Конспект по развитию речи по теме "Осень"
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательного – речевого развития детей №15 «Радость» Конспект занятия по развитию речи «Осень»( подготовительная к школе группа) Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №15» Ёркина Н. И. Г. Саров Программное содержание: Учить детей замечать изменения в природе, происходящие осенью, устанавливать простейшие связи между растительным и животным миром. Формировать представления у детей о погоде в осенний период. Расширять словарь детей словами: золотой, багряный. Активизировать словарь детей за счёт слов: зелёно- жёлтый, жёлто- красный, оранжево- красный, тёмно- красный, ясная, пасмурная, тёплая, солнечная, холодная( погода) , дождь, переменная облачность. Ветрено, облачно, осеннее( дерево) , летнее( дерево) . Упражнять в словообразовании сложных слов: листопад, листоход. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе. Ход занятия. - Ребята, к нам на группу пришло письмо от Осени. Хотите его послушать? ( воспитатель открывает конверт и читает письмо) . «Здравствуйте, дорогие ребята! Время моего правления подходит к концу. Скоро на смену мне придёт моя сестра Зима. Я прошу вас составить рассказ обо мне, Осени, чем я вам запомнилась». - Ребята, выполним просьбу Осени? - Чтобы составить такой рассказ, нам необходимо вспомнить всё, что происходит в природе осенью. ( Воспитатель предлагает детям пройти и сесть на свои места и выставляет на доску два дерева: летнее и осеннее) . - Ребята, посмотрите на деревья и скажите, чем они отличаются? ( окрасом листьев) - Почему? ( листья разноцветные) - Какого цвета листья на деревьях? ( жёлтого, красного) - И не только. На вопрос вам помогут ответить вот такие карточки. ( в оспитатель показывает детям карточки, на которых изображено по два листочка разного цвета) . - Ребята, если листочек зелёного и жёлтого цвета, значит, он какой? ( зелёно- жёлтый) - А если жёлтый и оранжевый, значит, он какой? ( жёлто- оранжевый и т. д) . - А если он жёлтый, то мы можем сказать, что он жёлто- жёлтый? ( нет) ( воспитатель выставляет карточку на наборное полотно) . - А как можно сказать про такой листочек, он какой? ( зо лотой) ( воспитатель выставляет карточку, где написано слово- золотой. Затем выставляет карточку, на которой написано слово: «тёмно»- слева на карточке, а справа изображён листочек красного цвета) . - Какого цвета этот листочек? ( тёмно- красного) - Как по- другому можно сказать про тёмно- красный цвет? ( багряный) ( выставляется карточка со словом- багряный) . - Русский поэт А. С. Пушкин писал: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…»- Ребята, почему он так писал? Что значит «В багрец и золото одетые леса». ( высказывания детей) . Физ. м инутка: - Ребята, а сейчас выходите на коврик и встаньте в круг. Возьмите из корзиночки по листочку и расскажите, какого он цвета и от какого дерева? ( кленовый, берёзовый, дубовый и др. ) . А у каких деревьев осенью листья окрашены только в жёлтый цвет? ( у берёзы и липы) - А теперь взмахните листочками и подбросьте их вверх. Что с ними произошло? ( о ни кружились, плавно опускались, упали на пол) - Как называется такое явление в природе? ( листопад) - А теперь поднимите листочки с пола. ( д ети вместе с воспитателем рассказывают стих отворение и выполняют движения. «Листики кружатся, падают в лужицы. Ветки гнутся и шуршат, тихо шепчут: «Листопад». ) ( воспитатель показ ывает детям карточку, на которой слева изображён листочек, а справ а- лежащий человечек) . - Ребята, давайте свами посмотрим, как же образовалось слово «Листопад». ( затем воспитатель показывает вторую карточку, на которой изображен листочек и идущий человечек) . - Что обозначает эта карточка? Какое слово получилось? ( листоход) - А что тако е- листоход? ( дети дают определение) . А сейчас поиграем свами в игру, которая называется «Назови слово». Я буду читать предложения, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите слова, подходящие к осени. «Особенно красив русский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья». - Эти предложения об осени. Давайте их уберём в конверт, потом посмотрим какой рассказ об осени у нас получился. ( д ети садятся на свои места) . - В течение нескольких недель мы с вами отмечали погоду. Посмотрите, каких дней было больше: тёплых или холодных? ( тёплых) - Солнечных или пасмурных? ( с олнечных) - Что можно сказать о погоде в этот осенний период? Какая погода? - Как мы узнаем какая погода будет завтра? - Каждый вечер взрослые и дети слушают прогноз погоды. А вы хотите составить свой прогноз погоды? - Возьмите из тарелочек условные обозначения и составьте свой прогноз погоды. ( у детей на столах условные обозначения и полоски с кармашками) . Кто хочет показать свой театр погоды? ( дети берут ширму, условные обозначения на палочках и показывают театр погоды) . - А сейчас поиграем в игру «Назови слово». ( в оспитатель даёт задание: «Хлопните в ладоши, если услышите предложения, в которых говорится о погоде») . «Дни становятся короче. Рано темнеет. Мало солнечных дней, всё больше пасмурных и дождливых. С каждым днём становится холоднее». - Сложим эту часть текста в конверт, а вы, ребята, выходите ко мне на коврик. С наступлением осени меняется жизнь птиц и животных. Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто, с каким деревом дружит». ( Круги Луллия) . На маленьком круге находятся животные и птицы, а на большом- деревья. Вы должны подружить животное с деревом и рассказать, почему вы их подружили. Игра «Назови слово». ( в оспитатель читает третью часть текста, а дети хлопают в ладоши, если слышат предложения, в которых говорится о перелётных птицах) . - «Тихо в осеннем лесу. Кое- где тонко просвистит рябчик, п р окличут высоко в небе пролетающие косяком журавли. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы…»( воспитатель убирает в конверт третью часть текста и достаёт полный текст) . - - Давайте посмотрим какой рассказ об осени у нас получился. ( ч итает) . Мы положим рассказ в конверт и подпишем его. - Ребята, посмотрите на конверт. В правом нижнем углу надо написать кому это письмо адресовано. Я напишу «Осени». А в левом верхнем углу пишется от кого это письмо. Вы возьмите полоски бумаги, напишите свои имена и приклейте на конверт. Письмо готово. После работы я зайду на почту и опущу письмо в почтовый ящик. - Давайте с вами ещё раз вспомним все слова про осень, о которых мы говорили на занятии, а поможет нам игра «Улитка». ( н а ватмане нарисована улитка и наклеены буквы. Дети переворачивают куб, считают количество выпавших кружков, отсчитывают клетки на улитке и называют слово на ту букву, которая оказывается в клетке) . - Молодцы, ребята, вы вспомнили все слова про осень и она вам приготовила сюрприз. ( с ладкое угощение) .