a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения ФГОС

Опубликовано: 2015-08-17 12:32:28

В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному

детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка.

В этом возрасте дети получают базовый комплекс знаний, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как проживут они свои семь лет до школы, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях

Модернизация дошкольного образования – это комплекс мер, направленных на   обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

Цель

модернизации образования состоит именно в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества,государства.

Для ее достижения уже на уровне дошкольного образования необходимо решение

следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного образования;
  • формирование в системе дошкольного образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений— воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.

Механизмы решения этих и других актуальных на современном этапе развития дошкольного образования задач представлены в ряде нормативно-правовых документов

различного уровня:

 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;

 

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам— образовательным программам дошкольного
  • образования (Приказ Минобрнауки России от30.08.2013 No 1014);

 

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (
  • Приказ Минобрнауки России От 17.10.2013 No1155);

 

  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
  • дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
  • (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 No544н и др.)

 

 

Среди них Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основным документом, в котором задаются

новые координаты для развития дошкольного образования и обозначаются критерии

его качества. На основании этого документа регулируются теперь отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ (взамен отмененных с 01.01.2014 федеральных государственных требований.

 

На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты.

Направления модернизации системы дошкольного образования:

·        удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

·        обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

·        внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

·        создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

·        Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время,   для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС). 

По своей сути ФГОС ДО представляет совокупность обязательных требований к

дошкольному образованию:

к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения. Как бы , заданы  новые ориентиры на результат дошкольного образования, поставлены   новые цели и задачи, изменена структура ООП ДО, требования к условиям ее реализации.

В ФГОС предлагаются следующие принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • Обогащение аплификациии детского развития;
  • Индивидуализация дошкольного образования;
  • Сотрудничество организаций с семьей;
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

Направленность ООП ОД. В ФГОС особый акцент сделан на создание условий социализации и индивидуализации детей как «программы-минимум» и их развития как «программы-максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Требования к условиям реализации ООП ДО. По сравнению с требованиями ФГТ в ФГОС ДО выделяется меньшее количество групп требований, и их содержание не тождественно. Кпримеру, в ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно-материальному, медико-социальному и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Отдельные стали частью материально-технических условий, некоторые вынесены в специальную группу— требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Выделение последней группы обусловлено направленностью

программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.

Основная задача персонала дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО

— осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия

уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно сделать. Кроме того следует определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей функционирования данной организации.

Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

  • в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников
  • и их физическое развитие;
  • в организации различных видов деятельности воспитанников;
  • в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
  • в методическом обеспечении образовательного процесса;
  • в реализации информационно-коммуникационных технологий;
  • в обеспечении инклюзивных подходов вработе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
  • и пр.

Руководителю дошкольной организации необходимо проанализировать кадровые условия, ответив на вопросы:

  • какой опыт и какая квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС ДО;
  • хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение,
  • повышение квалификации (в чем, где, в каких объемах);
  • каким образом организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС ДО?

В зависимости от особенностей дошкольной организации (например, наличия групп

различной направленности, структурных подразделений) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий.

Так, если в детском саду работает группа компенсирующей направленности, то с учетом ее вида в штате организации должны быть представлены соответствующие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, педагоги-психологи идр.), а также дополнительный учебно-вспомогательный персонал (например, ассистенты для детей с нарушениями зрения) и пр.

При наличии в детском саду консультационного пункта для семей дошкольников,

не посещающих данную организацию, руководителю стоит предусмотреть возможность

привлечения для работы в нем, к примеру, социального педагога, либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.

Нередко в ходе анализа кадровых условий выявляется необходимость привлечения работников сторонних организаций например, научных сотрудников вузов, НИИ и т.д.

Требования к результатам освоения ООП ДО. Вместо интегративных качеств дошкольника, определенных в ФГТ в качестве планируемого итогового результата освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования.

Они обозначены как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования .Безусловно, ориентиры отличаются от интегративных качеств, так как в них отражаются современные представления о целях дошкольного образования.

 

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),

а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке,  в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Следовательно, освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Результаты развития детей, которые мониторят педагоги три раза в год (в начале, середине и в конце года) при этом никто не отменял, но они предназначены только для того, чтобы педагог мог простроить для каждого воспитанника индивидуальный образовательный  маршрут.

Возникает вопрос: если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной

организации? Перед детским садом стоят сейчас задачи, связанные с развитием детей

и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение

требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.

Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного

и начального общего образования  и при соблюдении упомянутых выше условий априори предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной

деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Что касается подготовленности ребенка к школе, что он должен уметь.

В ФГОС ДО прописано, что  нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.

Таким образом, на стадии введении ФГОС ДО необходимо:

проанализировать и уяснить суть целевых основ (установок и ориентиров) современного дошкольного образования;

сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;

определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации;

проанализировать условия, созданные вкаждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;

выявить и постараться нивелировать существующие проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от недавно принятых нормативных

документов не стоит. Но не стоит и испытывать перед ними страх, который, все же присутствует.

Итак, подытожим выше сказанное:

 ООП ДО  формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования – объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

В ФГОС ДО не упоминаются  в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как их отмену или запрет на реализацию. Безусловно, они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.

 

Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
  • создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Каждому дошкольному образовательной организации рекомендовано разработать свой  план  действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который будет направлен на:

  1. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
  2. Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
  3. Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в  образовательной организации
  4. Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования
  5. Определение наставников для молодых специалистов
  6. Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации
  7. Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО
  8. Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование
  9. Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования
  10. Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.

И немного для педагогов. Сегодня в нашей стране использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Вследствие этого, к педагогу и его профессиональной компетентности предъявляются новые требования. Учитель, воспитатель должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коментарии
Елена написано 2019-02-27 12:25:34
Спасибо большое за познавательную информацию
Ответить

Оставить комментарий: