Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе с использованием пальчиковых игр на тему: "Веселые пальчики"
Документы для скачивания
Информационная карта проекта
Название проекта: "Веселые пальчики"
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип: познавательно - игровой, развитие речи.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Место проведения проекта: МБДОУ «Детский сад №130»
Срок реализации проекта: ноябрь 2021.
Актуальность проекта
В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.
Продолжительность проекта: 4 недели.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2 года.
Цель: изучить возможности пальчиковой гимнастики в развитии речи детей раннего возраста.
Задачи проекта.
- Теоретические задачи.
- изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого - педагогические, технологические условия проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей раннего возраста.
- выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у
детей раннего возраста.
- выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук.
- выявить индивидуальные способности детей в развитии пальчиковой гимнастики.
- проанализировать влияние пальчиковой гимнастики на овладение правильной и
образной речи детей раннего возраста.
- Практические задачи.
- разработать систему форм и методов, помогающих решению проблемы развития речи у
детей раннего возраста.
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- взаимодействие с родителями в обогащении предметно-развивающей среды и создания
условий для накопления ребенком навыков и умений по мелкой моторике, по работе и
играм с пальчиками у детей раннего возраста.
Объект проекта: процесс речевого развития детей раннего возраста.
Предмет проекта: пальчиковая гимнастика.
1.Организационно-подготовительный этап
-изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме;
- постановка цели и задач, составление плана работы;
- анкетирование родителей;
– разработка консультаций для родителей;
–диагностика (первичная) уровня сформированных навыков развития мелкой моторики и
координации движений рук у детей.
- Практический этап
-пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала;
- обогащение развивающей среды;
- составление перспективного плана проектной деятельности;
- подборка упражнений для пальчиковой гимнастики;
- совместная деятельность с родителями;
- практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей.
3.Заключительный этап
- видеоролик пальчиковой гимнастики;
- оформление проектной деятельности;
- анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Формы работы с детьми:
- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек.
- Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
- Народные игры с ладошками;
- Игры с природным материалом;
- Игры с предметами домашнего обихода;
- Игры с песком и водой;
- Дидактические игры;
- Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 неделя
- Игры с крупой «Найди шарик» Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.
- Д/и «Картинки-половинки» Задачи: развивать у детей наглядно-образное мышление, учить составлять из частей целое изображение, развивать зрительное восприятие.
- Массаж: «Гостинцы» Задачи: развивать мышечную силу, точность движений, ловкость,
ориентировку в пространстве
- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Огни в окнах домов» Задачи: развивать у детей умения узнавать изображения домов, мазками контрастных цветов изображать огоньки в окнах, идентифицировать жёлтый цвет, развивать приёмы работы кистью, мелкую моторику; прививать интерес к рисованию.
- Художественно-эстетическое развитие(лепка) «Заборчик для избушки»
Задачи: развивать у детей умение работать с пластилином, мелкую моторику рук, осваивать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями, прививать интерес к творческой деятельности, воспитывать аккуратность.
- П/игра «Ловим мыльные пузыри» Задачи: вызвать у детей положительные эмоции от совместных игровых действий, чувства ритма.
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Я пеку» Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Игры с прищепками «Дополни картину» (к тучке – капельки дождя) Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательную активность детей, внимание, усидчивость.
- Беседа для родителей “Пальцы помогают говорить”.
- Настольная игра «Мозаика». Задачи: развитие мелкой моторики рук, воображения и пространственного расположения, воспитывать усидчивость и терпение.
2 неделя
- Д/и «Кусачки» (игры с прищепками)Задачи: развивать силу рук, развивать дифференцированные движения пальцев рук
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками» Задачи: развивать мышечную силу, точность движений, ловкость, ориентировку в пространстве
- Игры с водой «Рыбалка» Задачи: развивать умение различать и называть основные цвета, обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Тук-тук» Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно,
красную отдельно). Задачи: осваивать умение удерживать мелкие предметы двумя пальцами, развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки.
- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Узор для платья куклы» Задачи: формировать представления детей о частях тела, вызвать желание украсить платье куклы, ритмично нанося мазки на силуэт, развивать умение работать кистью, упражнять различать краски по цвету, идентифицировать цвета, поддерживать желание детей помогать любимым игрушкам в трудной ситуации, радовать их сюрпризом.
- Художественно-эстетическое развитие(лепка) «Баранки для Мишки» Задачи: развивать у детей интерес к процессу и результату лепки, осваивать умение находить сходство с предметами, аккуратно пользоваться пластилином, разделять кусок на три части, скатывать палочки, соединяя их в колечки, обыгрывать получившийся объект.
- П/игра «Солнышко и дождик» Задачи: совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.Улучшать психофизическое самочувствие на основе радостных, эмоциональных переживаний.
- Игры с прищепками «Дополни картину» (к морковке или свёкле – ботву) Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательную активность детей, внимание, усидчивость.
- Игровой практикум для родителей
3 неделя
- Д/и «Открути-закрути» Задачи: развивать координацию движений, моторику рук, внимание, совершенствовать двигательную память.
- Упражнение с массажными мячиками -«Шарик» Задачи: развивать мышечную силу, точность движений, ловкость, ориентировку в пространстве.
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Цыплята» Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Колеса для машины» Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на проблемную ситуацию, желание сделать доброе дело, побуждать детей рисовать округлые формы, сравнивать предметы по величине, назначению, активизировать словарный запас, развивать мелкую моторику рук, интерес к дорисовыванию деталей предметов.
- Художественно-эстетическое развитие(лепка) «Орешки для белочки» Задачи: развивать у детей интерес к процессу и результату лепки, осваивать аккуратно пользоваться пластилином, формировать у детей умения отрывать небольшие комочки от целого куска, раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями, проявлять заботу о белочке, вызывать эмоциональное, доброжелательное отношение к персонажу, желание помочь.
- Д/и «Бусы» Задачи: формировать умения у детей собирать бусы на шнурок, обогащать сенсорный опыт, пассивный словарь «нанизывать» и активный «бусины, шнурок», развитие мелкой моторики рук, развивать зрительное восприятие.
-Пальчиковая гимнастика «Дом» Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Игры с прищепками «Дополни картину» (к рыбке – хвостик и плавники) Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательную активность детей, внимание, усидчивость.
- Памятки для родителей: «Комплекс мер, способствующих развитию рук и
ручной умелости»
4 неделя
- Д/и «Комочек с секретом» - разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)
- Упражнение с массажными мячиками «Ласковый ёж» Задачи: развивать мышечную силу, точность движений, ловкость, ориентировку в пространстве.
- Художественно-эстетическое развитие (рисование) «На деревья, на лужок тихо падает снежок» Задачи: вызвать у детей интерес к образу зимы, желание рисовать вместе с воспитателем, ритмично располагать мазки на листе бумаги, упражнять аккуратно пользоваться кистью, развивать мелкую моторику рук, прививать интерес к творческой деятельности.
- Художественно-эстетическое развитие(лепка) «Колобок» Задачи: развивать интерес к процессу и результату лепки, вызвать желание создавать образы сказочных персонажей, закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, побуждать рисовать на вылепленном изобраении некоторые детали.
- Игры с водой «Достань, что скажу»Задачи: развивать мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию.
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Рыбки» Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Игры с прищепками «Дополни картину» (к ёжику – иголки) Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательную активность детей, внимание, усидчивость.
-Игры с шнуровкой Задачи: развивать мелкую моторику и подбирать шнурки, вставляя их в отверстия, воспитывать усидчивость, внимание, логическое мышление.
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей
раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что
положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
- проделанная работа способствовала снятию напряжения рук и губ, снятию
умственной усталости, а также дала ощутить детям радость телесного контакта;
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с
новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес
играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие
мелкой моторики рук;
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным,
улучшилась память.
Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень
заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились
правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях и использовать
большинство окружающих их предметов для развития мелкой моторики рук
- Программа социального партнерства с родителями (законными представителями) во второй группе раннего возраста
- Консультации
- Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе с использованием пальчиковых игр на тему: "Веселые пальчики"
- Конспекты
- Темы родительских собраний 5 класса(2023-2024 учебный год)