Долгосрочный проект в младшей группе "Я и моя семья"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образование детский сад «Малыш» с. Новая Красавка Лысогорского района Саратовской области Утверждено: Приказом заведующего МБДОУ д/ с «Малыш» с Новая Красавка № от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( Кудряшова И. В. ) Проект Группа: младшая разновозра стная Воспитатель: Кузнецова О. В. Тема «Я и моя семья» Сроки проведения: с 01. 09. 2014г. по 31. 05. 2015г. 2014г. Берегите друг друга, добротой согревайте! Берегите друг друга, обижать не давайте. Берегите друг друга, суету позабудьте И в минуту досуга, рядом вместе побудьте! ( О. Высоцкая) В Законе РФ «Об образовании», ст. 18 п. 1, определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому набрав группу малышей в начале учебного года, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. С целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных взаимодействий на ребенка я разработала творческий проект с сем ьей «Я и моя семья ». На основе собранных данных я выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Тип проекта: Долгосрочный. Цель проекта. Формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Задачи проекта: • Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства( радость, нежность) ; • Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»; • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учит проявлять заботу о родных людях. • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Ожидаемые результаты реализации проекта: Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно- ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Целевая группа: Воспитатель. Дети второй младшей группы. Родители. Место проведения: МБДОУ детски й сад «Малыш » Возраст детей: 2- 4 года. Сроки проведения: учебный год Актуальность темы: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». Мой проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. План по реализации проекта: I этап – накопление знаний. Сентябрь. Работа с детьми Работа с родителями. Рассматривание иллюстраций, открыток. Вовлечь родителей в работу над проектом. Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Гуси- лебеди» Дидактические игры. «Кем быть? » «Сложи картинку» II этап – практический. Октябрь. Рисование с элементами аппликации. Беседа о братьях и сёстрах; Чтение художественной литературы. «Синяя чашка» М. Матвеева «Теплый хлеб» К. Паустовский Дидактические игры. «Закончи предложение» «Кто старше? » «Назови ласково»; Ноябрь. Чтение художественной литературы: «Сказка об умном мышонке» С. Маршак « Цветик- семицветик » В. Катаев Изучение истории семьи; Дидактические игры. «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». Декабрь. Чтение стихотворений о маме; Ч тение художественной литературы «Чем пахнут ремесла» Д. Родари Пальчиковая игра «Моя семья». Январь. Беседа «Моя мама», познакомить детей с трудом мамы; Ч тение художественной литературы «Мамина работа» Е. Пермяк С/ р игра «Мама варит обед»; Подбор художественного слова, пословиц по теме проекта; Февраль. Д/ и «Как тебя зовут? »; Беседа «Я и мой папа», познакомить с профессией папы; С/ р игра «Помощники»; Сочинение стихотворений о собственной семье; Чтение художественной литературы. «Старый дед и внучек» Л. Толстой Март. Беседа с детьми о бабушках и дедушках; Чтение рассказов и стихотворений бабушке, дедушке; «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский Пальчиковая игра «Ладушки»; Апрель. Игра на развитие мелкой моторики рук «Поможем бабушке»( наматывание ниток в клубок) ; Изготовление генеалогического древа семьи; Чтение художественной литературы. «Мамина дочка» В. Белов «Косточка» К. Ушинский Дидактические игры. «Исправь Незнайку» « Назови как тебя дома ласково называют? » III этап – заключительный. Май. С/ р игра «Семья»; Чтение художественной литературы. «Похищенное имя» Шорыгина Т. А. Рассматривание генеалогического древа; Составление с детьми рассказов о членах семьи: «Моя семья»; Оформление альбома «Моя семья»; Обобщение результатов работы- конкурсу «Моя любимая семья»: Ч тение стихов о своей семье; Подведение итогов в реализации проекта Родительское собрание «Моя семья- что может быть дороже» Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ Иллюстрации я и моя семья Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Жили- были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни- одинешеньки. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить. - Сестрица Алёнушка, я пить хочу! - Подожди, братец, дойдем до колодца. Шли- шли, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы. - Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца! - Не пей, братец, телёночком станешь! Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. - Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца! - Не пей, братец, жеребёночком станешь! Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит: - Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца! - Не пей, братец, козлёночком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком. . . Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села на стожок- плачет, а козлёночек возле неё скачет. В ту пору ехал мимо купец: - О чём, красная девица, плачешь? Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит: - Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в златосеребро, и козлёночек будет жить с нами. Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить- поживать, и козлёночек с ними живет, ест- пьет с Алёнушкой из одной чашки. Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку. Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся- и тот не распознал. Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт: - Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. . . Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка. Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, - делать нечего, купец согласился: - Ну, зарежь его. . . Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные. Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу: - Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать. - Ну, сходи. Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал: - Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! Алёнушка из реки ему отвечает: - Ах, братец мой Иванушка! Тяжёл камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли. А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу: - Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне. Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет: - Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят вы сокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! А из реки ему отвечают: - Ах, братец мой Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли. Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле. Сказка «Гуси Лебеди» Жили были старичок со старушкою. И была у них дочка, да сынок маленький. Ушли они как- то раз на работу, а девочке велели за братцем присматривать. Позабыла дочка, что ей родители наказывали, посадила братца на травку под окошком, а сама на улицу побежала, заигралась, загулялась. Налетели гуси- лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь — братца нету! Выбежала она в чисто поле. Видит: метнулись вдалеке гуси- лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка. Девочка говорит печке: — Печка, печка, скажи, куда гуси- лебеди полетели? — Съешь моего ржаного пирожка, — скажу. — Не хочу я твоего пирожка! Печь ничего не сказала девочке. Побежала девочка дальше, стоит яблоня на пригорке. — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси- лебеди полетели? — Съешь моего лесного яблока, — скажу. — Не хочу я твоего яблока кушать! Яблоня ей ничего не ответила, а девочка дальше по лесу побежала. Долго она бегала по полям, по лесам. Вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба- яга, а на лавочке братец играет серебряными яблочками. Увидела его сестра, подкралась и унесла. А гуси за нею в погоню летят, нагоняют, что делать? Куда деваться? Беда! Стоит яблонька на пригорке. — Яблоня- матушка, спрячь меня, пожалуйста! — Съешь мое лесное яблочко! Девочка поскорее яблочко съела. Яблоня заслонила ее веточками, прикрыла листиками, гуси мимо пролетели. Вышла девочка и опять с братцем бежит, а гуси увидали — да за ней снова полетели, совсем налетают, уже крыльями бьют, вот- вот братца из рук вырвут! А на тут на дороге печка показалась. — Сударыня печка, спрячь меня, пожалуйста! — Съешь моего ржаного пирожка! Девочка поскорее пирожок в рот, а сама в печь прыгнула. Гуси полетали- полетали, покричали- покричали и ни с чем улетели. А девочка с братцем домой побежала. Добежала, а тут и папа с мамой вернулись. Материал к дидактической игре «Кем быть? » Дидактическая игра «Сложи картинку» «Сложи картинку» Цель: учить детей составлять изображения знакомых предметов из геометрических фигур. Ход игры: воспитатель предлагает детям по образцу выложить на доске знакомые им предметы( дом, машину, паровоз, ёлку, бабочку…) из геометрических фигур. Усложнение: на последующем этапе образец убирается, а дети составляют картинку по словесному указанию воспитателя. Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации — «Осенний лес»( вторая младшая группа) Тема: «Березка» 1. Приветствие. Здравствуйте, ребятишки- Девчонки и мальчишки. Приветствую вас от души, дорогие малыши! В этот осенний яркий день Всем здороваться не лень. Мы привет шлем всем вокруг Ты мой друг и я твой друг. Шлем привет мы всем друзьям! Очень, очень рады вам! 2. Ведение в тему. Игровая мотивация. На землю лес наряд свой сбросил. Идут дожди. Настала …. . осень. Педагог. Вот и пришла долгожданная осень, со своими подарками- грибами, ягодами, разноцветными листьями, листопадом. И к нам Красавица Осень заглянула в гости( Внести куклу одетую в яркий осенний сарафан) . Осень хочет вам рассказать, как она раскрашивает листья в своем лесу. «Для своей работы Художница- осень использует яркие краски: желтые, о ранжевые, красные. Деревья в лесу она одела в пестрые наряды: березки в желтые сарафанчики, осинки в- к расные платьица и только елочка осталась в зеленом, очень ей хотелось побыть еще в летнем наряде» Педагог. Ребята, а что осыпается с деревьев? ( Листья) . Осень принесла нам в подарок много разноцветных листочков в корзине. Хотите с ними поиграть? ( Да) . Листопад, листопад… разбросать по полу разноцветные осенние листья. Листья по ветру летят. Красные, желтые, зеленые, оранжевые. Предложить ребятам собрать в корзинки листочки определенных цветов: отдельно красные, отдельно желтые, отдельно зеленые. 3. Разминка- создание рабочего настроя Физкультминутка «Листочки» Мы- листочки стоят на месте, руки вверх Мы- листочки М ы- осенние листочки. покачивание Мы на веточках сидели, Ветер дунул- полетели. разбегаются в разные стороны Полетали, полетали, бегают, кружатся А потом летать устали. Перестал дуть ветеро к- приседают на корточки Мы присели все в кружок. Ветер вдруг опять подул вновь разбегаются И листочки быстро сдул. м ахают руками над головой Все листочки полетели приседают И на землю тихо сели. После физкультминутки дети рассаживаются за столы 4. Подготовка рабочего места. 5. Творческая деятельность. Ребята, посмотрите на картинку. Какое дерево на ней изображено? ( Береза) . П равильно- береза. Сегодня и мы тоже нарисуем с вами карандашами осеннюю березку. ( Перед каждым ребенком лежит лист белой бумаги, на которой простым карандашом нарисован ствол дерева) . Давайте повторим ее строение( ствол, ветки, листья) . Правильно, молодцы. Карандашики возьмем, рисовать сейчас начнем. — Возьмем карандаш правильно. Держать его нужно большим и средним пальчиками, сверху придерживая указательным, не слишком близко к острому концу. Аккуратно обведем ствол березы карандашом черного цвета, нарисуем черточки на нем, нарисуем веточки. А теперь возьмем клей и аккуратно приклеим сухие листочки к нарисованным березовым веточкам. Самостоятельная работа детей. 6. Закрепление новых знаний. — Ребята, скажите, что вы рисовали? ( Березу) — Какие листочки мы приклеивали? ( Березовые) Какого цвета? ( Желтого) — Осень, посмотри, сколько мы нарисовали березок, какие у них красивые листочки, как в твоем осеннем лесу. Вы ребята молодцы! Постарались от души И работы хороши! А теперь все на прощание, Скажем дружн о- до свидания Братья Курдская сказка Собрали два брата осенью урожай, отнесли пшеницу на гумно и разделили ее поровну. Пока делили зерно, наступила ночь. Мамед сказал младшему брату: — Гасан, дорогой, ведь нынче год неурожайный. Если мы оба заснем, найдется охотник на нашу пшеницу. Давай спать по очереди. Гасан согласился и предложил: — Ты ложись и спокойно спи, а я посторожу. Если станет меня клонить ко сну, я разбужу тебя. Мамед уснул. Прошло немного времени, Гасан подумал: «У старшего брата семья большая, детей много, ему пшеницы нужно больше, чем мне. Насыплю- ка ему три меры пшеницы из своей доли». Пришло время будить Мамеда. Разбудил Г асан брата, а сам лег спать. Прошелся Мамед раз, другой по гумну и решил: — Младший брат еще молод, мало у него опыта в торговле, могут его и обмануть, насыплю- ка я ему четыре меры пшеницы из своей доли. А тем временем Бог все это видел и решил: — Раз они так любят друг друга и заботятся друг о друге, я дам им втрое больше пшеницы. Тут и утро наступило. Проснулись братья, смотрят и глазам своим не верят: у обоих пшеницы прибавилось. — В чем дело? — Мамед спросил Гасана. — Ночью я подсыпал тебе три меры своей пшеницы. — А я тебе подсыпал четыре меры. — Значит, это Бог увеличил нашу долю, — решили братья и радостно взялись за работу. Вопросы и задания: Какими были братья? Как бы вы поступили на месте братьев? Как вы думаете, почему доля обоих братьев увеличилась? Как вы думаете, будут ли братья когда- либо испытывать нужду? Какими были родители братьев? Чему они научили своих детей? Литература: 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128 с. ( Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») . 3. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. Под ред. Н. В. Микляевой. 4. Детский сад и семья – рука об руку. Под ред. А. П. Халиповой 5. Зверева О. Х. , Кротова Т. В. , «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М. : Т. Ц. Сфера, 2005. 6. Свирская Л. , «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : Линка- Пресс, 2007. 7. Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: - М. : Т. У. Сфера, 2004. 8. Колентьева О. , Калемуллина С. , «Праздники в детском саду»: - М. : Просвещение, 2001. 9. Зверева О. Х. , Кротова Т. В. , «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М. : Т. Ц. Сфера, 2005. 10. Свирская Л. , «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : Линка- Пресс, 2007. 11. Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: - М. : Т. У. Сфера, 2004. 12. Колентьева О. , Калемуллина С. , «Праздники в детском саду»: - М. : Просвещение, 2001.