Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр.
Использование игровых моментов в воспитании детской коммуникабельности - семинар (практикум) для воспитателей.
Цель: Обозначить направление воспитательной работы с детьми, направленной на создание психологического комфорта в группах детского сада.

Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано - уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Пяти - шестилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. С целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений, педагогами широко используется игра.
Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирование общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух - трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему гуманную направленность, способствуют их сплочению.
Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе.
Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например шестилетний мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать её своему другу; девочка того же возраста в игре "Кошки - мышки"пропускает в круг "Кошку" - свою приятельницу. Проявляя заботу друг о друге, дети совершенно не думают об остальных товарищах по группе, действуют в ущерб им, т. е. дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно начинаться в дошкольные годы.

Необходимость активного, целенаправленного формирования интересов, потребностей личности имеет существенное значение для повышения уровня нравственного воспитания детей разных возрастов. Характер детской дружбы, её нравственная направленность в полной мере зависят от того, какие интересы и потребности её скрепляют, какие мотивы побуждают к действию. Избирательная дружба и объединения детей 5 - 7 лет строятся в первую очередь на основе игровых интересови умений (способности придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т.д.) Кроме того, при выборе товарища оцениваются также определенные личностные качества: справедливость, организаторские умения, помощь товарищу, доброта, заботливость, четкое следование правилам игры и др.
В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно, а не в определенных организованных запретами рамках.
Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях.
Чтобы успешнее решать эти программные задачи, необходимо внимательное наблюдение за играми детей ( поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным.
При этом руководствоваться нужно показателями дружбы между детьми в группе:
предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;
интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что - нибудь нужное для отдельных детей группы), желание выручить товарища;
известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости), получая при этом удовлетворение;
выражение дружеских отношений по собственному побуждению ( а не только по указанию, совету взрослого). Дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него. С стороны воспитателя необходимо всяческое поощрение подобных проявлений у воспитанников.

Обозначенные показатели могут послужить для воспитателей ориентиром, к которому следует стремиться в процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста дружеских чувств и отношений. Выявить уровень сформированности открытого характера, дружеских чувств по отношению к окружающим помогают также специально создаваемые игровые ситуации, когда обычную игру включается нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором находится товарищ, подумать как его выручить. Желательно, чтобы педагог при этом вмешивался в процесс только в крайних случаях.
Примером такой ситуации может быть игра "Не намочи ног" .
Для её проведения на полу отделяется чертой "болото" шириной 4 - 5 м. Дети сидят на стульчиках в одной стороне комнаты. Двоим из них дают по две доски (40*25см.). С помощью досок им надо перейти на другой "берег".Педагог объясняет и показывает, как выполнять задания. Каждый ребенок кладет одну доску на "землю", осторожно переступает по ней, а другую держит в руке. Затем вторую кладёт в направлении движения, идет дальше и т. д. В первом варианте этой игры элемент соревнования снимается, т. е. задача перейти мост быстрее, не намочив ного, не ставится.
Когда дети подходят примерно к середине "болота", создаётся ситуация, будто у одного из играющих доска сломалась и плывает ( педагог длинной палкой подтягивает её "к берегу"). Детям не даётся готовое решение задачи, они должны сами мобилизовать свой опыт и реализовать усвоенные нормы и правила поведения. В этих условиях один ребенок может продолжать двигаться вперед, а другой, если его не выручит из беды товарищ, должен остаться один на "болоте". Педагог напоминает о поставленной задаче: им вместе нужно перебраться на другой "берег", не намочив ног (т.е. только по доскам).

Если решение принимается верное, то бывают удовлетворены оба товарища. Ребенок может, пербравшись на "берег", подтолкнуть вторую доску другу или обмениваться второй доской в процессе и продвигаться вместе.
Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь в одиночку т. е. основной сюжет подвижной игры затмевает другие задачи.
Такого рода проверку сформированности взаимооотношений лучше проводить во время игр на участке, когда предоставляется возможность играть поочередно с двумя детьми, не привлекая внимания других. В этом случае ребята не копируют поступки товарищей, а проявляют самостоятельность и нравственную активность.
Чтобы выяснить, как дети понимают дружбу, можно предложить им ряд картинок, где отражены: дружная игра, взаимопомощь, выручка, детская ссора, и задать вопросы: что значит "хорошо дружить", как поступают друзья, какую конкретную помощь можно оказать товарищу?
Конечно, детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует и в которой участвует воспитатель, еще не главный показатель уровня их нравственной воспитанности. Причиной правильного поведения может быть активность, сообразительность ребенка, его хорошее умственное развитие.
Материал подготовил: Заведующий МБДОУ "Кадошкинский детский сад "Солнечный" - Борисова Л.В.