Тук-тук» Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно,

красную отдельно). Задачи: осваивать умение удерживать мелкие предметы двумя пальцами, развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки.

- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Узор для платья куклы» Задачи: формировать представления детей о частях тела, вызвать желание украсить платье куклы, ритмично нанося мазки на силуэт, развивать умение работать кистью, упражнять различать краски по цвету, идентифицировать цвета, поддерживать желание детей помогать любимым игрушкам в трудной ситуации, радовать их сюрпризом.

- Художественно-эстетическое развитие(лепка) «Баранки для Мишки» Задачи: развивать у детей интерес к процессу и результату лепки, осваивать умение находить сходство с предметами, аккуратно пользоваться пластилином, разделять кусок на три части, скатывать палочки, соединяя их в колечки, обыгрывать получившийся объект.

- П/игра «Солнышко и дождик» Задачи: совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.Улучшать психофизическое самочувствие на основе радостных, эмоциональных переживаний.

- Игры с прищепками «Дополни картину» (к морковке или свёкле – ботву) Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательную активность детей, внимание, усидчивость.

- Игровой практикум для родителей

3 неделя

- Д/и «Открути-закрути» Задачи: развивать координацию движений, моторику рук, внимание, совершенствовать двигательную память.

- Упражнение с массажными мячиками -«Шарик» Задачи: развивать мышечную силу, точность движений, ловкость, ориентировку в пространстве.

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Цыплята» Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Колеса для машины» Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на проблемную ситуацию, желание сделать доброе дело, побуждать детей рисовать округлые формы, сравнивать предметы по величине, назначению, активизировать словарный запас, развивать мелкую моторику рук, интерес к дорисовыванию деталей предметов.

- Художественно-эстетическое развитие(лепка) «Орешки для белочки» Задачи: развивать у детей интерес к процессу и результату лепки, осваивать аккуратно пользоваться пластилином, формировать у детей умения отрывать небольшие комочки от целого куска, раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями, проявлять заботу о белочке, вызывать эмоциональное, доброжелательное отношение к персонажу, желание помочь.

- Д/и «Бусы» Задачи: формировать умения у детей собирать бусы на шнурок, обогащать сенсорный опыт, пассивный словарь «нанизывать» и активный «бусины, шнурок», развитие мелкой моторики рук, развивать зрительное восприятие.

-Пальчиковая гимнастика «Дом» Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Игры с прищепками «Дополни картину» (к рыбке – хвостик и плавники) Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательную активность детей, внимание, усидчивость.

- Памятки для родителей: «Комплекс мер, способствующих развитию рук и

ручной умелости»

4 неделя

- Д/и «Комочек с секретом» - разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

- Упражнение с массажными мячиками «Ласковый ёж» Задачи: развивать мышечную силу, точность движений, ловкость, ориентировку в пространстве.

- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «На деревья, на лужок тихо падает снежок» Задачи: вызвать у детей интерес к образу зимы, желание рисовать вместе с воспитателем, ритмично располагать мазки на листе бумаги, упражнять аккуратно пользоваться  кистью, развивать мелкую моторику рук, прививать интерес к творческой деятельности.

- Художественно-эстетическое развитие(лепка) «Колобок» Задачи: развивать интерес к процессу и результату лепки, вызвать желание создавать образы сказочных персонажей, закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, побуждать рисовать на вылепленном изобраении некоторые детали.

- Игры с водой «Достань, что скажу»Задачи: развивать мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию.

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Рыбки» Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Игры с прищепками «Дополни картину» (к ёжику – иголки) Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательную активность детей, внимание, усидчивость.

-Игры с шнуровкой Задачи: развивать мелкую моторику и подбирать шнурки, вставляя их в отверстия, воспитывать усидчивость, внимание, логическое мышление.

 

Заключение

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей

раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что

положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

  • проделанная работа способствовала снятию напряжения рук и губ, снятию

умственной усталости, а также дала ощутить детям радость телесного контакта;

  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с

новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес

играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие

мелкой моторики рук;

  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным,

улучшилась память.

Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень

заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились

правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях и использовать

большинство окружающих их предметов для развития мелкой моторики рук

Оставить комментарий: