Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения ФГОС
Документы для скачивания
В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному
детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка.
В этом возрасте дети получают базовый комплекс знаний, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как проживут они свои семь лет до школы, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях
Модернизация дошкольного образования – это комплекс мер, направленных на обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
Цель
модернизации образования состоит именно в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества,государства.
Для ее достижения уже на уровне дошкольного образования необходимо решение
следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного образования;
- формирование в системе дошкольного образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений— воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.
Механизмы решения этих и других актуальных на современном этапе развития дошкольного образования задач представлены в ряде нормативно-правовых документов
различного уровня:
- Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам— образовательным программам дошкольного
- образования (Приказ Минобрнауки России от30.08.2013 No 1014);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (
- Приказ Минобрнауки России От 17.10.2013 No1155);
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
- дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
- (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 No544н и др.)
Среди них Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основным документом, в котором задаются
новые координаты для развития дошкольного образования и обозначаются критерии
его качества. На основании этого документа регулируются теперь отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ (взамен отмененных с 01.01.2014 федеральных государственных требований.
На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты.
Направления модернизации системы дошкольного образования:
· удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;
· обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
· внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;
· создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;
· Общедоступность.
Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС).
По своей сути ФГОС ДО представляет совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию:
к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения. Как бы , заданы новые ориентиры на результат дошкольного образования, поставлены новые цели и задачи, изменена структура ООП ДО, требования к условиям ее реализации.
В ФГОС предлагаются следующие принципы дошкольного образования:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- Обогащение аплификациии детского развития;
- Индивидуализация дошкольного образования;
- Сотрудничество организаций с семьей;
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Направленность ООП ОД. В ФГОС особый акцент сделан на создание условий социализации и индивидуализации детей как «программы-минимум» и их развития как «программы-максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.
Требования к условиям реализации ООП ДО. По сравнению с требованиями ФГТ в ФГОС ДО выделяется меньшее количество групп требований, и их содержание не тождественно. Кпримеру, в ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно-материальному, медико-социальному и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Отдельные стали частью материально-технических условий, некоторые вынесены в специальную группу— требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Выделение последней группы обусловлено направленностью
программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.
Основная задача персонала дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО
— осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия
уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно сделать. Кроме того следует определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей функционирования данной организации.
Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:
- в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников
- и их физическое развитие;
- в организации различных видов деятельности воспитанников;
- в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
- в методическом обеспечении образовательного процесса;
- в реализации информационно-коммуникационных технологий;
- в обеспечении инклюзивных подходов вработе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
- и пр.
Руководителю дошкольной организации необходимо проанализировать кадровые условия, ответив на вопросы:
- какой опыт и какая квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС ДО;
- хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение,
- повышение квалификации (в чем, где, в каких объемах);
- каким образом организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС ДО?
В зависимости от особенностей дошкольной организации (например, наличия групп
различной направленности, структурных подразделений) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий.
Так, если в детском саду работает группа компенсирующей направленности, то с учетом ее вида в штате организации должны быть представлены соответствующие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, педагоги-психологи идр.), а также дополнительный учебно-вспомогательный персонал (например, ассистенты для детей с нарушениями зрения) и пр.
При наличии в детском саду консультационного пункта для семей дошкольников,
не посещающих данную организацию, руководителю стоит предусмотреть возможность
привлечения для работы в нем, к примеру, социального педагога, либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.
Нередко в ходе анализа кадровых условий выявляется необходимость привлечения работников сторонних организаций например, научных сотрудников вузов, НИИ и т.д.
Требования к результатам освоения ООП ДО. Вместо интегративных качеств дошкольника, определенных в ФГТ в качестве планируемого итогового результата освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования.
Они обозначены как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования .Безусловно, ориентиры отличаются от интегративных качеств, так как в них отражаются современные представления о целях дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),
а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Следовательно, освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Результаты развития детей, которые мониторят педагоги три раза в год (в начале, середине и в конце года) при этом никто не отменял, но они предназначены только для того, чтобы педагог мог простроить для каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут.
Возникает вопрос: если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной
организации? Перед детским садом стоят сейчас задачи, связанные с развитием детей
и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение
требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.
Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного
и начального общего образования и при соблюдении упомянутых выше условий априори предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Что касается подготовленности ребенка к школе, что он должен уметь.
В ФГОС ДО прописано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.
Таким образом, на стадии введении ФГОС ДО необходимо:
проанализировать и уяснить суть целевых основ (установок и ориентиров) современного дошкольного образования;
сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;
определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации;
проанализировать условия, созданные вкаждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;
выявить и постараться нивелировать существующие проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.
Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от недавно принятых нормативных
документов не стоит. Но не стоит и испытывать перед ними страх, который, все же присутствует.
Итак, подытожим выше сказанное:
ООП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования – объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
В ФГОС ДО не упоминаются в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как их отмену или запрет на реализацию. Безусловно, они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.
Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
- создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
- создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
- создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
- создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
- создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
Каждому дошкольному образовательной организации рекомендовано разработать свой план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который будет направлен на:
- Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
- Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
- Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в образовательной организации
- Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования
- Определение наставников для молодых специалистов
- Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации
- Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО
- Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование
- Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования
- Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.
И немного для педагогов. Сегодня в нашей стране использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Вследствие этого, к педагогу и его профессиональной компетентности предъявляются новые требования. Учитель, воспитатель должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей деятельности.