Рабочая программа по информатике в 9 классе
Рабочая программа
по информатике в 9 классе
Составитель: учитель физики и информатики
Левина Н.В.
2013 г
Пояснительная записка
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
- Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса в течение 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов.
- «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» ( утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312);
- Н.В. Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция) ( Питер 2010 г.).
Понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации. Умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников. Оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников. Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности. Отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью. Следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- овладение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
- организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
- использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метопредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
- владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
- получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
- владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.
Предметные: в сфере познавательной деятельности:
- освоение основных понятий и методов информатики;
- выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
- выбор язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы, диаграммы и др.);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и полноты информации;
- оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
- развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;
- разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;
- определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;
- освоение основных конструкций языка программирования;
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);
- построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
- определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;
- решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;
- целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе аппаратными и программными средствами компьютера, цифровой бытовой техникой;
- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
- формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.
в сфере коммуникативной деятельности:
- понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);
- осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
- получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
- овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
- соблюдение культуры поведения в сети Интернет.
в сфере трудовой деятельности:
- определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
- понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;
- овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер и др.);
- знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);
- умение тестирования используемого оборудования и программных средств;
- использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
- определение пропускной способности используемого канала связи;
выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;
- использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
- решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;
- создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);
- использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;
- использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;
- создание и наполнение собственных баз данных;
- приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.
в сфере эстетической деятельности:
- приобретение навыков компьютерного дизайна;
- овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
- демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.
в сфере физической деятельности:
- понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;
- владение профилактическими мерами при работе с средствами информатизации;
- соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Тематическое планирование по информатике в 9 классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Теоретическая часть, ч.
|
Практическая работа, ч. |
Контрольная и самостоятельная работа, ч. |
Алгоритмы |
9 |
6 |
2 |
1 |
|
Представление о программе. Классификация программ |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Системная среда Windows |
6 |
4 |
1 |
1 |
|
Общая характеристика прикладной среды |
7 |
5 |
1 |
1 |
|
Компьютер как средство обработки информации |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
Микропроцессор |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
Устройство памяти |
4 |
3 |
0 |
1 |
|
Устройства ввода информации |
6 |
4 |
2 |
0 |
|
Устройства вывода |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
Взаимодействие устройств компьютера |
5 |
2 |
2 |
1 |
|
Аппаратное обеспечение компьютерных сетей |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
Логические основы построения компьютера |
5 |
4 |
0 |
1 |
|
История развития компьютерной техники |
4 |
3 |
0 |
1 |
|
Классификация компьютеров по функциональным возможностям |
1 |
1 |
0 |
0 |
|
Класс больших компьютеров |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
Класс малых компьютеров |
2 |
1 |
0 |
1 |
|
Перспективы развития компьютерных систем |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
Повторение |
2 |
1 |
0 |
1 |
|
|
Итого: |
70 |
48 |
11 |
11 |
Содержание учебного курса
Алгоритмы
Представление об алгоритмах. Понятия и свойства алгоритма. Формы представления алгоритма. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический и вспомогательный. Стадии создания алгоритмов.
Представление о программе. Классификация программ
Представление о программе. Понятие программы. Исполнитель алгоритмов. Подходы к созданию программы. Классификация программного обеспечения.
Системная среда Windows
Общее представление о системной среде Windows. Назначение системной среды Windows. Представление о файле и папки. Программа проводник. Графический интерфейс и его объекты. Приложение и документ. Организация обмена данными.
Общая характеристика прикладной среды
Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование и форматирование документа. Общая характеристика инструментов прикладной среды.
Компьютер как средство обработки информации
Пропедевтика понятий по аппаратному обеспечению компьютера.
Микропроцессор
Определить назначение микропроцессора. Определить параметры микропроцессора, характеризующие его работу.
Устройство памяти
Определить назначение и основные характеристики памяти. Выделить виды памяти. Рассмотреть особенности внутренней памяти. Рассмотреть типы устройств внешней памяти и их характеристики.
Устройства ввода информации
Определить назначение и классификацию устройств ввода. Рассмотреть особенности работы и характеристики каждого класса устройств ввода.
Устройства вывода
Показать назначение и классификацию устройств вывода. Рассмотреть особенности работы и характеристики каждого класса устройств вывода.
Взаимодействие устройств компьютера
Познакомить со структурной схемой компьютера, с принципом программного управления, о назначении системной шины. Рассказать о принципе открытой архитектуры, используемой при построении компьютера.
Аппаратное обеспечение компьютерных сетей
Сформировать представление о разновидностях сетей, основных компонентах сети. Познакомить о том, как происходит обмен информацией между компьютерами, какие технические средства обеспечивают работу компьютерной сети, какие каналы связи используются в компьютерных коммуникациях. Роль модемов и сетевых адаптеров.
Логические основы построения компьютера
Познакомить с основными понятиями формальной логики. Дать понятия логические выражения и логические операции. Учить построению таблиц истинности для сложных логических выражений. Познакомить с логическими элементами и основными логическими устройствами компьютера.
История развития компьютерной техники
Познакомить с историей и перспективами развития компьютерной техники.
Классификация компьютеров по функциональным возможностям
Сформировать представление о классификации компьютеров.
Класс больших компьютеров
Познакомить с классом больших компьютеров, серверов, суперкомпьютеров.
Класс малых компьютеров
Познакомить с классом малых компьютеров: персональные, портативные, промышленные.
Перспективы развития компьютерных систем
Познакомить с основными тенденциями развития компьютеров. Каковы причины, обуславливающие эти тенденции.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 классе
№№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Вид занятия |
Количе- ство часов |
Виды самостоятельной работы |
Дата |
||
Планируе-мая |
Фактичес- кая |
||||||
Раздел 1. Алгоритмы (9 часов) |
|||||||
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Понятие алгоритма. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
Свойства алгоритмов. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Формы представления алгоритма. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Линейный алгоритм. |
Комбиниро ванный |
1 |
Практическая работа |
|
|
||
Разветвляющийся алгоритм. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Циклический алгоритм. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Вспомогательный алгоритм. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Стадии создания алгоритма. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Обобщение знаний по теме: «Алгоритмы». |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
||
Представление о программе. Классификация программ (3 часа) |
|||||||
Исполнитель алгоритма. Понятие программы. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
Подходы к созданию программы. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Классификация программного обеспечения. |
Урок зачёт |
1 |
Контрольное тестирование |
|
|
||
Системная среда Windows (6 часов) |
|||||||
Назначение системной среды Windows. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
Представление о файле и папке. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Программа Проводник. |
Комбиниро ванный |
|
|
|
|
||
Графический интерфейс и его объекты. Приложение и документ. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Организация обмена данными. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
||
Контрольное занятие по теме «Системная среда Windows». |
Урок зачёт |
1 |
Контрольное тестирование |
|
|
||
Общая характеристика прикладной среды (7часов)
|
|||||||
Роль и назначение прикладной среды. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
Особенности прикладных средWindows. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Структура интерфейса прикладной среды. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Редактирование документа. |
Комбиниро ванный |
1 |
Практическая работа |
|
|
||
Форматирование документа. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Общая характеристика инструментов прикладной среды. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Обобщение по теме: «Общая характеристика прикладной среды». |
Урок зачёт
|
1 |
Контрольная работа |
|
|
||
Компьютер как средство обработки информации (2 часа) |
|||||||
Компьютер как средство обработки информации. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
Компьютер как средство обработки информации. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Микропроцессор (2 часа) |
|||||||
Микропроцессор. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
Микропроцессор. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
||
Устройства памяти (4 часа) |
|||||||
Назначение и основные характеристики памяти. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Внутренняя память. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Внешняя память. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Обобщение по теме: «Устройства памяти». |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
||
Устройства ввода информации (6 часов) |
|||||||
Классификация устройств ввода. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
|
Клавиатура. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
|
Манипуляторы. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Сенсорные устройства ввода. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Устройства сканирования. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Устройства распознания речи. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
||
Устройства вывода ( 4 часа) |
|||||||
Классификация устройств вывода. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
Мониторы. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Принтеры. Плоттеры. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Устройства звукового вывода. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
||
Взаимодействие устройств компьютера (5 часов) |
|||||||
Структурная схема компьютера. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
Системный блок и системная плата. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Системная шина. Порты. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Прочие компоненты системной платы. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Представление об открытой архитектуре компьютера. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
||
Аппаратное обеспечение компьютерных сетей (4 часа) |
|||||||
Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. |
Урок усвоения новых знаний и умений |
1 |
|
|
|
||
Назначение сетевых адаптеров. |
Комбиниро ванный |
1 |
|
|
|
||
Назначение модем Предыдущие материалы
|