Открытый урок: «Деепричастие как часть речи.»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Деепричастие как часть речи
(Тема урока)
ФИО (полностью) |
Лушкина Татьяна Владимировна |
|
Место работы |
МБОУ «Пичеполонговская ООШ» |
|
Должность |
учитель русского языка и литературы |
|
Предмет |
русский язык |
|
Класс |
7 |
|
Тема и номер урока в теме |
1 урок по теме «Деепричастие как часть речи» |
|
Базовый учебник |
Быстрова Е.А., Мангутова Н.В., Шабанова И.Л. Русский язык. 7 класс // Быстрова Е.А., Мангутова Н.В., Шабанова. – М., 2009 |
- Цель урока: ввести понятие деепричастия как части речи; познакомить с отглагольными и наречными признаками деепричастия.
- обучающие: закрепить полученные знания на практике; научить отличать деепричастие от остальных частей речи;
-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании деепричастий; видеть разницу между наречиями и деепричастиями; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;
-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.
- Тип урока: урок изучения новой темы
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
- Необходимое техническое оборудование:
– традиционные: мел, доска, учебники, тетради, ручки, карандаши;
– инновационные: компьютеры, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Оргмомент. Целеполагание |
|
Приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Знакомит с целями, которые должны быть достигнуты к концу урока |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели урока |
2 |
2 |
Проверка ДЗ |
|
Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности, проводит фронтальный опрос |
Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах |
5 |
3 |
Повторение изученного |
Практикум по теме ««Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»» (1, 2)
|
Обращает внимание на то, что учащиеся знакомы с причастием как частью речи, его морфологическими признаками. В качестве повторения предлагает поработать с модулем по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия», представленные в ОМС-плеерах на компьютерах учащихся в парах. Работа выполняется по вариантам. Затем спрашивает о результатах работы |
Работают по вариантам с заданиями теста на повторение причастия как части речи, представленного в ОМС-плеере. Объявляют свои результаты |
7 |
4 |
Изучение нового материала |
Таблица "Признаки деепричастия" (N 140224) (2) |
Предлагает прочитать 2 предложения, записанных на доске, и найти разницу в них: «Космонавт рассказывает о полёте и улыбается.», «Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь».
Говорит о том, что в РЯ существует еще одна самостоятельная часть речи – деепричастие. Это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и наречия. Предлагает обратить внимание на экран, где будет представлена таблица «Признаки деепричастия». Предлагает самостоятельно сформулировать определение деепричастия как части речи. Предлагает прочитать определение деепричастия, которое дают авторы учебника |
Читают предложения и говорят о том, что в 1 предложении есть слово «улыбается», а во 2 – вместо него стоит слово «улыбаясь». 1 предложение – предложение, осложненное однородными сказуемыми, а во 2 – «улыбаясь» отвечает на вопрос «как?» Работают с таблицей, разбирают признаками деепричастия совместно с учителем
Формулируют собственные определения деепричастия
Читают определение со страницы 74 учебника |
15 |
5 |
Закрепление изученного |
|
Предлагает выполнить упражнения 159 с.75 (устно) и 160 с.75 из учебника |
Читают задания, выполняют упражнения. Проверяют |
10 |
6 |
Задавание на дом |
|
Обращает внимание учащихся на то, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). И предлагает выполнить дома задания к упражнению 161 с. 75 |
Читают задание к упражнению и обсуждают, что нужно выполнить дома. Записывают ДЗ |
2 |
7 |
Подведение итогов. Рефлексия |
|
Проводит фронтальный опрос по тому, что было изучено на уроке: – что такое деепричастие? – признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? – назовите признаки глагола в деепричастии? – назовите признаки наречия в деепричастии? – каким членом предложения бывает деепричастие? |
Отвечают на вопросы учителя |
3 |
8 |
Оценивание |
|
Выставляет отметки учащимся, работавшим на уроке |
|
1 |
Приложение к плану-конспекту урока
Деепричастие как часть речи
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия» |
К-тип, информационный |
Тест |
|
2 |
Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия» |
К-тип, информационный |
Тест |
|
2 |
Таблица "Признаки деепричастия" (N 140224) |
И-тип, информационный |
Таблица |