a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный педагогический опыт работы музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Зубово-Полянский детский сад №1 «Сказка» комбинированного вида» Фатеевой Н.В. «Театрализованная деятельность как фактор эмоционального развития личности дошкольников»

Опубликовано: 2015-08-13 10:40:02

Документы для скачивания

Инновационный педагогический опыт работы музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Зубово- Полянский детский сад №1 «Сказка» комбинированного вида» Фатеевой Н. В. «Театрализованная деятельность как фактор эмоционального развития личности дошкольников» Одним из приоритетных направлений моей работы в области сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей является развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности. 1. Актуальность и перспективность. Актуальность выбранной темы определяется тем, что сегодня объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста наряду с положительным эффектом оказал отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Статистика показывает, что в настоящее время в России значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоциональной сфере: тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, застенчивостью, гипервозбудимостью, гиперактивностью и т. д. Все эти отклонения в дальнейшем ведут к трудностям школьного обучения и взаимоотношения ребенка со сверстниками. Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальней и значимей. И физическое, и психологическое здоровье ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.   2. Условия формирования опыта. На формирование опыта работы оказали следующие факторы: Изучение методической литературы. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого и эмоционально- личностного подхода к развитию ребёнка. Например: 1. Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт- фантазия» Э. Г. Чуриловой. 2. Программа «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович. 3. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой. 4. Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т. И. Петровой, Е. Л. Сергеевой, Е. С. Петровой. 5. Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипиной. Изучение трудов ученых, педагогов Проблема эмоционального и социального развития в театрализованной игре исследовалась многими психологами и педагогами( Л. С. Выготский, Л. С. Зеньковский, А. В. Запорожец, Эльконин, Л. И. Неверович, В. Т. Кудрявцев, Л. П. Стрелкова и др. ) Рассматривая труды учёных, педагогов, музыкантов, пришла к выводу, что проблема развития эмоциональной и социальной сферы детей в театрализованной деятельности изучена ещё не до конца. Наблюдение за детьми. Наблюдая за выступлениями детей на праздничных утренниках, развлечениях, драматизациях, за их самостоятельной театрализованной деятельностью, сделала вывод, что у детей недостаточно развиты эмоции, не сформировано умение творчески проявлять свои впечатления и представления о сказках, передавать и отображать литературных героев. Почти во всех случаях наблюдается заштампованность: дети повторяют и имитируют действия друг друга, создавая одинаковые образы. Мимика, жесты, речь детей скупы и невыразительны, движения скованы и однообразны. Но при этом видно, что дети с удовольствием включаются в театрализованные игры, участвуют в создании спектаклей, самостоятельно их организовывают. Активное участие в работе районных методических объединений, круглых столов, показ мастер- класса, посещение открытых занятий и развлечений. Курсы повышения квалификации. Разработка авторской программы по музыкально- театрализованной деятельности с детьми 5- 6 лет «Наши добрые сказки» 3. Теоретическая база опыта. Как сделать деятельность ребенка интересной и увлекательной, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как воспитать и развить основные способности детей: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. В последние годы происходит реформирование системы образования: изданы и рекомендованы Министерством Образования новые программы, разработаны оригинальные методические материалы. Согласно ФГОС ДО художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) . П оэтому необходимо создать такие условия, в которых ребенок смог бы реализовать себя как личность, в частности, обновить предметно- развивающую среду, осваивать новые  современные технологии  и методики, способствующие эффективному эмоциональному и социальному развитию детей. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной и социальной сферы должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания. В настоящее время, благодаря усилиям учёных, методистов, критиков, работа с детьми в театральной деятельности получила научное обоснование и методические проработки. Учёные единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. 4. Технология опыта. Научить ребенка владеть своими эмоциями – одна из главных задач моей работы как музыкального руководителя. Добиться результативности в этом направлении мне помогает музыкально- театрализованная деятельность детей на занятиях кружка «Наши добрые сказки». На занятиях кружка выделяю следующие формы работы и виды деятельности: театрализованные игры, беседы о театре, организация спектаклей, сценическое действие, индивидуальные творческие задания( сочинение сказок, придумывание историй для постановок) , постановка кукольных спектаклей, беседы- диалоги, психогимнастика, изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.   В процессе работы я обучаю детей умению распознать и описать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, прививаю способность к адекватному реагированию на свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих.  В процессе психолого- педагогической работы с дошкольниками в целях развития и коррекции их эмоциональной сферы средствами музыкально- театрализованной деятельности я: провожу индивидуальную диагностическую работу для выявления трудностей в эмоциональном развитии личности дошкольника;   с детьми, попавшими в «группу риска» по результатам диагностики,  провожу коррекционную работу с использованием музыкально- театрализованной деятельности; провожу психопрофилактическую и психоконсультативную работу со всеми участниками воспитательно- образовательного процесса( тесно взаимодействую с семьей для обеспечения эмоционально- личностного развития ребенка; взаимодействую с воспитателями для формирования и поддержания положительного эмоционального климата в детском коллективе) ; обогащаю и пополняю предметно- развивающую среду, способствующую «погружению» детей в мир эмоций и чувств; пополняю «эмоциональный словарь» детей словами, передающими различные настроения, чувства, состояния и их оттенки; развиваю гуманные отношения детей друг к другу, коммуникативные навыки. Методику и организацию театрализованной деятельности провожу в несколько этапов: Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Для того чтобы пробудить интерес у детей к предстоящей работе, первая встреча детей с пьесой должна быть эмоционально насыщенна: рассказывание сказок вошедших в основу сценария, показ художественных иллюстраций в книгах, прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем спектакле, просмотр художественных фильмов по мотивам сказок. Всё это помогает почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес. Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. После прочтения сценария дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им названия. Например: «Возвращение принца», «Встреча с принцессой», «Путешествие принца» и т. д. Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов выбирают самых активных детей, но постепенно вовлекаются в этот процесс все дети. Используются упражнения с куклами, в которых дети импровизируют поступки и диалоги героев. В таких упражнениях детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку взрослого, дети действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее. Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем педагог учит их двигаться, превращаясь в какой- либо конкретный персонаж, менять походку, позы, жесты, наблюдать друг за другом. Пятый этап — это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т. е. один и тот же те кст зв учит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. Шестой этап — репетиция отдельных картин в разных составах. На этом этапе работы необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение, предложенное самими детьми, нужно поощрять. Седьмой этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами( большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки) , то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают созданию образа. Репетиции провожу с музыкальным сопровождением, в этот момент происходит уточнение темпа, ритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе также закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Восьмой этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями обычно становятся педагоги, которые строго, но объективно оценивают выступление детей. Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь моя задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям. Совместно с воспитателями и родителями во всех группах создаем условия для развития эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности: ширмы для кукольных спектаклей, оборудован настольный кукольный театр, уголки по теме «Театр и настроение». Есть перчаточный, пальчиковый театры, фланелеграф, куклы «живая рука», театр варежки. С помощью родителей изготавливаем костюмы к драматизациям сказкам, декорации, атрибуты. В своей инновационной работе я опираюсь на положения концепции модернизации Российского образования, а также на вопросы реализации ФГОС и новых требований к общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения 5. Анализ результативности опыта. Ценность и польза занятий музыкально- театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием творческих способностей детей средствами музыкально- театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее: - У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям. - Значительно улучшилась способность к импровизациям( песенным, инструментальным, танцевальным) . - Дети стали активно пользоваться средствами выразительности( мимика, жесты, движения) . - Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями. - Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. - У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа( в движении, речи) . - У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д. - Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности. Анализ мониторинга показывает эффективность моей работы с детьми по коррекции эмоциональной сферы средствами музыкально- театрализованной деятельности.  У детей наблюдается снижение уровня тревожности и негативных эмоциональных проявлений, возрастает уровень положительного эмоционального реагирования на происходящее по сравнению с предыдущим годом, повышается уровень эмоциональной стабильности. Таким образом, считаю проведенную мной работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности результативной, оптимальной и эффективной. 6. Трудоёмкость опыта. Мой опыт работы показал, что музыкально- театрализованную деятельность можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности, в предварительной и индивидуальной работе с детьми и т. д. Дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, способствует раскрытию их творческих проявлений. Но эта работа требует от педагога большой подготовки( подбор музыки, атрибутов, декораций) . Большую роль в перевоплощении играют костюмы, которые надо продумать, приобрести материалы и изготовить. Учитывая интересы, возрастные особенности детей умело подобрать произведение для спектакля, а также подобрать игры на развитие мимики, жестов и на развитие выразительности движений. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ входят в воспитательно- образовательный процесс дошкольных учреждений. Учебно- воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Но к сожалению не все детские сады имеют полное оснащение оборудованием, тем самым затрудняет использование более современных методов в организации и воспроизведении некоторых моментов игрового и демонстрационного материала. 7. Адресность опыта. Полученные результаты будут иметь практическую ценность: – для педагогов дошкольных образовательных учреждений – для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях; Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю: – информационные брошюры, стенды, мастер- классы, открытые мероприятия и ООД для педагогов района – консультации; – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; – сайт ДОУ

Оставить комментарий: