a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Открытый урок:««Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»»

Опубликовано: 2015-08-19 15:20:43

 

 Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

                                        (по программе Б.М. Неменского)

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

 

Задачи урока:

Образовательные:

  •  Формировать знания о декоративно-прикладном искусстве и его  применении;
  • познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм;
  • формировать навыки работы в области художественной гжельской росписи;

 

 Развивающие:

  • Содействовать развитию предметных, учебно-познавательных компетенций:  практических умений и навыков рисования с образца,  специальных графических умений и навыков кистевой росписи, навыков работы с красками, составление узора по мотивам гжельской росписи.
  • Способствовать развитию компетенций самосовершенствования, саморазвития: навыков самостоятельного творческого мышления, усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками.
  • развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

 

          Воспитательные:

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и национальной культуре;
  • Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.

Оборудование:

  • Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
  • Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007;
  • Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя – М.; Просвещение, 1989;
  • художественные материалы;
  • ИКТ
  • Для учащихся:  модель для раскрашивания,  гуашь,  кисти,  баночка для воды,  лист бумаги, салфетка,  простой карандаш,  стирательная резинка.

 

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы: наглядно-иллюстративный, вербальный, наглядно-практический.

План урока:

  1. Организационная часть. Установочная беседа по теме урока.
  2. Изучение нового материала: Знакомство с особенностью гжельской росписи.
  3. Физкультминутка.
  4. Постановка художественной задачи.
  5. Практическое выполнение задания.
  6. Подведение итогов. Выставка работ.

                                                    Ход урока:

 

       1. Организационная часть. Установочная беседа по теме урока.

      - Здравствуйте ребята, садитесь.

        - Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком  тем II четверти «Связь времён в народном искусстве». Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. И первый промысел, с которым мы познакомимся – Гжельская керамика.

Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.

 

 

     - Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.

     Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин (сопровождается презентацией).

 

                              

 

     В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прозрачной. Вслушиваясь в слово «гжель» - можно уловить в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать».

     Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.

     Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому фону.

     Это майолика. Её делают и сейчас.

     Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Фаянсовая посуда из белой глины. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

     А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

     Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

     Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – белоснежные фарфоровые чайники, забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни, подсвечники, часы, украшенные синей росписью.

     Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

     А каких только росписей не увидишь в гжельском промысле!

За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего, своим цветом. Много десятилетий он одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый          фарфор. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда прописана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности.

 А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

 

                              

 

     Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки чёрного, постепенный переход от светлого к тёмному. Такой приём  росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».

     Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она, то подчёркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьётся спиралью усиков.

     Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – весёлые, красивые.

     Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

Сейчас на территории Гжельского куста работают много малых предприятий по изготовлению и росписи керамической посуды.

Выполните упражнения:

Исходное положение – стоя, ноги вместе.

Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

Упражнения повторите 8-10 раз.

Исходное положение – стоя, ноги вместе.

Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.

Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз.

     4.Постановка художественной задачи.

     - Ребята, сегодня на уроке мы будем выполнять эскиз Гжельской расписной керамики в двух видах: в компьютерной программе для рисования Tux, где вы поучитесь рисовать эскиз Гжельской розы, а потом только красками на специально подготовленных листах, где изображен эскиз вазы, будете показывать особую выразительность Гжельской росписи - от темного к светлому.

Но прежде, чем мы перейдем к практической работе, посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску.  Начните писать цветок с середины. Набрав только раз краску на одну сторону кисти, прописывайте ею весь цветок, накладывая мазок за мазком. Первый лепесток будет тёмным, ведь краски на кисти много (учитель показывает на доске, на заранее подготовленном эскизе). Затем цвет будет ослабевать, становясь едва заметным. В этом «угасании» краски и есть особая выразительность росписи – появляется игра тональных переходов от тёмного к светлому.

     Цветок постарайтесь сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы; можно дополнить его листьями, завитками, точечками.

     - Работа будет смотреться законченной, если выполнить фон листа. Сделаем рисунок в холодной цветовой гамме. Широкой кистью выполним заливку листа.  Цвет накладываем либо сверху вниз, либо  справа налево. В этом случае фон напоминает тонированную бумагу.

   5. Практическое выполнение задания.

      Во время практической  работы учащихся, учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

     - Ребята, с каким художественным промыслом мы сегодня познакомились?

     -  Что называют керамикой? Майоликой?

     - Какую посуду называют фаянсовой, а какую фарфоровой?

     - Какие изделия делают гжельские мастера?

     - Какие цвета использует художник при росписи изделия?

        В конце урока все работы демонстрируются перед классом, оценки выставляются в журнал.

     - На это урок закончен. До свидания!

 

 

Приложение.         На доске:

«Знакомство с истоками родного искусства –

это знакомство со своей Родиной.

В искусстве люди выражают свою душу,

свой склад ума и характера».

Б.М. Неменский,

академик, народный художник

«Работа хороша, если в ней польза и душа» (пословица)

 

 

Оставить комментарий: