Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических представлений
Документы для скачивания
Игры и упражнения по формированию лексико- грамматических представлений Таня веселая и грустная. Цель: Подбирать антонимы к прилагательным и словам. Организация: Пришла Таня с прогулки грустная: котёнок убежал. Села она и…( заплакала, загрустила) . А если Таня грустна я- она грустит. А если она расстроенная? ( расстраивается) , печальная( печалится) . Стук в дверь. Это котик… что сделал? ( вернулся) . Сначала он …( убежал) , а затем. . ( вернулся) . И посмотрите на Таню. Она сразу. . ( повеселела, развеселилась, обрадовалась) . Если она повеселела, то какая стала? ( веселая) . Если Таня обрадовалась, то какая стала? ( радостная) . Придумай рассказ про Таню, как она сначала была грустной, а затем стала веселой. Только не говорите про котенка, а сочините новую историю о том, кто и чем развеселил грустную Таню. Воспитатель вызывает двух детей. Первый ребенок рассказывает о том, что случилось с Таней( заблудилась в лесу, потеряла ключ от дома, сломала любимую игрушку) , а второй продолжает рассказ и сочиняет ситуацию, которая развеселила Таню. В случае затруднения воспитатель включается в рассказывание. Найди ручку. Цель: Составлять предложения с многозначным словом «ручка». Организация: - Таня здоровается с детьми и начинает гладить утюгом. Чем берёт Таня утюг? ( ручкой, рукой) , а за что она держит утюг? ( за ручку) . - У меня рука большая, а у Тани? ( маленькая) . Как мы называем ласково ручку ребёнка? ( ручка) . Какие ещё предметы называются словом «ручка»( ручкой пишут) . - Ответьте мне, что я делаю: кладу ручку на стол, беру чашку, держу её за ручку. Дети отвечают: кладёте, берёте, держите. Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? ( ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, посуды и т. п. ) . - Закончите предложение, которое я начну. Ручкой можно…( писать) . Ручку можно на стол…( положить) . За ручку можно чашку…( держать, брать, взять) . У кастрюли две…( ручки) . - Для чего нужна ручка? Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам( сказала: «здравствуйте», поздоровались) . А теперь, что она делает? ( прощается, машет ручкой, говорит «до свидания! ») . Найди ножку. Цель: Составлять предложения с многозначным словом «ножка», понимать разные значения этого слова. Таня говорит детям, что она знает ещё одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка». - А теперь назовите, что мы называем словом «ножка»( ножка у дивана, стола, стула, шкафа, у куклы ножка, у гриба) . - Скажите про свою ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите( «У стула сломалась ножка», «У стола ножки крепкие», «У гриба ножки бывают толстые и тонкие») . - Кто больше назовёт предметов, у которых есть ножки? Подбери слова другие. Цель: Образование слов от заданного слова «снег». Таня загадывает про снег загадки: «Скатерть бела весь мир одела. » Все белым- бело сегодня, И светло, хоть солнца нет. С неба сыплется холодный, Белый- белый мягкий…( снег) . - Какие ещё слова вы знает е- чтобы в них слышалось «снег», « снеж »( снег урочка, снег овик, снег опад, снежинка, снежный и т. д. ) . Для чего нужна игла? Какая она? Цель: Называть признаки и действия предмета. Расширять представления детей о многозначных словах. Таня просит вспомнить, какие иголки дети знают, для чего нужны. Как только дети называют глагол, воспитатель останавливает их. « А что можно шить? » Что можно вышивать? Кто ещё из зверей защищается иголками от врагов? Что значит слово «колется»? Что ещё вас может уколоть? ( Детям показывают две картинки: елка и сосна) . - Чем отличаются иголки сосны и елки( у первой они длинные, у другой короткие) . - Чем похожи все иголки? ( они тонкие, острые, гладкие, колючие) . - Какие вы знаете иглы? ( швейные, медицинские, хвойные, еловые, сосновые) . Отгадайте загадку: Вот иголки и булавки Вылезают из- под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. - Кто из вас знает загадки про ежа? Про иголку? Про елку? «Словно елка весь в иголках. Это кто? »- Придумайте рассказ «Приключение иголки». - И ещё загадка. Шубк а- иголки. Свернётся о н- колкий. Рукой не возьмёшь. Кто это? . . . ( ёж) . Кто сумеет похвалить. Цель: Учить подбирать определения к существительным, согласовывать слова в роде, числе, падеже. Ход: Буратино принёс много картинок, я вам их покажу. Я вам буду показывать, а вы подбирать слова и хвалить. Например, я покажу картинку, на ней нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: «Яблоко вкусное» или «Яблоко румяное», а хлеб как можно похвалить? ( хлеб мягкий) . Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку. Лексический материал: со бака, молоко, пальто, мама, дом, лиса, конфета, чай, заяц, мальчик и др. Примерные ответы: собака умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, лиса рыжая, заяц серенький, мальчик трудолюбивый и т. п. Какая, какой, какое? Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению, активизировать усвоенные ранее слова. Ход: Педагог называет какое- нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белк а- рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальт о- теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное. Мам а- добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная. Мя ч- резиновый, круглый, большой, синий. До м- деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный. Закончи предложение. Цель: Учить дополнять предложения словом противоположного значения. Ход: Я буду начинать предложения, а вы – заканчивать. Только будете говорить противоположные слова. Сахар сладкий, а перец…( горький) . Летом листья зелёные, а осенью…( жёлтые) . Дорога широкая, а тропинка…( узкая) . Ручей мелкий, а река…( глубокая) . Пластилин мягкий, а камень…( твёрдый) . Девочка говорит громко, а мальчик…( тихо) . Мама несёт тяжелую сумку, а сын…( пустую, легкую) . Маленькие лампочки горят тускло, а большие…( ярко) . Вариант игры. Цель: Заканчивать предложение, подбирать антонимы. Контролировать правильность п одбора слов и понимание значений слов. Ход: Деревья в лесу высокие и …( низкие) . Кашу варят густую и …( жидкую) . Звери бывают смелые и …( трусливые) . Лекарства делают горькие и …( сладкие) . Морковь можно есть сырую и …( варёную) . Яблоки бывают мелкие и …( крупные) . Какое что бывает? Цель: Учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение. Организация: Давайте расскажем Незнайке, что бывает: зелёным – огурец, крокодил, листья, цветочки, ёлка, краски, помидор, военная машина, нитки. Широким- река, дорога, лента, бульвар, улица. Новым- шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, машина, журнал. Маленьким – котёнок, мышка, брат, лисёнок, хомячок, мальчик. Вкусным – конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт. Пушистым – белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса. Холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, мороженое, перчатки, солнце, сосулька, компот. Высоким – дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура. Круглым – стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, солнце, помидор. Кто знает другое слово. Цель: Учить подбирать синонимы к данному слову, активизировать словарь детей. Ход: Об одном и том же можно сказать разными словами, но «похожими». Такие слова называются близкими по смыслу. Работать- трудиться; метель- вьюга, буран, пурга; смешной – забавный, потешный, комичный; грустный – невесёлый, печальный, нерадостный, скучный, опечаленный. Кто больше вспомнит. Цель: Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия, процессы. Ход: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что ещё умеют делать. Метель – метёт, вьюжит, пуржит; дождь – льёт, моросит, накрапывает, начинается, каплет, идёт, хлещет; белка – прыгает, перелетает, собирает, запасает, прячет, гуляет, грызёт; мальчик – играет, строит, спит, ест, гладит, собирает, бежит, моет; ворона – летает, сидит, вьёт, каркает, присаживается; ветер – воет, дует, задувает, листья срывает, парус надувает, пыль поднимает, колышет, покачивает ветки деревьев; врач – лечит, слушает, выписывает рецепт, назначает, смотрит. Скажи наоборот. Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова. Ход: Медвежонок говорит, что он знает, чем занимаются ребята в детском саду, во что играют, но он просит подсказать ему слова, противоположные по смыслу. Мишка называет слова, а дети подбирают противоположные слова( антонимы) : Утро – вечер Герой – трус Друзья – враги День – ночь Быстро – медленно Светло – темно Много – мало Сесть – встать Смеяться – плакать Говорить – молчать Закрывать – открывать Взять – отдать Приносить – уносить Надевать – снимать Все – никто Высоко – низко Входить- выходить Северный – южный Смелый – трусливый Горький – сладкий Лёгкий – тяжёлый Острый – тупой Высокий – низкий Большой – маленький Длинный – короткий Поезд. Цель: Учить детей устанавливать семантические отношения между словами, мотивировать свой выбор при подборе картинок; активизировать словарь детей. Материал: 20 предметных картинок( 10* 8 см) . Примерный набор: молоток, скворечник, гвоздь, топор, дерево, дятел, синица, стол, чашка, чайник, девочки, велосипед, автобус, пианино, гитара, корзина яблоки, огурцы, ведро, котёнок, бабушка, лопата. Ход: Будем играть в поезд. Я кладу первую картинку – вагончик. Вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того, чтобы следующий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим, а для этого надо придумать, чем похожи картинки. Например: Я кладу картинку, на которой нарисована синица. С ней можно скрепить картинку с дятлом, потому что синица и дятел – птицы. Дятла можно скрепить с деревом, потому что дятел в лесу живёт, на дереве. Так каждый по очереди может класть свои картинки – вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются.