Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации ФГОС.от 16 сентября 2014г.
Документы для скачивания
В настоящее время российское дошкольное образование переживает очень сложный, по сути переломный период в истории своего существования. Повод грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям – это изменения в Федеральном законе «Об образовании в РФ».
Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества, которые особенно ярко проявляются в изменении ценностного отношения к индивидуальной и социальной составляющей в личности ребенка. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличие от недалекого прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В результате в настоящее время образование дошкольника распределяется между семьей и различными дошкольными образовательными организациями, в которых процесс образования складывается иначе.
Рассмотрим, как развивается ребенок в семье и как в детском саду.
В семье развитие ребенка происходит стихийно, а в детском саду – упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим существенным характеристикам.
В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемых одним взрослым. В семье развитие ребенка происходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата. В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцированн
На основании вышесказанного можно предположить, что семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга.
Но, как показывает практика, противоречия, препятствующие сотрудничеству, не слишком распространены. В большинстве случаев цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают получить по окончании детского сада одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Казалось бы, существуют значимые предпосылки для объединения усилий обоих образовательных институтов в общем для них деле, а общие цели в сочетании с различными возможностями создают благоприятные условия для продуктивного сотрудничества.
Тем не менее, примеры продуктивного взаимодействия семьи и детского сада пока достаточно редки. В большинстве случаев сотрудничество сводится к мероприятиям формального характера наподобие праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», к эпизодическому участию родителей в субботниках, материальной помощи и др.
Таким образом, сотрудничество детского сада и семьи лишь косвенно и опосредованно связано с основной целью обоих социальных институтов, которая заключается в воспитании и образовании детей.
Причин, препятствующих сотрудничеству современного российского детского сада и родителей детей, его посещающих, несколько. Большинство из них связаны с практической невозможностью реализации целевой функции детского сада в современных условиях. Общеизвестно, что цель массового образования, если рассматривать его как социальную подсистему, должна совпадать с материальными и духовными целями общества.
Система для полноценного функционирования в новых условиях нуждается в дополнительном притоке средств извне, причем очень значительных.
Под понятием «средства» в данном контексте мы подразумеваем различные составляющие образовательного процесса. Это могут быть более совершенные дидактические методы и приемы, увеличение числа воспитателей и повышение уровня их образования, рационально организованная предметная среда и многое другое. Существует еще один ресурс, который в силу своего значительного потенциала заслуживает того, чтобы не рассматривать его рядоположенно с остальными. Это целенаправленные образовательные усилия самих родителей, осуществляемые в рамках семейного воспитания.
Большинство современных родителей осознают важность образования ребенка в дошкольном детстве. Но при этом типичный родитель принимает очень незначительное участие в реализации подобного отношения на практике. На наш взгляд, перейти от общих рассуждений к практическим действиям им мешает несколько причин. Первая заключается в том, что большинство не совсем верно представляют себе источник развития ребенка в дошкольном возрасте. Вторая причина является следствием первой. Не понимая механизмов развития ребенка, родители не прилагают усилия для его осуществления или направляют их не в том направлении.
Под результатом развития ребенка в дошкольном детстве родители подразумевают нечто несравненно более конкретное. При попытке сформулировать цели и результаты развития ребенка, того, что он хочет получить от детского сада, среднестатистиче
Результат подобного отношения в целом общеизвестен. «Автоматическое» посещение детского сада дополняется подготовительным
В дальнейшем обучении ребенок сталкивается со все возрастающими трудностями.
На законодательном уровне перечисленные выше проблемы призван решить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон «Об образовании») и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее– ФГОС). В свою очередь, ФГОС включает в себя требования к структуре
основных образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения.
Для обсуждения интересующих нас вопросов принципиально важными являются изменения в содержании Закона «Об образовании» касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами.
Во-первых, в Законе «Об образовании» предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль отводится семье. В ст. 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает насущная необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованног
Но, как мы старались показать выше, современная семья по ряду объективных причин нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей. Общеизвестно, что современные родители с момента рождения ребенка, в период младенчества и раннего детства испытывают ряд трудностей и потому остро нуждаются в помощи специалистов, но далеко не всегда своевременно ее получают. В результате отмечаются отклонения в психофизическом развитии детей, которые являются не только следствием органических или функциональных нарушений, но и вторичными их проявлениями, обусловленными, прежде всего, дефицитом общения родителей с детьми.
Много проблем у родителей возникает и в дошкольном детстве. Известно, что снижение эмоциональных контактов с детьми или их чрезмерная интенсивность, отсутствие безусловного приятия ребенка, неверие в его способность быть самостоятельным, чрезмерная тревога, предъявление ребенку завышенных требований без учета его реальных возможностей и т.п. неблагоприятно влияют развитие ребенка. Так, например, часто болеющие дети старшего дошкольного возраста более тревожны, чем их сверстники, так как находятся в особой дефицитарной социальной ситуации развития и, как следствие, могут испытывать определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром, что
располагает их к неуверенности в себе. Вместе с тем своевременная коррекция детско-родительс
Подобные явления подразумевают наличие профессиональной поддержки родителей со стороны педагогов и психологов, а в случае необходимости и максимально ранней организации коррекционного процесса.
Закон «Об образовании» отменяет ограничение платы за детский сад в 20%, давая право субъектам Федерации самим устанавливать эту планку. Таким образом, системе дошкольного образования дается возможность осуществления на практике помощи семье в образовании и воспитании детей.
Итак, Закон «Об образовании» делает легитимными различные варианты привлечения дополнительных ресурсов, направленных на образование детей дошкольного возраста. Самый очевидный, лежащий на поверхности вариант заключается в увеличении платы за посещение ребенком детского сада с целью повышения качества образования.
Действительно, увеличение его бюджета позволит использовать труд высококвалифицир
Также, несмотря на оправданность дифференциации труда в целом, схема, которая заключается в том, что родители оплачивают услуги высококвалифицир
Таким образом, вариант непосредственног
Рассмотрим возможность реализации подобного варианта более подробно.
Как мы уже говорили, большинство родителей детей, посещающих детский сад, заинтересованы в их развитии. Но они не в состоянии сформулировать цели и способы осуществления дошкольного образования. Как показывает практика, различная разъяснительная работа в форме лекций и семинаров, которая должна способствовать, казалось бы, осознанию данного вопроса, является малоэффективной. Также общеизвестно, что для любой продолжительной сознательной деятельности необходимы не только начальный мотив, но и реальные средства для осуществления.
Мы считаем, что наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность. Сенситивность дошкольника к адекватным возрасту формирующим воздействиям создает благоприятные условия для этого.
Таким образом, вопрос начальной мотивации взрослого к занятиям с ребенком напрямую связан со вторым – поиском практических средств для ее осуществления. Адекватные средства, вызывающие заметный, не отстоящий далеко во времени эффект, позволят повысить реактивность системы. Чем большие успехи будет делать ребенок, тем активней и заинтересованней будет действовать взрослый.
Подобный реактивный эффект может быть значительно усилен параллельными и аналогичными развивающими воздействиями, осуществляемыми в детском саду.
Как показал анализ дидактических материалов, предназначенных как для семьи, так и для детских садов, подобные комплексные развивающие воздействия на ребенка ими не предусматриваютс
узкоспециализиро
Образовательные воздействия в семье никак не отражаются на его функционировании
Также немаловажным является то, чтобы занятия в семье по возможности продолжались. И должны они осуществляться по принципу партнерского взаимодействия.
Следовательно, наиболее существенными характеристиками дидактической системы, предназначенной для семейного воспитания, являются:
. непосредственная связь материала с образовательной программой детского сада;
. охват всех культурных практик, специфических для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно- исследовательска
. возможность партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.
Другие значимые характеристики обусловлены следующими объективными фактами: возможным дефицитом времени у родителей и отсутствием у них специального образования. Они также должны быть учтены при разработке материала.
С другой стороны, необходимы средства, позволяющие изменить ценностное отношение сотрудников детского сада к семье. Представители обоих социальных институтов слишком долго действовали порознь, чтобы можно было рассчитывать на взаимопонимание уже на начальных этапах сотрудничества.
Итак,
в соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Мы должны проводить планомерную целенаправленну
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования
Работа с родителями должна планироваться заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Чтобы правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают анкетирование, личные беседы.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, можно активно использовать инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- социобследование
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое ему интересно.
- Это укрепление внутрисемейных связей.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для в взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие их в воспитательно-об