Развитие художественной одаренности посредством тестопластики
1 (Слайд)«Развитие художественной одаренности посредством тестопластики»
Добрый день! Уважаемые педагоги! Тема моего выступления:
«Развитие художественной одаренности посредством тестопластики»
Я хочу поделиться с вами опытом работы по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности «Основы декоративно-прикладного искусства» для детей 4-7 лет «Расписная ярмарка". По данной программе я работаю 5 лет.
2 (Слайд)«Сила страны не в пространстве...
Цель вы видите на экране.
Мы живем в суровых климатических условия Севера, дети вынуждены в основном находиться в помещении, и, к сожалению, они не видят ничего кроме детского сада и дома. В выходные дни дошкольники слишком много времени проводят перед экраном телевизора, компьютера, что совершенно не оставляет ребенку времени для развития воображения. В настоящее время наши дети, как никогда нуждаются в том, чтобы взрослый помог ему приобрести разный по характеру опыт для развития воображения.
3 (Слайд) Успех одаренного ребенка
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё. Успех одаренного ребенка во многом зависит от заботливых родителей, наследственности, окружающей среды, от преподавателей и той атмосферы, в которой он находится. Бедная внешняя среда затормаживает развитие мозга, разнообразная – стимулирует. Одаренным может стать каждый ребенок, для этого нужно развивать его личное мышление.
4 (Слайд) Социализация одаренного ребенка
Если сегодня в детских глазах будут отражаться любознательность, интерес, желание фантазировать, творить, познавать, открывать новый удивительный мир, то наши воспитанники будут успешными в будущем, легко адаптируются в обществе и реализуют себя.
5 (Слайд)Задачи:
Задачи вы видите на экране.
Дополнительное образование детей гарантирует детям возможность непрерывного развития своих способностей, в том числе и неординарных. Оно обеспечивает ребёнку возможность пройти все этапы развития одарённости — от выявления через становление, до успеха.
6 (Слайд) (3 раза) Благодаря творчеству
Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности, что предполагает определение закономерности, заключающейся в том, что успешность социализации взаимосвязана с высокой конкурентоспособностью личности одаренного ребенка.
7 (Слайд) (3 года обучения)
Программа рассчитана на три года обучения: 2 занятия - по лепке и 2 занятия - роспись изделий из соленого теста. Все занятия в программе предусматривают строго последовательный ряд «от простого – к сложному» (принцип последовательности). Ставятся посильные задачи, которые на данном этапе воспитанники способны выполнить. Дети должны чувствовать, что у них все получается, тогда они сохранят интерес к дальнейшему освоению предмета.
8 (Слайд)Ожидаемые результаты: (показать)
Главной отличительной особенностью процесса социализации одаренных детей является ориентация на способность к саморазвитию, самосовершенствованию, воспитание человека, обладающего склонностью к нестандартным способам решения проблем в различных жизненных ситуациях.
9 (Слайд) Одаренный ребенок
Работая с соленым тестом дети учатся самостоятельно работать над собой, своим мышлением, воображением, что обеспечивает формированию креативных качеств личности - таких как, творческое состояние, изобретательность, продуктивная оригинальность мышления.
10 (Слайд)(Мониторинг)
Мониторинг выявления усвоения детьми программы дополнительного образования «Расписная ярмарка» проводился 2 раза за учебный год по следующим показателям:
Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя различные приемы (налепом, рельефом, оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания);
Умение аккуратно расписывать изделие красками;
Умение использовать стеку и другие подручные материалы для украшения изделия.
11 (Слайд)(Хлебосол) история
Работа с соленым тестом доставляет детям любого возраста удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол".
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества. Вещи, сделанные вручную, ценятся в современном мире. Именно благодаря им, любой дом становится непохожим на другой, наполняется уютом и теплом.
12 (Слайд) интеграция.
В программе «Расписная ярмарка» успешно совмещены 2 вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.
13 (Слайд ) фото детей с работами
В дошкольном возрасте детям еще очень сложно самостоятельно выбрать и изобразить какую-либо тему. Четко поставленная руководителем задача облегчает работу, помогает дошкольникам сконцентрироваться, побуждает учиться новому, двигаться вперед.
14 (Слайд ) Основной аспект программы – работа с формой, и, как следствие, развитие наблюдательности, глазомера, объемно-пространственного мышления, фантазии. Дети быстрее определяют предметы, сравнивая их между собой. Они учатся придумывать и изображать свои формы, а также комбинировать из отдельных фигур сложные образы. В первый год обучения, дети 4-5-лет должны работать по определенному образцу, а чем старше и опытнее они становятся, тем больше творческой свободы им должно предоставляться.
15 (Слайд «Гирлянда поделок») 4 раза
Для детей 4-5 лет занятия продуманы так, что одно занятие перетекает в другое и в результате образуется цепочка изделий - гирлянда из поделок - украшение для дома.
16 (Слайд «Поделки»)Занятия по лепке из соленого теста позволяют:
- (кулоны, подвески, елочные украшения и др.)
17 (Слайд «Поделки»)
- Изготавливать плоские изделия, украшенные налепами - выпуклыми деталями (подковы, дверные таблички, корзины с грибами, вазы с фруктами и др.)
18 (Слайд «Поделки»)
- Изготавливать объемные изделия способом сборки из отдельных деталей (объемные домики, салфетницы, шкатулки и др.)
19 (Слайд «Поделки»)
4. ... фигурки животных и человека с использованием каркаса из проволоки или фольги (ежик, улитки, божьи коровки, домашние и дикие животные, Дед Мороз, Снегурочка и др.)
20 (Слайд «Поделки»)
5. Изготавливать сложные композиции и панно на заданную тему («Новогодний заяц», «Лунный кот»).
21 (Слайд ) «Поделки»
6. Изготавливать декоративную лепку и роспись (дымковская игрушка).
22 (Слайд) (Персональная выставка ребенка)
Работа с соленым тестом является условием для выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности, их самореализации.
23 (Слайд) (Фото работ на конкурс)
... позволяет нам участвовать на городских конкурсах: «Новогодней игрушки», «Пожарная безопасность», «Мы на Севере живем», «Русь мастеровая»
24 (Слайд) (Пасха) мастер-класс для родителей
Перед празднованием Пасхи мною был проведен мастер – класс для родителей, чьи дети посещают кружок «Расписная ярмарка».
25 (Слайд) (Подставка) Родителям представилась возможность вместе со своими детьми слепить подставку для пасхальных яиц (средняя группа),
26 (Слайд) («Курочка с расписными яйцами») а для старших детей – панно «Курочка с расписными яйцами».
Родители с удовольствием провели время вместе. Были очень довольны результатом. Работы получились разными. Родители предложили еще встретиться на мастер – классе, просили рецепт соленого теста.
27(Слайд) (Газета «Варта»)
Своими впечатлениями о мастер-классе родители поделились с читателями газеты «Варта».
28 (Слайд) (Фото детей)
Особенностью данной программы является еще и то, что, даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку своему труду взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Дети должны экспериментировать с материалом.
28 (Слайд) Только тогда мы можем быть уверенными в том, что ребенок будет расти уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Полученные в ходе реализации программы знания и умения индивидуальны и ценны прежде всего для самого ребёнка
29 (Слайд)2 раза Спасибо за внимание! А теперь предлагаю принять участие в мастер-классе. (Выступление на 8 мин.)