20.02.2015 г. Консультация для родителей «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях» Подготовила: воспитатель Немшилова Т.А.
Здравствуйте, уважаемые родители! Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому!? Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Сегодня я предлагаю поговорить об обучении детей грамоте.
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Ребенок - дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом - интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове, например: сссон, сооон, соннн. Способ акцентирования, выделения звука в слове ребенку легче передать в игре. Например: Ты слышал, как жужжат пчелы? Давай пожужжим так же: жжжжжжжж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай дружжжжить. Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя пирожжжочком, пирожжженым, морожжженым. » Дети с удовольствием играют в такие игры, сначала повторяют за взрослыми, а потом и самостоятельно находят слова со звуком Ж, выделяя и подчеркивая его «пчелиным языком».
Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: - Я ввожу оввввощи, а ты что ввводишь? Ты умеешь поввворачивать на леввво? А направвво? Давввввай посоревввввнуемся, кто лучше заввводится? ВВВВ.
Подражание пароходному гудку, игра «разговор двух пароходов» научит ребенка протягивать звук ууу. Акцентируя в словах звуки шшш и ссс, легко превратить обычную речь в «змеиный» язык.
Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. «Скажи, с какого слова начинается слово «муха»? Протяни этот первый звук в слове: мммуха. А есть ммм в слове «доммм»? В слове «стена»? Какие слова на звук ммм ты можешь назвать? »
Итак: овладеть грамотой или письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки в потоке речи. В противном случае, при письме на слух он будет пропускать или переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи и фонематического слуха ребенка, такое большое внимание.
Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. В буклете вы познакомитесь с такими играми. Сейчас предлагаю поиграть в некоторые из них:
Игры со звуками
- «Поймай звук»
Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
- «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]»
Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
- «Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.
2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
- «Узнай звук»
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
- «Определи позицию звука в слове»
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
- «Найди место картинке»
Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.
После того, как ребёнок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.
Звуковой анализ - что это такое?
Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. О проведении звукового анализа слова мы поговорим с вами в следующий раз. Спасибо за внимание!