28.02.2015г. Шинкарева Е.А.Использование современных форм обучения детей в процессе краеведческой деятельности
Документы для скачивания
Воспитатель: высшая квалификационная категория.
Опубликовано: 28.02.2015г.
Исходя из многолетнего опыта работы можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному, селу, родной природе, к своему краю, Отечеству. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом любви к малой Родине, стало престижно уезжать из маленькой «деревеньки – колхозницы» в крупные мегаполисы. В связи с этим очевидно неотложность решения острейших проблем воспитания любви к родному краю в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование ценного отношения к родному краю - это сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за своих земляков. Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, географическими, природными особенностями формируются у них такие черты, которые помогут им стать гражданами своей малой Родины, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, Какой ты в детстве увидал. К. Симонов И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания в нем любви к малой Родине, гордость за людей, трудами и талантами, которыми славится Россия, чувства причастности прошлому, настоящему и будущему своего народа. Поэтому необходимо переосмыслить действительность, найти подходы и пути к решению этой проблеме. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни, территорию климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Из вышесказанного ясно, как важно приобщать ребенка дошкольного возраста к истокам Родного края.
Поэтому, современные методики, инновационные программы предлагают разнообразные методы и формы знакомства дошкольников с историей своей Родины. Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.К.Паустовский Краеведение для меня - это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города… Работая в детском саду, рассматривая одну из составных частей нравственно- патриотического воспитания – краеведение, столкнулась с тем, что материала для дошкольников очень мало. Именно тогда стала подбирать необходимый материал сотрудничая с библиотекой.
Главной целью в краеведение – является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
• Познакомить с историей и современностью нашего края;
• Сформировать представление о различных сторонах жизни своего села;
• Развивать стремление как можно лучше знать свой край;
• Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи;
• Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Краеведческие уголки - место, где собираются, хранятся, оформляются, изучаются и демонстрируются предметы далекого прошлого и недавних событий края, свидетельства отдельных человеческих судеб. Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем - являются занятия по познавательному развитию. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, видео просмотрами, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению .Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить поселок? Почему так называют наш край? т. д. Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего , познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области в условиях, приближенных к натуральным. Большую роль играют занятия-экскурсии в музей по ознакомлению с трудом земляков. Мы знакомим детей с историей создания и развития предприятий района, выпускаемой продукцией, лучшими тружениками.
Глубже познакомить детей с подвигами воинов позволяет посещение памятника погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны”. Учитывая ведущую деятельность детей, я широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Использую ряд дидактических игр по ознакомлению с поселком (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи уголок своего села”, “Когда это было”,’’Назови улицу на которой ты живешь.’’) Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт ( “Библиотека”, “Дом Культуры”, “Почта” и т. )
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок. Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большую роль я отвожу использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе,) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Важным условием эффективного осуществления краеведческой деятельности является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Я в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Тропинками Белогорья” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей. В работе использую “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии. Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей макетов родного края, русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.
Работая с детьми по данному направлению, позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Создавая мини музеи(уголки краеведения)в группах у детей развивает речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России. Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей. Работая по данному направлению еще в младшей группе был создан уголок краеведенья- это Альбомы: “Наша семья”, «Генеологическое древо» “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”. Художественная литература: стихи о родном крае, рассказы о животных нашего края. Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”. Куклы в русских костюмах. Средней группе дополнили Альбом «Моя Россия», «Народные костюмы моего края».Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, Папки - передвижки: «Жемчужины Белогорья». Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья” Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
Аудио и видеокассеты о природе родного края, поселка. Макеты сделанные руками детей и взрослых.Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России. Рисунки детей о природе родного края. Выставки работ родителей и детей “Тропинки Белогорья”. Эта работа ведется систематически. Использую различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи: Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре; Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах.
Вызвать интерес к жизни родного края; Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края; Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста работу по данному направлению: прежде всего знакомила с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с детьми совершали небольшие целевые прогулки, обращала их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Дала представления о том, чем поселок отличается от города.
Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и другие. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы. Ведь каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, которому он принадлежит свое место в окружающим мире. Но и этого мало. Что бы быть уверенным, что детям, внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушается, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями. Ведь в жизни детей дошкольного возраста большую роль «играют» люди, находящиеся рядом с ними, прежде всего это педагоги и родители. И самое главное, необходимо, что бы взрослые любили Родину, свой край, всегда помнили слова академика Д.С.Лихачева и донесли их до детей: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на искушенное растение перекати-поле».