воспитание интереса к поэзии
Документы для скачивания
Р абот а по воспитанию интереса к поэзии Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы познакомить ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ». К. Д. Ушинский. Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок ритмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают малыша к художественным произведениям. Уже к двум годам дети- талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с лёгкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию, рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке- замечательные свойства детей от двух до пяти лет. Помочь малышам развивать эти способности- призвание каждого воспитателя. Необходимо прививать в детях привычку интереса и любви к книге, литературно развивать малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно- художественными образами, лёгкость возникновения творческого состояния( сострадания, сопереживания, сочувствия) и др. Для чего нужна литература? Почему мы все и родители, и педагоги так хотим, чтобы наши дети учили стихи, с интересом слушали книжки, знали писателей и поэтов? А в дальнейшем мы бы хотели видеть в наших детях читателей, книголюбов, интересных рассказчиков? Многие скажут, что книга – это источник знаний, атрибут грамотного и культурного человека. Да, безусловно. А если спросить ребенка, что ответит он? Для детей очень важна эмоциональная мотивация. Если читают интересно, да еще и картинки красивые показывают, то и произведение интересное. А если представить тот же материал в сухой, непривлекательной манере, то и детский интерес будет потерян. Ведь не секрет, что игра самое интересное и ценное занятие особенно для дошкольников. Поэтому играйте с детьми в сказки, в стихи и этот путь сотворчества обязательно приведет к желаемому всеми нами результату. Дети полюбят книгу, и она станет частью их жизни. В детском саду просто необходимо проводить литературные конкурсы, дни книги и праздники поэзии. Подготовка к таким мероприятиям решает задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того, использование презентации, помогает объединять разные виды искусств – музыку, живопись, литературу, что воспитывает эстетический вкус. И, конечно, яркие, радостные впечатления праздника откладываются в детях на всю жизнь. Конечно, досуг детей в детском саду разнообразен, и поэтические праздники не новая форма взаимодействия с детьми. Этапы обучение восприятию и переживанию стихов и фольклора Создание в группе необход имой «поэтич еской атмосферы», поддержание стойкого интереса к стихотвор ному п р оизвед ению; забота о худ ожественно- эстетич еском воздейс тв ии поэзии на детей, обуч ение детей глубокому восприятию и переживанию стихов; развитие у них способности наслаждаться поэтич еской речью и развитие поэтич еского слух а, кот орый помогает сделать ребенка восприимчивым, отзывчивым на красоту и богатс т во родной речи и служит предпосылкой для дальнейшего развития творчества детей. При ознакомлении с поэзией необходимо учить детей внимательно вслушиваться в текст, эмоционально откликаться на испол н ение стихов, побуждать их к речевой активности, вызывать у ребенка чувство сопереживания, поо щрять желание выра жа ть сочувствие, участие, жалость. обучение заучиванию наизусть и декламации стихов Обуч ение детей элементарному анализу произв едения, наблюдениям над поэтическим языком и музыкально- ритми ческой структурой текста, ведение к осознанию средств худ ожественной выразит ельности, развитие навыков выразит ельной декламации поэтич еского произвед ения. При чтении стихов взрослым важно подчеркивать звуковой рисунок текста. Полезно перед декламацией упражнять детей в имитации и звукоподражании, например, вою т ветра или вьюги, щебе ч у т птиц ы и т. д. Это развивает слуховую наблюдательность, речевой слух, помогает найти нужные ср едст ва выразит ельности. о бучение собственному сочинению стихов Создание наиболее благопр иятных усл овий для реализации де тс кого стихотворчества; выражение доброжелательного отношения к попыткам самост оятельного сочинения со стороны детей; обогащ ение и активиз ация словаря детей, знаком ст во со ср едства ми худ ожественной выразит ельности в стихах и формирование представлений о том, что тропы помогают превращать непоэтич ескую речь в поэтич ескую; обеспеч ивая дальнейше е развити е поэтич еского слуха и язык интуиции, кот орый лежат в основе поэтич еского твор чества ва. Задания на подбор сравнений. Задания на подбор синонимов и антонимов. Задания на различение ритма. Подбор стихотворений для заучивания Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи( два четверостишия) с эпитетами и метафорами. Существуют определенные рекомендации, составленные на основе возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В основной программе «От рождения до школы» п р едлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие: 1) простота и четкость ритма; 2) краткость самого стишка и отдельных строк; 3) простота и ясность знакомых детям образов; 4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. Так как мышление ребенка в этом возрасте( 3- 4 г. ) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и стихи( например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С. Маршака и др. ) . В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему- это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. Примерный перечень стихов для детей младшего возраста: А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка»( из цикла" Игрушки») , «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ»( в сокр. ) ; Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар. . . »; Н. Саконская. «Где мой пальчик? »; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет. . . »( из «Сказки о царе Салтане ») ; М. Лер монтов. «Спи, младенец. . . »( из стихотворения «Казачья колыбельная») ; А. Барто, П. Барто. «Девочка- ревушка »; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. « Федотка », «Путаница». В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем( например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др. ) . В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты( например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый) . п римерный перечень стихов для средней группы: К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры. . . »( из стихотворения «Русская песня») ; А. Плещеев. «Осень наступила. . . », «Весна»( в сокр. ) ; А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась. . . »( из новогреческих песен) ; А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч! . . », « Свет наш, солнышко! . », «Месяц, месяц. . . »( из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях») ; С. Черный. « Приставалка », «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», « Верблюд», «Где обедал воробей»( из цикла «Детки в клетке») ; «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», « Мойдодыр », «Муха- цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», « Айболит», «Чудо- дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это? »; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо? », « Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики- макарики »; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. « Жадина »; И. Токмакова. «Медведь». В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи( А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза») . В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л. А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н. А. Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников». п римерный перечень стихов для детей старшего возраста: И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало. . . »( из романа «Евгений Онегин») ; «Зимний вечер»( в сокр. ) ; А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад. . . »; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил. . . »; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится. . . »; А. Барто. «Веревочка». А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C. Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. « Шумный Ба- бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины»( из Гёте) ; Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя. . . »( из романа «Евгений Онегин») , «Птичка, »; П. Соловьева. « Денъиночь »; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память». А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; B. Жуковский «Жаворонок»( в сокр. ) ; Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая»( отрывок) ; Н. Заболоцкий. «На реке». Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики»( «Жил- был старичок из Гонконга. . . », «Жил- был старичок из Винчестера. . . », «Жила на горе старушонка. . . », «Один старикашка с косого. . . ») , пер. с англ. Г. Кружкова. . . Кроме психо- возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников( в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо- эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным- размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки( так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию) . Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». Методика заучивания стихотворений и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений Существует много способов и методик заучивания стихов. Рассмотрим основные особенности заучивания стихотворений дошкольниками. Для методики заучивания стихов очень существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Дети очень любят игру с рифмами исо звуками, что несомненно помагает в запоминании. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей( для чего нужно? ) . Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию. Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми. Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность. Методические требования к заучиванию стихов, применяемые нами в работе с детьми: - Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. «Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность»[ 9] . Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности. - Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи( объем памяти у детей невелик) , стихотворение заучивается целиком( не по строкам и строфам) , именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. - Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого- то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах. Алексеева М. М. и Яшина Б. И. в своем пособие «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания с малышами метод использования иллюстраций к фрагментам стиха. Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно- образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания детям достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту. Авторы предлагают игру состоящую из нескольких занятий, где после каждого смыслового фрагмента происходит остановка, чтобы малыш мог внимательно рассмотреть картинку. Воспитатель может предложить ребятам рассказать своими словами то, что они услышали, а при необходимости повторить фрагмент. з аучиванию стихотворения, воспитателю( или родителю, так как это пособие предназначено для всех граждан, интресующихся дошкольным развитием) следует прочитать его с выражением. Если стихотворение будет прочитано взрослым наизусть – будет просто замечательно. Затем нужно обязательно объяснить детям незнакомые или непонятные слова и выражения. После этого прочитать стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты. После повторного прочтения нужно рассказать детям об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление. Обязательно нужно рассмотреть с детьми иллюстрации к стихотворению, ответить на вопросы к стихотворению. Затем воспитатель должен прочитать стихотворение еще раз. Так, у детей сформируется цельное восприятие произведения. А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения. Необходимо предупредить ребят, что это произведение они будут учить наизусть, мотивировать детей на заучивание. Когда стихотворение будет выучено, пусть малыши нарисуют свои картины к нему. Можно сделать подшивку таких рисунков, и время от времени рассматривать их, воссоздавая в памяти выученные ранее тексты. Это интересное занятие( создание их собственного альбома иллюстраций) даст детям возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж, тренировать память. Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н. А. , можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду: 1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения( создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа) ; 2. выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности; 3. беседа с детьми о стихотворении( можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы расрывающие отношения ребенка к произвелению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения; 4. повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание; 5. воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Ч тобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения( чтение в лицах, для кукы, в игровой форме) . Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором! 6. Закрепление произведения на следущих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки. приемы для лучшего запоминания стихов: игровые ( стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком) ; досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; частичное воспроизведение текста всей группой , если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского « Мойдодыр » один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: « Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте; драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; воспроизведение игровых стихов методом игры ( «Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака) На формирование выразительности направлены и такие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации, напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства, объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения, характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы. Например, гуляя с детьми весной и натолкнувшись на пробившийся из- под старого валежника цветок, можно рассмотреть его и тут же прочесть стишок: Из- под старого валежника, У сухого пня, Голубой глазок подснежника С мотрит на меня. Или, выйдя с детьми на воздух после пронесшейся грозы и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание и не прочесть детям восхитительного стихотворения Пушкина. Рассказ, картина, эпизод из жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям. Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога. Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.