Конспект познавательной деятельности по теме "Зима"
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательного – речевого развития детей №15 «Радость» Конспект познавательной деятельности по теме « Зима »( старшая группа) Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №15» Ёркина Н. И. Г. Саров Программное содержание: Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, об образе жизни и поведении животных. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, в изменении их обитания, устанавливать причинно- следственные связи. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных( лисьи, заячьи и т. д. ) ; учить подбирать прилагательные к заданному существительному( длинный хвост, хитрая лиса и т. д. ) . Развивать слуховое восприятие. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Материал: следы диких животных, рукавички, снег на тарелочках. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин о зиме, чтение художественной литературы. Ход занятия: Дети сидят за столами, воспитатель читает стихотворение Л. Чарской «Зима». В: Кто в пуховой шубке белой Лёгкой поступью и смелой Вышел в час с утра? На кудрях её пушистых Много блёсток золотистых, Много серебра… Рукавичкою взмахнула- Раз! Куда бы ни взглянула, Застлан был ковёр… Новый взмах – и речка встала Та, что звонко лепетала С давних пор. К верху руку поднимает- Вмиг деревья накрывает Чистым серебром. По вершинам бродят взоры- И роскошные узоры Вытканы кругом! В: Ребята, о чём это стихотворение? Д: о зиме. В: Как вы догадались, что о зиме? ( ответы детей) . В: Что значит: « речка встала»? Д: Вода замёрзла, покрылась льдом. В: Как вы понимаете такое выражение: «Куда бы ни взглянула, застлан был ковёр». Д: Всё покрыто снегом. В: А, что такое снег? ( дети дают определение) . В: Откуда берётся снег? Д: Снег падает из туч, туча образуется из пара, потом пар в туче охлаждается, превращается в кристаллики, которые соединяясь образуют снежинки. В: Ребята, давайте поиграем с вами в игру « Хорошо- плохо ». В: Много снега зимой – хорошо. Почему? Д: Можно лепить снежки, кататься на санках, снег укрывает растения, корни деревьев, растениям тепло от снега, зайцу легко спрятаться от врагов, т. к. шубка тоже белого цвета. В: Но много снега зимой- это и плохо. Почему? Д: Трудно пройти, можно намочиться и простудиться, он холодный, от тяжёлого снега ломаются молодые ветки деревьев, животным в лесу трудно передвигаться, труднее находить корм под снегом и т. д. Противоречие: много снега должно быть зимой, чтобы укрыть деревья, траву. Но и не должно быть, так как, когда много снега, трудно и деревьям, и животным, и человеку. Д: Если много снега на деревьях, то от ветра он осыпается, также, когда птицы садятся на деревья. Но если ветки ломаются, то дерево само себя лечит: когда начинается сокодвижение, сок попадает на место, где сломалась ветка и как бы смазывает рану. А рядом с этой ранкой растёт новая ветка. В: Но, что же происходит с деревьями зимой? Д: Деревья погружаются в сон: не растут, не питаются. Ведь зимой мало влаги, света и питательных веществ, необходимых растениям. В: А, что защищает деревья от холода? Д: Особая пробковая ткань- она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Опыт с рукавичкой и снегом: дети надевают рукавичку и трогают снег, который лежит на тарелочке и делают выводы. В: Ребята, мы с вами говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные- это тоже часть природы. Значит, с ними тоже происходят перемены. А вот какие- это мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в зимний лес. Физ. м инутка: ( звучит музыка) Дети идут с высоко поднятыми коленями, т. к. сугробы глубокие, проваливаются. Подлезают под нагнувшимися деревьями. В: Ребята, тяжело нам идти по такому глубокому снегу? Нужно что- нибудь придумать. Д: Встать на лыжи. Дети имитируют движение на лыжах, подходят к ковру. Там разложены нарисованные следы животных. В: Ребята, вот мы и оказались в зимнем лесу. И, что же мы видим? Д: Следы. В: А чьи это следы? Д: Лисьи, волчьи, заячьи, медвежьи и т. д. В: Как могли оказаться все животные на одной поляне? Д: Заяц убегал от лисы и запутал следы, волки охотились на лося и т. д. В: А как оказались медвежьи следы на поляне, ведь зимой медведь спит? Д: Это медведь- шатун. Он летом плохо питался, накопил мало жира, поэтому он не спит. В: Зимой в лесу всем тяжело, а особенно животным. Звери должны жить в лесу. Почему? Д: Это их дом. В: И не должны. Почему? Д: Так как зимой в лесу им трудно. В: Как же быть? Д: Звери приспособились к жизни в лесу: зайца спасают быстрые ноги и белая шубка; лося- сильные ноги; белку- серая шубка, запасы еды, её домики; лису- тёплая шубка, пушистый хвост и т. д. В: А человек может помочь животным зимой? Д: Да. В: Зима- суровое время для зверей. Нелегко животным найти пропитание. Поэтому друзья природы спешат им на выручку. Для зайцев запасают веники с молодой листвой( берёзовые, дубовые, липовые) , несколько раз обрызгивают солёной водой, а зимой подвязывают к стволам деревьев. Ещё животные любят соль, поэтому люди раскладывают соль в лесу на пни. Тем самым животным легче пережить зиму.