3. Гендерное воспитание .
Документы для скачивания
МБ ДОУ Детский сад №7 «Солнышко» Гендерный подход в физическом развитии детей старших групп. Составитель: Лоскутникова Любовь Фадеевна Воспитатель 1 категории Кяхта 2014г Содержание 1. Аннотация………………………………………………………………. стр 2 2. Введение…………………………………………………………………. стр2 3. Цели и задачи гендерного развития детей……………. . стр3 4. Принципы гендерного подхода………………………………стр3 5. Варианты двигательной активности детей ……………. . стр4 6. Работа с родителями………………………………………………. стр5 7. Результаты работы…………………………………………………. стр5 8. Конспект примерного занятия………………………………. . стр5 9. Приложение……………………………………………………………. стр8 10. Литера тура……………………………………………………………стр17 2 Аннотация Методические рекомендации для воспитателей старших групп по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, где указываются принципы, содержание, цели и задачи, методические приемы пров ед ения физкультурных занятий в ДОУ. Вве дение В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей ориентируются на «условного ребенка». Оно чаще всего практически не имеет различий для девочек и мальчиков. Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей. Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать». Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики, отсюда и возникают необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. Проблема воспитания подрастающего поколения, ее актуальность на социально – педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Ф едерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области об щественной жизни: в политику, эк ономику, культуру и образование. Дошкольный возраст – наиболее благопри ятный для формирования полоролев ого поведения ребенка. Так как именно в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его а даптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый 3 образ жизни. Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Основная задача ДОУ- найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить мальчикам и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Главными педагогическими задачами являются: - оказание детям помощи в приобретении игрового опыта; - расширение детских представлений о предметах, событиях, и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре; - поощрение инициативы детей пр и развертывании индивидуальных и коллективных игр; - создание условий для проявления детьми игровой активности в течении дня. Принципы гендерного подхода системы физического воспитания в ДОУ/ В. В. Шишкина, Н. В. Мащенко/ 1. Принцип целостности разностороннего развития личности. 2. Принцип гум м анизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка, при создании поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи. 3. Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, интересов и т. д. , сотрудничества при формировании позитивного отношения к себе и к представителям противоположного пола. 4. Принцип природосообразности. 5 Принцип дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам 6. Принцип учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых представлений. 4 В своей работе я использую методы и приемы, имеющие различия: - в подборе упражнений, их дозировке; - по продолжительности выполнения задания; - в подборе оборудования; - в обучении сложным движениям; - в пространственных границах; - в требованиях к качеству выполнения заданий; - в расстановке и уборке снарядов; - в оценке деятельности. Для организации и проведения физкультурных занятий я разработала варианты двигательной деятельности: - занятия физическими упражнениями одновременно всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют различия; - занятия по подгруппам; - « интегрированный вариант », когда дети другого пола демонстрируют свое мастерство. Педагогический процесс при таком подходе имеет различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек- развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Специфика такой деятельности в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от дркга, а в процессе идет углубленное понимание половой принадлежности «Я – мальчик, Я- девочка». С целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в родительских уголках оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях проводился обмен опытом, предоставлялись индивидуальные консультации. Использовала в своей работе с родителями программу «Школа для пап и мам». Совместно с 5 родителями проводились культурно – досуговые мероприятия: «Рыцарский турнир», «День матери», «Богатырская сила», «Полет на луну», работа по страничке портфолио: «Я –мальчик, Я – девочка», экскурсии по месту работы родителей. Работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерному воспитанию детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Диагностика детей показала, что расширился их кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения в общении детей: мальчики стали более внимательны по отношению к девочкам, а девочки доброжелательны по отношению к мальчикам. Многие родители высказали мнение, что «стали лучше понимать своего ребенка». В дальнейшем, я планирую, продолжить работу по гендерному воспитанию детей, поиском новых форм и путей реализации поставленных задач. Я хочу предоставить свой примерный конспект занятия и подвижных игр, проведенных по гендерному воспитанию детей. Мы – мальчишки, мы – девчонки. Цель: Совершенствовать ОВД с использованием гендерного подхода. Задачи: - закреплять умение метать предметы в цель; - повторять прыжки в разных заданиях; - развивать в мальчиках – силу, выносливость, в девочках – гибкость и пластику; - формировать правильную осанку; - воспитывать смелость, ловкость, быстроту реакции, доброжелательность. 6. Ход занятия Придумано кем –то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро! » Наше занятие называется «М ы – мальчишки, мы – девчонки» Есть здесь девчонки – хлопайте! Есть здесь мальчишки? Топайте! Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень! Будем мы бегать, играть, заниматься, С хандрой болезня ми не знаться! Вводная часть. 1. Ходьба вокруг обруча на носках, на внешней стороны стороны стопы, в присяде, в полуприсяде. 2. Легкий бег вокруг обруча: - девочки, выбрасывая носочки вперед; - мальчики – захлестывая г олени назад, туловище чуть наклонить, бег. ОРУ под музыку: мальчики – гантели, девочки – ленточки. 1. Стоя, руки вперед, в стороны, вверх, опустить. 2. Стоя на коленях, повороты туловища. 3. Сидя, руки у груди – разводят ноги и руки в стороны одновременно. 4. Мальчики – приседания, руки перед собой, девочки – полуприседания. 5. Дыхательная гимнастика. ( ХО – РО – Ш О! ) Дети садятся на скамейки с двух сторон( отдельно девочки и мальчики) Под музыку входит богатырь. Богатырь. Здравствуйте, люди добрые, красны девицы да добры молодцы! Не просто так пожаловал я в гости к вам, не с хорошей вестью! Напала на 7 Русь нашу Матушку враги черные, враги черные, злые! Вот и кликнул царь Берендей, собирать войско ратное, сильное, чтоб врагу заклятому отпор достойный дать! Повелел царь – батюшка среди молодцев добрых собрать сильных да ловких, чтоб помочь царю одолеть войско черное. Есть ли среди вас такие богатыри? Вот мы сейчас и проверим, кто из вас лучший! 1конкурс: «Метатели» Богатырь. Вот вам ведра и камни – булыжники! Будете бросать их по очереди, а мы считать будем, кто больше всех забросит в ведро, тот и будет самым ловким. 2 конкурс: «Бои воздушными шарами». Необходимо лопнуть шарики противника, но сохранить свой. 3 конкурс: «Кто самый быстрый». Прыжки с кеглями между коленями. 4 конкурс: «Перетягивание каната» Богатырь. Теперь я смело могу доложить царю – батюшке, что много у нас богатырей сильных, что за Родину постоять могут. Внимание! Внимание! На нашем занятии сплошное обаяние. Плюс юность, привлекательность, веселье, оптимизм, Пусть с вами обязательно идут они всю жизнь. 1 конкурс: Прыжки через скакалку с продвижением вперед. 2 конкурс: «Не урони шарик» Игра с платком. Релаксация. Девочки собираются в кружок, ложатся на коврик и закрывают глаза. Веночки за головой на вытянутых руках. Звучит спокойная музыка. Воспитатель читает сказку. В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны. ( Девочки складывают руки лодочкой и поднимают вверх) , а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. 8 И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились! ( Девочки берут веночки в руки и поднимают их вверх. ) Их красота была удивительна! Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на них. Ведь Добрая Волшебница наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они дарили радость любому, кто смотрел на них. Шло время, цветы становились все краше и краше, а сила их возрастала. ( Девочки встают, надевают веночки на голову и берутся за руки) . Так и в Волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место. Девочки читают стихи. 1. Чтоб красоту нам сохранить, Всегда в спортивной форме быть, Мы занимаемся с мячами, Скакалками и обручами. 2. Мы сегодня показали, Как красивой стройной быть, И улыбки всем дарим, От души благодарим! Мальчики приглашают девочек на парный танец. Итог занятия. Шуточная игра «Сорви шапку» Звучит песня А. Зацепина « Кап- кап- кап…. . » дети бегают то в одну сторону, то в другую. Во время паузы в музыке нужно подбежать к богатырю, который стоит в центре круга в шапке, и сорвать ее с головы. Кто сорвал, тот и победитель «воевода! . Турнир всадников Эстафета на лошадках с копьем в руке. Нужно копьем сбить одну кеглю, вернуться, передать коня и копье следующему игроку. 9 Народная игра – забава «Платок» Под музыку девочки отбивают воздушный шарик, подбрасывая его платком, Держа его за уголки и стараясь, чтобы шарик не упал на пол. У какой команды шарик упал первым, та проиграла. Упражнение «Ласточка» Играют девочки. Предлагается сделать ласточку. Кто дольше простоит на одной ножке. 10 Приложение №1 11 Приложение №2 12 Приложение № 2 13 Приложение №4 14 Приложение №5 15 Приложение №6 16 Литература 1. Анохина И. А. Система оздоровительной работы в ДОУ. Ульяновск, 2005г 2. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997г. , № 12 3. Добро нравов А. В. Методические рекомендации по исследованию и оценке физического развития детей. Ленинград, 1988г. 4. Татарницева Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов- на- Дону, 1999г. 5. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. Санкт- Петербург, 2001г. 6. Щетинина А. М. , Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5- 7 лет. Москва, 2010г. 17