a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Занимательное рядом. Играем с водой»

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Занимательное рядом. Играем с водой. Современный ребенок, к сожалению, мало играет с водой. Родители, при выборе развивающей среды, отдают предпочтение компьютерным программам, спортивным и художественным кружкам, которые не могут заменить кропотливой и созидательной работы, осуществляемой в процессе переливания, мытья( растений, игрушек) , стирки мелких вещей( платков, носочков и т. п. ) , играх с плавающими игрушками. Дети не только мало используют собственные руки и разум для познания" картины мира" с помощью воды, но и мало наблюдают такую деятельность у взрослых. А ведь даже процесс купания ребенка можно превратить в увлекательное развивающее занятие. Попробуем" отобрать" те игрушки и предметы, которые целесообразнее всего использовать в играх с водой. В первую очередь, это, конечно, пластиковые игрушки( геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п. ) , которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности( кафелю, зеркалу, крышке стола) . Во- вторых, разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды( дельфин, лягушка, кораблик) или передвигаются под водой( рыбки, машинки) . Кроме того, можно применять и природный материал( ракушки, камешки, орехи, желуди) , а так же сачки, удочки- игрушки, ложки, половники, пинцеты, пластмассовые водоросли для аквариумов и т. д. В чём же развивающий секрет игр с водой, спросите вы, уважаемые родители? Давайте разберёмся. Итак, во- первых, в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире. Во- вторых, дети осваивают пространственные представления( на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре) . В- третьих, помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления. В- четвёртых, сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно- действенного мышления ребенка. В- пятых, бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. В- шестых, в процессе таких игр развиваются тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество. В- седьмых, в процессе сравнения формируются представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде. В- восьмых, формируются геометрические представления, для чего используются пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д. На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используют следующие варианты игр: • игры в объемном пространстве( ванночка, таз, игрушечный бассейн) ; • игры в двух емкостях одинакового или разного размера( большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п. ) ; • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п. ; • игры с разными сосудами, которые наполняются водой( пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины) . В домашних условия в игры с водой целесообразнее играть в ванной комнате. Для этого можно использовать не только саму ванну, но и раковину. Если игры проводятся в раковине, то важным условием будет комфортное местоположение ребенка. Подберите малышу удобный по высоте стул или специальную лесенку, которые бы позволяли ребенку свободно манипулировать предметами, а так же" приклеивать" их к поверхности кафеля. Варианты игр и игровых упражнений с водой" Теплая и холодная" Цель: развивать тактильные ощущения, внимание и память. Нам понадобятся: два тазика с водой. Ход игры. Перед ребенком два тазика с холодной и теплой водой. Вы вместе с ребенком опускаете кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения: " Посмотри, что это в тазиках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь, какая вода? ( Теплая. ) Где твоим ручкам лучше, в теплой или холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная" . Игру можно усложнить за счет увеличения количества емкостей до 3- 4, и предложив ребенку самостоятельно на ощупь определить, где теплая, а где холодная вода. " Давай поиграем с водичкой. Я тебе завяжу глазки, а ты ручками найдешь, где теплая, а где холодная вода" . " Узнай воду по вкусу" Цель: развивать вкусовые ощущения, внимание и память. Нам понадобятся: три одинаковые чашки или стакана с кипячёной водой, сахарный песок, соль, лимонный сок, чайная ложка. Ход игры. Перед ребенком три одинаковые чашки с кипяченой водой. Вы вместе с ребенком добавляете в одну из них соль, в другую- сахарный песок, в третью- лимонный сок. " Посмотри, что это в чашках? ( Вода. ) Давай с ней поиграем. В эту чашку добавим соль. Вот она. Насыпь ложкой соль в эту чашку. Размешай. Давай попробуем водичку в чашке" . Ребенок вместе с вами пробует воду с помощью чайных ложек. Вместе вы определяете, что она стала соленая. Аналогично проводится работа с сахарным песком и лимонным соком. Затем чашки переставляются местами, и вы просите малыша определить на вкус, какая вода в каждой чашке: соленая, сладкая, кислая: " Ой. Пока мы с тобой отвернулись, к нам прилетела сорока и перепутала все чашки местами. Как же мы теперь найдем, где сладкая вода, где кислая, а где соленая? Наверное, надо ее попробовать. Возьми ложку и попробуй водичку. Какая здесь водичка? " Затем ребенок определяет воду на вкус в двух других чашках. " Найди воду такого же цвета" Цель: сформировать или закрепить( если ребенок уже знает) знание цветов, закрепить умение сравнивать и соотносить цвет, развивать цветовое восприятие, внимание, мышление и память. Нам понадобятся: 3- 6 прозрачных стаканчика с водой, гуашевые краски, кисточка, шарик для пинг- понга. Ход игры. Перед ребенком стоят от 3 до 6 стаканчиков с водой. " п осмотри внимательно на воду в стаканчиках. Какая она( прозрачная) ? Давай в каждый стаканчик добавим немного гуашевой краски" . В каждый стаканчик с помощью кисточки последовательно добавляется краска определённого цвета. " Размешай зелёную краску в водичке. Какого цвета стала вода? " Такая работа проводится с каждым стаканчиком. " А теперь найди воду зелёного цвета и опусти в неё шарик" . Если ребенок затрудняется самостоятельно найти воду заданного цвета, то вы предлагаете показывая на цвет краски, найти воду такого же цвета. " Посмотри на краску, она зеленого цвета. Найди такую же водичку, зелёную" . " Цифры плавают в пруду" Цель: сформировать или закрепить( если ребенок уже знает) знание числового ряда, развивать внимание и память. Нам понадобятся: пластиковые цифры, ёмкость с водой. Ход игры. Бросаем в воду пластиковые цифры. После этого предлагаем ребёнку поиграть с цифрами- рыбками, плавающими в" пруду" . " Назови цифры, которые плавают в воде. А теперь бери по одной по порядку и" приклеивай" их к стене" . После того как малыш выложит цифры по порядку, просим его отвернуться от стены и меняем цифры местами. " Посмотри на цифры, ничего не изменилось? Исправь ошибку, поставь цифры по порядку" . При необходимости можно еще раз смочить цифру в воде, восстанавливая ее свойства( намоченная в воде фигурка легко приклеивается к кафелю) . " Угадай букву, плавающую" на животе" " Цель: сформировать или закрепить( если ребенок уже знает) знание оптического образа букв, развивать внимание, память. Нам понадобятся: пластиковые буквы, ёмкость с водой. Ход игры. " Посмотри на буквы, которые плавают в нашем озере. Одни буквы плавают правильно, на спине, а другие неправильно, потому что перевернулись на живот. Назови только те буквы, которые плавают в воде перевернутыми, а теперь те, которые плавают правильно" . Затем вы просите ребенка выловить и приклеить к стене те буквы, которые располагаются воде правильно, а после этого расположить на стене перевернутые буквы, придав им правильное положение. " Сосчитай игрушки" Цель: закрепить знание числового ряда и состава числа, развивать внимание, память и мышление. Нам понадобятся: пластиковые цифры, два тазика с водой, игрушки или природный материал( камешки, ракушки, орехи) . Ход игры.  Ставим перед ребенком два тазика с водой, в один опускаем различные игрушки или природный материал. Во второй бросаем пластиковую цифру. " Назови цифру, которая отправилась плавать" . Ребенок называет цифру. " А теперь достань из тазика, где лежат разные предметы, такое количество игрушек( ракушек, камешков) , какое обозначает эта цифра. Доставай по одной игрушке, считай и бросай их в тазик, где плавает цифра" . Малыш достает из первого тазика по одному предмету, бросает их в другой тазик и считает. " Пересчитай все игрушки в тазике, где плавает цифра. Скажи, сколько всего игрушек ты бросил в таз, где плавает цифра? Почему? " . Игра повторяется с другими цифрами столько раз, сколько цифр знает ребенок, и пока поддерживается его игровой интерес. " Тяжелый и легкий" Цель: сформировать или закрепить( если ребенок уже знает) представление о величине( тяжёлый- лёгкий, большой- маленький) , закрепить умение сравнивать предметы по весу, закрепить знание правой и левой руки, развивать внимание и память. Нам понадобятся: два камня, разных по величине, ёмкость с водой. Ход игры.  Предложите ребенку взять в правую руку большой камень, а в левую- маленький. " В какой руке у тебя тяжелый камень? А в какой руке легкий камень? Давай посмотрим, какой камень опустится на дно быстрее. Тяжёлый или лёгкий? " . " Узнай по звуку" Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, память, пополнять лексический запас. Нам понадобятся: ширма, 2 ёмкости с водой, магнитофонные записи со звуками моря и ручья. Ход игры.  " Все живые существа и люди и птицы и животные умеют" разговаривать" и даже вода тоже умеет" говорить" . Хочешь, послушать, какие разные песенки может петь вода? Слушай. Вот так вода льётся( и вы показываете ребенку, как льется вода, переливая её, из одной ёмкости в другую) . Вот так она капает( демонстрируете) . А так журчит ручеёк( включаете запись) . А это шумит море( включаете запись) . А теперь ты попробуешь угадать, какую песенку поёт водичка" . За ширмой вы производите разные действия с водой, те, которые показывали малышу. Ребенок должен по звуку определить, что происходит с водой. Игры с водой могут быть самыми разнообразными, и их содержание будет зависеть только от вашей фантазии. Более подробно об играх с водой мы рекомендуем прочитать здесь: Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М. : Просвещение, 1984. Баряева Л. Б. , Гаврилушкина О. П. Игры- занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб. : НОУ СОЮЗ, 2005. Баряева Л. Б. , Кондратьева С. Ю. Игры с водой/ / Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1. Коррекционная работа в обогащенной предметно- развивающей среде/ П од ред. Л. Б. Баряевой. - СПб. : КАРО, 2006. Шангина И. И. Русские дети и их игры. - СПб. : Искусство, 2000. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Явасский детский сад №1 комбинированного вида» Консультация « Занимательное рядом. Играем с водой » Провела: О. И. Миркина 2014 г.

Оставить комментарий: