Конспект занятия по экологии в средней группе «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
- Развивающие
- Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- Способствовать развитию познавательных интересов;
- Приобщать к действенному отношению к природе.
- Образовательные
- Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- Учить отгадывать загадки;
- Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- Учить решать проблемные задачи;
- Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- Закрепить знания детей о животных и птицах, умение классифицировать их;
- Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
- Воспитательные
- Учить способам самостоятельного познания;
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость;
- Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Методы и материалы: игровые, практические, словесные.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Ход занятия:
В зале развешаны плакаты с изображением героев сказки «Гуси-лебеди, сидит кукла (братец)
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Дети заходят в зал.
- Ребята, вы не знаете, где мы с вами оказались? (в сказке)
- А как вы догадались? (герои сказок повсюду)
- Верно, а из какой они сказки? (Гуси-лебеди).
- Смотрите, а кто это сидит здесь? (Иванушка)
-А где же его сестрица? (убежала играть с подружками)
-Ребята, кто помнит, как начиналась сказка (Жили-были (…) утащили братца гуси-лебеди)
Влетают в зал гуси-лебеди (два переодетых взрослых), хватают куклу (братика), кружатся и улетают с ним. Из крыльев падает письмо.
- Ах, гуси-лебеди забрали Иванушку, посмотрите, они что-то обронили (поднимаем письмо).
Текст письма:
Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку.
Баба-Яга.
-Дети, мы будем спасать Иванушку? (да)
- А если этот путь окажется трудным или опасным? (мы справимся, не испугаемся)
- Тогда вперед.
- Ребята, а где живет Баба-Яга, где нам ее искать? (в лесу)
- Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего приготовила о природе. А что такое природа? (ответы детей)
- Это все, что нас окружает, но не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое - многое другое, ведь природа очень многообразна
- Итак, для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все испытания Бабы-Яги. Идемте скорее.
- На полу лежат два обруча и мяч, записка.
Вот и первое испытание. Читаю: Перед вами лежат два кольца. Пусть в левое кольцо встанут дети, у которых темные волосы, а в правое – дети со светлыми волосами (встают). Испытание называется «Три слова».
- Ребята, здесь написано, что я должна буду кидать вам мяч, называя обобщенное понятие, а вы должны ответить, что входит в это понятие, чья команда победит, для того Баба-яга приготовила свои сюрпризики.
- Начнем:
- (рыбы, кит, дельфин)
Команда, которая ответила на все вопросы получает по жетону.
Идем дальше.
Беседа в пути:
- Ребята, известно ли вам, что природа бывает живая и неживая.
Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается (показ схемы).
Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
- На полу лежит «волшебный» мешок.
- Ух, ты. Что это? (мешок)
- Да он не простой, а волшебный. Там лежит что-то (заглядываю). Сейчас вытяните каждый из мешка по одной картинке (вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т.д, среди картинок записка), читаю:
- Разделитесь на команды «живая природа» и «неживая природа» (делятся).
Проверяем вместе правильность выполнения задания.
- И отгадайте хитрые загадки Бабы-Яги (за правильный ответ – жетон) после каждого ответа обсуждаем, к какой природе относится отгадка:
- Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)
- Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук)
- С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик)
- Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук)
- Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)
- Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)
- Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар)
- Чего не унесешь в решете? (воду)
- По небу гуляет, землю освещает (солнце)
- Молодцы, правильно ответили.
- На полу хаотично расположены бумажные цветы. Рядом записка.
- Ребята, смотрите, цветочная поляна (поднимаю записку), читаю:
Эти цветы заколдованы. Они будут спать вечным сном, пока вы не ответите, что нужно для роста и развития растений, а также, всего живого на земле.
- Вот так Баба-Яга. Задала нам задачку. Придется решать, чтобы цветочки проснулись от вечного сна и жили дальше.
- Посмотрите, здесь лежат какие-то картинки. Нам нужно будет разобраться, что там Баба-яга загадала. Сколько раз я хлопну в ладоши, по столько человек вы встанете в круг (проигрываем раза 3-4, в конце делимся на тройки).
- А теперь давайте скорее разгадывать задачки Бабы-Яги (раздаю каждой тройке набор карточек)
Карточки:
- растение, вода, солнце, воздух, земля, звезды
- цыпленок, курица, зерно, солнце, воздух, вода, снег
- ребенок, мама, пища, вода, воздух, солнце, камни
Дети должны найти лишнюю карточку, и рассказать, что у них было загадано. Остальные команды проверяют.
- Ребята, а что на карточках было из мира живой природы? (растение, цыпленок, человек)
- То, что человек и цыпленок живые, я согласна, они произносят звуки, бегают, едят, спят и т.д. а почему вы решили, что растение тоже живое? Объясните мне, пожалуйста. У него ведь нет рук и ног, оно не разговаривает (растения растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают…)
- Верно, ребята. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их) Рассказ сопровождаю показом слайдов.
Звучит волшебная музыка.
- Ура, мы расколдовали цветочки. Давайте превратимся в капельки воды и польем их.
- Кружись, кружись и в капельку превратись. Теперь капельки, полейте каждый цветочек на полянке (дети бегают, «поливают» цветочки).
- Какие мы с вами умные и заботливые, все цветы полили, и знаем, что вода, как и солнце, и тепло, и воздух – вся эта неживая природа необходима всему живому на земле.
- Кружись, кружись, в детей обратно превратись.
- Ребята, а давайте посадим вокруг этой волшебной полянки деревья.
- Сначала возьмем… (семечко) и посадим его в … (землю).
- Чтобы семя взошло, надо его … (полить).
- Еще растению нужно… (солнце).
- Пройдет время и появится… (росток)
-Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например в тропиках. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют. Сопровождение слайдами.
- Посмотрите на схему, как растет дерево (семя – росток – деревце - взрослое дерево).
-Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).
-Правильно, деревья называют легкими планеты.
-Давайте вместе нарисуем дерево. На ватмане нарисован ствол дерева. В тарелочках зеленая, желтая, голубая, красная краска. Смятые в комок листы бумаги.
- Посмотрите, это дерево пока без листьев. Давайте нарисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы.
- Вот какая красивая картина у нас получилась.
Послушайте народные изречения о растениях:
- Растение – земли украшение.
- Сломать дерево – недолго, вырастить – годы.
- Одно дерево погубил – посади сорок.
- Старые деревья молодые охраняют.
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Мы с вами научились сажать лес, я очень надеюсь, что вы когда-нибудь это сделаете на самом деле. А теперь идем дальше.
- Два столика, на одном стоят стаканчики с землей, на каждом стаканчике цифра и лейки с водой, на другом столе столько же пакетиков с фасолинкой внутри, каждый пакетик также пронумерован. Рядом записка. Читаю:
Угадайте как подобрать для каждого горшочка свое семечко.
-Ребята, предлагаю разделиться на две команды, к столику со стаканчиками подойдут мальчики, а к столику с пакетиками – девочки. Мальчики, возьмите аккуратно в руки по одному стаканчику, а девочки по пакетику. Найдите себе пару (ищут пару по номерам на стаканчике и пакетике, проверяют друг друга).
- Посадим фасолинку, теперь мы умеем это делать. Заберем их с собой и будем наблюдать как они будут расти. Каждый будет следить за своим растением, который запомнит по номеру на горшочке (садят, поливают).
- Стоит избушка Бабы-Яги. Выходит Баба-Яга (переодетый взрослый).
- Ну что, добрались таки до моей избушки. Все испытания прошли. А вот Ванюшку-то я вам не отдам.
- Баба-Яга, ты же обещала. Мы такой длинный и сложный путь прошли.
- И чему же вы научились, что узнали? (ответы детей)
- Вы меня растрогали до слез, какие вы умницы. Я даже доброй сразу стала. Отдам я вам Ивашку. Выносит куклу, отдает мне. А еще я вам подарю глобус (дарит). Это планета Земля, наш общий дом. Она вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Юпитер, Марс и др., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают дети.
- Баба-Яга, спасибо тебе, а мы на прощание расскажем тебе стихотворение:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели.
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л.Дайнеко)
-Ну что ж ребята, пора возвращаться из сказки в нашу группу. Вам понравилось быть в этой сказке? А что вам понравилось? (ответы детей) Скажем сказке до свиданья, до новых встреч.