a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы по теме:"Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"

Автор: Калинина Светлана Валерьевна Опубликовано: 2025-12-22 08:56:20

Документы для скачивания

                   Опыт работы по  теме «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» 

 Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

По выбранной теме я изучила ряд научно-исследовательских работ о влиянии развития мелкой моторики на формирование речи - В.А.Сухомлинский, Л.С. Выготский, Е.А. Янушко, С.О. Ермакова, М.М.Кольцова и др., ознакомилась с методической литературой: Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», А.В. Найбауэр, О.В. Куракина «Мама-рядом», Д.Н.Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет», Т.В.Калинина «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет».

Также, определившись с темой самообразования, я провела работу по организации развивающей предметно-пространственной среды  в соответствии с ФГОС ДО и возрастными особенностями воспитанников, опиралась на основную образовательную программу ДОО, обменивалась опытом с коллегами, активно размещала материалы на страничках образовательных сайтов интернета.

 Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Работа осуществлялась согласно ФГОС ДОО и Федеральному закону «Об образовании в РФ».

В последние годы уровень развития речи детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители, меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Они реже делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития мелкой моторики.

Вот почему развитие речи и мелкой моторики становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Как известно, на третьем году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему. Однако, имеющихся  средств общения не хватает, поэтому малыш обращается за помощью к взрослому.  И именно с помощью пальчиковых игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.

 Теоретическое обоснование личного вклада педагога  в развитие образования

В работе по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр я опиралась на  труды М.М. Кольцовой, которая считает, что «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи». Также я  использовала теоретические знания В.А.Сухомлинского, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева и других учёных и педагогов, которые также считали, что развитие речи и мелкой моторики взаимосвязаны.

 Цель и задачи педагогической деятельности

Цель моей работы:

Развитие у детей раннего возраста речевых навыков посредством использования пальчиковых игр

Задачи:

-способствовать формированию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

- развивать умение слушать речь, понимать её содержание и соотносить слова с действиями пальцев;
-развивать мелкую моторику пальцев рук и точную координацию движений у детей через использование пальчиковых игр;
-обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы, выполненную совместно педагогом и родителями;
-повышать  компетенцию  семей воспитанников в вопросах развития речи детей посредством использования пальчиковых игр.

 Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что при систематическом использовании в работе пальчиковых игр повышается эффективность процессов развития речи детей раннего возраста

 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

На первом, подготовительном, этапе своей работы я подобрала и изучила научно-методическую литературу по теме, проанализировала развивающую предметно-пространственную среду группы.

После я организовала работу с детьми: выявила особенности развития речи у них, создала картотеки пальчиковых игр и игр с массажным мячом, разработала конспекты образовательной деятельности с использованием пальчиковых игр.

Также я организовала работу с семьями воспитанников: анкетированием выявила степень осведомлённости по данному вопросу, разработала перспективный план партнёрства с семьями воспитанников, разместила информацию в родительском уголке.

 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

На втором, основном, этапе работы я занялась пополнением развивающей предметно-пространственной среды  группы, организовала работу с детьми и их родителями.

 Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая предметно-пространственнаяю среда стала более насыщеной, разнообразной.

 Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

В работе с детьми применялись разнообразные дидактические игры и игрушки. Пополнились театральный уголок и центр «Вода-песок».

 Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

Мной были созданы дидактические игры, которые очень понравились детям и систематически использовались ими.

 Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

Также я создала картотеки пальчиковых игр и игр с массажным мячом, пальчиковые театры, лэпбук, пользовалась различными методическими пособиями.

 Организация работы с детьми

Организуя работу с детьми, я включила пальчиковые игры в образовательную деятельность, в режимные моменты: во время гимнастики, на прогулке, перед приёмом пищи, на физкультминутках, в свободное время, а также в проводимые детским садом развлечения, праздники.

 Этапы разучивания пальчиковых игр

Пальчиковые игры с детьми разучивались поэтапно: от показа воспитателем до до самостоятельного выполнения движений и проговаривания текста детьми.

В своей работе по организации пальчиковых игр я учитывала ряд принципов:

1.Принцип доступности и индивидуальности.

(Каждый ребёнок приходит в детский сад со своим багажом умений и навыков, у каждого свой индивидуальный уровень развития. Необходимо  понять личностные особенности каждого ребёнка, подбирать методы индивидуальной работы с каждым из них)

2.Принцип последовательности и систематичности.

(Наличие системы придаёт воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. Формирование умений должно происходить систематически, а не от случая к случаю).

3.Принцип связи с жизненным опытом.

(Существенным фактором обучения в игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: в режимных моментах, на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры, самообслуживания)

4.Принцип наглядности. 

(Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, весь наглядный материал в группе должен иметь привлекательный внешний вид)

 Формы работы

При этом я использовала различные формы работы:

-игры-манипуляции (в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Моя семья»),

-самомассаж кистей и пальцев рук (разминание, растирание, пощипывание и т.д.), игры с предметами (карандашами, прищепками, пуговицами и т.д.), игры на развитие тактильного восприятия («Сухой бассейн», «Чудесный мешочек»), игры со стихотворным сопровождением, игры на основе сказок (например, с пальчиковыми и перчаточными куклами-персонажами сказок), игры с музыкальным сопровождением.

 Организация работы с родителями

Организуя работу с родителями, я подготовила и провела тематическое родительское собрание, консультации,  мастер-класс, изготовила и распространила буклеты и памятки. Также в группе Viber мной выложены видеоролики с пальчиковыми играми, чтобы родители и дома занимались с детьми.

 Организация работы с родителями

Родитили приняли активное участие в мероприятиях ДОУ: в родительских собраниях, мастер-классах, консультациях, сделали своими руками дидактические игры для детей.

 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

На третьем, заключительном, этапе работы по теме с детьми группы было проведено развлечение «В гости к Кошке». В ходе мероприятия в радостной атмосфере дети закрепили знание известных пальчиковых игр, развивали мелкую моторику, речь, внимание, память, воображение, чувство ритма, показали свою доброжелательность и уважение друг к другу.

 Диапазон личного вклада педагога в развитие образования

В течение года мной теме проводился мониторинг речевого развития по показателям: «умение слушать речь и понимать её содержание», «развитие мелкой моторики пальцев рук», «развитие речи, словарного запаса»  детей раннего возраста. На диаграммах мы видим  положительную динамику, что говорит об эффективности проведёной работы.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования

Мной были созданы пальчиковые игры и игры с массажными мячами, авторские дидактические игры,  пальчиковые театры, лэпбук, разработан перспективный план работы с детьми, конспекты занятий, проведены: тематическое родительское собрание, мастер-класс, консультации, изготовлены и распространены памятки, буклеты, созданы и распространены видеоролики с пальчиковыми играми в группе.

  Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Итоги работы по выбраной теме: выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

У детей  непрерывно обогащается  словарный  запас в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Большинство воспитанников группы раннего возраста умеют договаривать фразы, воспроизводить короткие стихи, потешки.

У детей совершенствуется звуковая культура речи.

Обогащается развивающая предметно-пространственная среда группы. Родители активно включаются в совместную с ребёнком деятельность в условиях семьи и детского сада, перенимают опыт педагогов по развитию речи детей раннего возраста.

 Транслируемость практических достижений

Свои наработки в развитии речи посредством использования пальчиковых игр транслируются мной в детском саду: выступления на пед.советах,консультации, семинары,  на муниципальном уровне: участие в проведении круглого стола на базе ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», также на федеральном уровне: публикации на педагогических сайтах интернет-ресурсов.  В сборнике методических материалов образовательного портала «Инфоурок» - 2020 (VII часть) я опубликовала статью «Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением».

 

 

Оставить комментарий: