Преемственность детского сада и школы.
Преемственность детского сада
и школы
Воспитатель МКДОУ детский сад «Колосок»
Пархоменко И.И.
с.Мичуринское
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе.
Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.
Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он находится в тесном контакте с педагогами, родителями, сверстниками и то, как он развивается физически, психологически и умственно, конечно же мне не безразлично. Ведь в этом возрасте, ребенок как губка, впитывает все новое и моя цель дать ему только самое хорошее.
В своей работе перед собой и воспитанниками я ставлю следующие задачи:
- Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
- Обеспечение эмоционального благосостояния ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
- Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
- Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Именно всестороннее воспитание и развитие детей ( физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей к обучению в школе.
В психологическую подготовку к школе я включаю формирование начал учебной деятельности ( формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладевать способами решения учебной задачи, анализировать и оценивать свои действия).
И, конечно же, необходимое направление подготовки к школе - это предметная подготовка.
К старшему дошкольному возрасту: дети овладевают разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают развиваться в школе на уроках математике, родного языка, письма, в процессе изучения предметов эстетического цикла.
В селе Мичуринское только один детский сад «Колосок» и одна школа. Поэтому ни у родителей, ни у нас воспитателей не возникает вопроса в какую школу пойдет учится ребенок. Между нашим детским садом и Мичуринской общеобразовательной школой уже давно установились прочные деловые отношения. Ежегодно мы составляем совместный перспективный план работы по преемственности и в течение года работаем по нему. Воспитатели, также как и учителя, заинтересованы, чтобы наши выпускники были хорошо подготовлены к школе.
В течение учебного года учителя начальной школы посещают занятия по развитию речи, математике, ИЗО, анализируют знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы. Воспитатели работают в тесном контакте с учителями начальной школы: участие в совместных педсоветах по вопросам воспитания и обучения детей; проведение родительских собраний « На пороге школы»,
«Готовность ребенка к школе»; анкетирование родителей « Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; проведение тестирования детей по определению « школьной зрелости.
Вниманию родителей предлагаются консультации и советы « Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе»; оформление консультационных пунктов для родителей будущих первоклассников, дни открытых дверей для родителей в школе.
В своей педагогической работе я стараюсь сформировать ребенка, прежде всего как личность. Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие наш детский сад, развиты всесторонне: они умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные; могут составлять рассказы и читают стихотворения, поют и танцуют, лепят, рисуют и вырезают, у них хорошо развита моторика рук, что немаловажно для ребенка, которому нужно много писать. Дети видят клетку и линии в тетради, у них развита усидчивость, они физически подготовлены к тому, что в школе определено время для урока, и в это время они должны будут заниматься. Конечно же есть и проблемные дети, которым требуется особое внимание. С такими воспитанниками учителя знакомятся еще в детском саду. И у учителя уже вырисовывается ясная картина на какого ребенка стоит обратить больше внимания, когда дети придут в школу.
В этом году из детского сада выпускается 18 детей. Есть дети читающие, пишущие, но для меня это не столь важно. Главное, чтобы воспитанники детского сада были всесторонне развиты.
Потому, что подготовка к школе это не более раннее изучение программы первого класса. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Воспитатели нашего детского сада в первую четверть посещают уроки математики, чтения, русского языка, анализируя и изучая знания и навыки детей, приобретенные в детском саду. Детей приглашаются в школу на праздник: «Прощание с Букварем». Дети обмениваются впечатлениями, ведь первоклассники - это их вчерашние товарищи по садику. На зимних каникулах первоклассники приходят в детский сад с театрализованными представлениями, с собственноручно изготовленными кормушками для птиц, а весной они приносят скворечники, которые мы устанавливаем на территории нашего участка.
Для дошкольников всегда интересны экскурсии в школу: на первое сентября Здравствуй, школа!»,25 мая – « Последний школьный звонок!», экскурсии в школьную библиотеку. А дети из школы приходят к нам в детский сад в краеведческий музей, чтобы познакомиться с историей села, культурой и бытом народов, проживающих на территории наших сел.
Встреча с учащимися школы, бывшими воспитанниками детского сада – все это вызывает у детей желание пойти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволяет добиться положительных результатов в работе.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Но нам бы хотелось, чтобы в детском саду работал логопед, потому что с каждым годом становится все больше детей, у которых есть проблемы с речью, а также хотелось, чтобы начал работать в «Колоске» инструктор по физкультуре.
Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.