Консультация для родителей "Значение экологического воспитания в семье", воспитатель Бабушкина Н.И.
Документы для скачивания
Природоведческого знания важны для формирования материалистистического миропонимания. В дальнейщем они составляют основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение предметов естественного цикла в школе. Отсутствие или недостаток достоверных знаний о природе служит почвой для возникновения суеверий, предрассудков. Искаженные представления могут вызвать неправильное, а иногда и жестокое отношение к растениям, животным.
Живая природа воздействует на ребенка, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых.
Умственное и нравственное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разнообразие цветов оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания.
Для ребенка важен пример взрослого, который вместе с ребенком ухаживает за растениями и животными.
Опыт работы по формированию экологической системы знаний.
С детьми регулярно проводятся занятия, на которых подробно рассматривают объекты природы. Например: на одном из занятий рассматривают кролика (чем питается, как передвигается, какие условия ему нужны для жизни, как нужно о нем заботиться). Закрепляются знания на прогулке, во время наблюдений и во время ухода за животными и растениями уголка природы. Во время наблюдений детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания, способами ухода за ним.
Экологическое воспитание в семье.
Живые уголки – достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений нашей страны. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. Если можно сделать уголок природы в детском саду, то почему нельзя в собственном доме? Этот вопрос особенно актуален в наши дни, когда идет повальное увлечение различными животными, которых покупают в качестве забавных игрушек, а затем, удостоверившись в сложности их содержания, выбрасывают на улицу или пытаются сдать в зоопарк.
Иногда, в качестве обоснования возможности содержания в живом уголке диких животных приводится весьма своеобразный вывод: если щегла, белку можно купить в зоомагазине, значит, это разрешено. При этом никто не задумывается о том, откуда щегол, синица появились в зоомагазине, на птичьем рынке. Чаще всего их отлавливают в природных условиях именно для продажи, причем не всегда разрешенными способами. То есть и в этом случае, приобретая животных в магазине, мы поддерживаем фактически браконьеров. Помогаем им незаконно обогащаться, толкаем на отлов птиц, зверей (якобы для целей экологического воспитания) падение спроса на диких животных приведет к сохранению многих из них в природе, а те, кто их отлавливает, смогут заняться разведением некоторых животных в неволе.
Живой уголок прекрасное место для организации наблюдений. С точки зрения экологии важно на примере тех же комнатных растений показывать связи живых организмов с окружающей средой, выяснить, как тот или иной организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности, сформировать понимание у ребенка зависимости жизни растения от его собственных действий. При правильно организованной работой живой уголок может способствовать и формированию экологически грамотного поведения детей в природе.
Как обычно ведут себя дошкольники, попадая в природный мир? Они рады смене обстановки, толкаются, шумят. Бурно выражают свои эмоции. При этом совершенно не учитывается состояние животного, который испытывает при таком поведении испуг, стресс. Вырастая дети такое отношение к обитателям живого уголка переносят на объекты дикой природы. Невежественное поведение людей можно, к сожалению, часто наблюдать в зоопарке, когда в животных бросают палки, стучат по стеклу кулаком (всего лишь для того, чтобы привлечь их внимание, кормят (хотя это запрещено) сладостями и другими продуктами, от которых животные погибают.
Задачки для родителей.
1. Вы купили ребенку домашнее животное, которое он долгое время у вас просил. Через некоторое время он отказывается за ним ухаживать. Как вы поступите в такой ситуации?
2. Ребенок, играя, начинает ломать деревья и кусты, обрывая листья. Как вы объясните ребенку, что делать этого нельзя?
3. Ваш ребенок очень любит играть с кошкой. При этом он одевает ее, кормит, катает в коляске. Как вы считаете, это благополучно влияет на экологическое воспитание Вашего ребенка? Почему?
Советы и рекомендации:
«+»
-Обращать внимание детей на окружающую красоту природы.
-Нужно создавать коллекции природных материалов, марок, открыток. Календарей, значков для экологического уголка.
-Важно соблюдать правила поведения в зоопарке.
-Важно, чтобы ребенок сам выбрал то животное или растение, которое ему нравится.
-Необходимо в живом уголке выделить полочки или небольшой шкафчик для хранения корма и оборудования для ухода за живыми объектами.
-На стене можно разместить географическую карту с обозначением мест происхождения растений и животных.
-Важно проводить наблюдения в живом уголке природы.
-Участвуйте в трудовой деятельности вместе с ребенком.
«-»
-Отдыхая на природе нельзя рвать цветы, ломать ветки, оставлять мусор, громко себя вести.
-Нельзя допускать того, чтобы ребенок превращал животных в куклы.
-Нельзя содержать диких животных в уголке природы.