консультации для родителей
Документы для скачивания
Памятка для родителей будущих первоклассников УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ! ! Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твоих родителей? Где они работают и кем? Как называется город, в котором ты живёшь? Какая река протекает в нашем городе? Назови свой домашний адрес. Есть ли у тебя сестра, брат? Сколько ей( ему) лет? На сколько она( он) младше( старше) тебя? Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние? В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают? Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну? Сколько времён года ты знаешь? Сколько месяцев в году и как они называются? Где правая( левая) рука? Прочти стихотворение. Знания математики: счёт до 10( 20) и обратно сравнение групп предметов по количеству( больше – меньше) решение задач на сложение и вычитание Педагог- психолог: Слепцова М. И. Памятка для родителей будущих первоклассников УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ! ! Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы: Хочешь ли ты пойти в школу? Зачем нужно ходить в школу? Чем ты будешь заниматься в школе? Что такое уроки? Чем на них занимаются? Как нужно вести себя на уроках в школе? Что такое домашнее задание? Зачем нужно выполнять домашнее задание? Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы? Педагог- психолог: Слепцова М. И.
Консультации для родителей Капризы и упрямство Прежде чем приступить к рассмотрению темы" капризы, упрямство и способы их преодоления" , необходимо определить область этой темы, т. е. Поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с: Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве Детским негативизмом, т. е. непринятием чего- либо без определённых причин. Своеволием Недисциплинированностью Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Понятия" капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже. УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Проявления упрямства: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому" стоит на своём" . Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. О капризах мы не будем много говорить, т. к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным. КАПРИЗЫ- это действия, которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё! ! ! " . Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. в недовольстве, раздражительности, плаче. в двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности: Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная. Пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз! Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о" фиксированном упрямстве" , истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей: Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что- либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали" нет" , оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: " Посмотрите, какая плохая девочка, ай- яй- яй! " . Ребёнку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: " Ох, какая у меня есть интересная игрушка( книжка, штучка) ! " . Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление" сломить силой авторитета" . Спокойный тон общения, без раздражительности. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса. Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить: 1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО: достигнуто не своим трудом. не подлежит похвале( красота, сила, ловкость, ум) . из жалости или желания понравиться. 2. НАДО ХВАЛИТЬ: за поступок, за свершившееся действие. н ачинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. о чень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. уметь хвалить не хваля( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого) . О наказаниях необходимо остановиться более подробно. 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА: ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном. во всех случаях, когда что- то не получается( пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки) . после физической или душевной травмы( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват) . когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д. , но очень старался. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны. когда вы сами не в себе. 7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ: наказание не должно вредить здоровью. если есть сомнения, то лучше не наказывать( пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать" на всякий случай" нельзя. за 1 проступок – одно наказание( нельзя припоминать старые грехи) . лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием. надо наказывать и вскоре прощать. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан. ребёнок не должен бояться наказания. Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Консультация для родителей Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком: поддерживать дома четкий распорядок дня; выслушивать то, что хочет сказать ребенок( в противном случае он не услышит вас) ; автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу( нейтральным тоном) ; отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом( пошутить, повторить его действия) ; сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает; оставить в комнате одного( если это безопасно для его здоровья) ; не запрещать действие ребенка в категоричной форме; не читать нотаций( ребенок все равно их не слышит) ; не приказывать, а просить( но не заискивать) ; не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения
Детский онанизм Во- первых, это совершенно естественно. Во- вторых, это дает им возможность лучше узнать свое тело. Вполне нормально, если трехлетний малыш любопытствует по поводу половых органов. Он интересуется ими не меньше и не больше, чем другими частями тела. Если действия вашего ребенка ограничиваются исследованиями и не доходят до крайности, то есть он не занимается этим постоянно, то обращать особого внимания на это не следует. Чтобы предотвратить крайности или их исправить, стоит предпринять следующее. 1. Будьте осторожны, купая ребенка. Половые органы мойте как следует, но как можно быстрее, так как это может вызвать возбуждение. Не проявляйте особого внимания к половым органам. 2. Постарайтесь понять, что происходит с вашим малышом. Некоторые дети могут заниматься этим, не осознавая того, что они делают. Нервное напряжение в данном случае вызывает онанизм. Такие дети находят в онанизме краткое удовольствие, так как не могут открыто выступить против родителей. Тот же малыш, который занят целый день, вряд ли будет заниматься онанизмом. 3. Если вы заметили, что ребенок занимается мастурбацией, не отводите руку, не угрожайте ему, не наказывайте. Постарайтесь выглядеть так, как будто вас это не заинтересовало. Малыш не должен чувствовать себя виноватым, потому что может развиться комплекс, который осложнит в будущем его половую жизнь. Лучше сказать: “Мама не хочет, чтобы ты так делал”. Просто и естественно. 4. Лучший способ избавить ребенка от этой привычки — отвлечь его новой игрушкой, интересным делом. Подводя итог, можно сказать: не запугивайте малыша и не обращайте внимания на маленькое исследование ребенком своего тела. Кризис детей 3 х лет Капризный, упрямый, непослушный. . . Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен. Общая и нервно- психологическая реакция ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими. Первый возрастной кризис у детей происходит примерно в 3 года, второй — в 6- 7 лет, третий — около 13 лет. Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает в ещи. Ребенок кричит, может топат ь ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом, малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что- то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность. Нам с вами представить себе это довольно трудно, потому что мы живем со своим “Я” и без этого себя не представляем. Но малыш под влиянием возрастающей практической самостоятельности только начинает осознавать свое “Я”. Ведь он овладевает возможностями делать без помощи взрослого множество действий, усваивает навыки одевания, еды и т. п. Внешне это выглядит так: ребенок, называющий себя раньше в третьем лице( он, она) , начинает осознавать себя лицом первым: “Дай мне машинку! ”. Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по- разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком, они сталкиваются с негативизмом и упрямством. Дети протестуют против опеки и делают то, что заведомо запрещено. Не надо сердиться на ребенка, пытаться силой заставить его, отвечать на его крик криком или наказывать. Это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения. Найдите в себе силы терпеливо отнестись к маленькому крикуну. Лучше постараться переключить его на другие дела, так как ребенок иногда и сам бы рад, да не может успокоиться. Например, стоит поставить его любимую кассету, включить мультфильм. Если же акцентировать внимание малыша на конфликте — это может привести к неврозам. Нужно внимательно следить за изменениями в поведении ребенка. Если вдруг он отказывается от контакта с окружающими, однообразно раскачивается или долго- долго перебирает пальцы, то нужно немедленно показать малыша ПСИХОНЕВРОЛОГУ. Итак, кризис может обнаруживаться в противоречии, которое можно устранить, как говорится, тем же: “Не смей мыть руки! ”. И ребенок сделает это с усердием, которому позавидуешь. Но кризис может проходить на грани нервного заболевания, в форме детского деспотизма — стремления проявить власть над окружающими. Ребенок требует, чтобы исполнялось все, что он хочет. А если этого не происходит, то малыш бросается на пол, сучит ногами, бьет руками, кричит. В этом выражается его бессильная злоба. Что делать в таких ситуациях? Ответ на это вы найдете в разделе “Агрессивность”. Кризис может протекать тяжело и сопровождаться беспокойным сном, ночными страхами, недержанием мочи, заиканием. Агрессивност ь Самое главное, что стоит запомнить, — это то, что агрессивность присуща всем детям, и это нормально. В положительном смысле агрессивность помогает ребенку развить дух инициативы. Но также способна породить замкнутость и враждебность. Причина агрессивности проста: ребенок каждый день сталкивается с разочарованиями, и это раздражает его. Должно пройти время, чтобы малыш научился устранять их и отвлекаться. Ребенок часто чувствует себя подавленным в этом огромном мире, и родители, как бы ни старались, спасти его от этого не могут. Малыш наконец- то дотянулся до ручки двери, а повернуть ее и открыть дверь не хватает сил. Вот откуда и разочарование, и бессилие, а как результат — крик, отчаянный гневный протест. Агрессивность — это реакция борьбы, п оэтому речь должна идти не об исключении агрессивности, а о контроле над ней. Лучший способ избежать чрезмерного ее проявления — отнестись к ребенку с любовью. Ведь часто причина агрессивности — это желание добиться любви. Ребенку стоит ласково объяснить, зачем это нужно( убирать игрушк и, умываться, складывать одежду и т. п. ) И стараться разговаривать с малышом, вести себя доброжелательно и по возможности на равных, ибо от агрессивности страдают чаще всего сами дети. Ребенок злится и бросает игрушки, потому что мама не дала ему конфету. Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление. И воспользуйтесь приведенными ниже советами. Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личны й( положительный пример) . Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю. Станьте для малыша вторым “Я”. Напоминайте каждый день, что «драться нельзя, потому что драться нехорошо! » Чаще всего у ребенка после этих слов пропадает желание вступать в драку. Включайте ребенка в совместную деятельность, хвалите его, старайтесь сказать, что именно он сделал хорошо и почему вы довольны. Научите ребенка жалеть( даже игрушку) . Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, предоставьте ему такую возможность: пусть покричит выплеснит отрицательные эмоции, порвать газету, поколотить стул, взять за руку побежать круг по комнате. Если же дети дерутся, то необходимо развести их по разным комнатам, но сказать, что это не наказание, а для того, чтобы успокоились. Когда ребенок успокоился, объясните, что для этого нужно( играть дружно, не драться, не ломать игрушки и т. д. ) Но не пугайте тем и или иными способами — эт о может вызвать новую агрессию. Просто покажите, что вы переживаете из- за него, огорчены. Чаще всего дети агрессивны, когда устали или голодны. Не отправляйтесь в магазин, если вы знаете, что он обязательно будет просить Вас купить ему что- либо, устраивать истерики. Сочините сказку, где ваш малыш будет главным героем, создавая ситуации, где ребенок ведет себя правильно и получает за это похвалу. Поговорите об этом, когда малыш спокоен, ибо если нервничает, он вас не услышит. Малыш чаще прекращает капризничать, если переключ ить его внимание. И последнее. Помните, что ребенок не изменится в один день или ночь. Поэтому вооружитесь терпением и радуйтесь даже самым маленьким победам. Это приведет вас к успеху.
Беседы с психологом Кризис семи лет Ребенок прощается с детским садом( если посещал его) , и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т. е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами. Каковы предпосылки успешной адаптации к школе? 1. Умственная, интеллектуальная готовность. К 6- и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность( ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские) . Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь( если необходимо, обратитесь к логопеду) . 2. Эмоционально- социальная( личностная) готовность. Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости( произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается( или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной( тетради, учебники, красивый ранец) , но и возможностью получить новые знания, обрести друзей. Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее( за 4- 5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку. Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни) , пройдет гладко, его признаки быстро( в течени и 3- 4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь. Признаки кризиса Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность( ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезм ерно вежлив) , низкая самооценка. Советы родителям Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости. Создайте условия для развития интеллекта( игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги) , речи( чтение сказок, с тихов, беседы) . Поощряйте общение со сверстниками. Учите ребенка управлять эмоциями( на примере своего поведения) . Следите за состоянием здоровья( больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими) . Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит( с положительной окраской) , какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе) . Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции( повремените полгода) .