Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида Утверждаю И. О. заведующего МБДОУ д/ с 10 «Белочка»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. В. Ковшова Конспект занятия Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: « Деревья- волшебники » Выполнила: Воспитатель Ершова Ирина Борисовна Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия « Леревья- волшебники » Программное содержание: - формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу; - обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных; - развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; - воспитывать бережное отношение к природе. Материал: мультимедийная презентация, мел на каждого ребенка, два пластиковых стаканчика, вода. Пропедевтическая работа: чтение книг о природе, рассматривание иллюстраций леса, рассматривание живых и неживых объектов природы Развитие речи: краса леса, резная крыша Этапы работы Содержание этапа( заполняется педагогом) Деятельность педагога Деятельность воспитанников 1. Организационный момент создание игровой мотивации; сюрпризный момент Вводная часть. Она составляет 3- 4 мин. Воспитатель: Ребята, с егодня мы отправимся в путешествие. А куда- отгадайте: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом- Чудеса увидишь в нем. Дети: лес Воспитатель: Да, ребята, в лес. Сегодня мы с вами рассмотрим красоту природы. Если мы говорим о природе, то, прежде всего, имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы ни описывалась природа. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. ( Слайд 2) Создание игровой мотивации – заинтересовать, мотивировать детей. Введение детей в тему занятия – формировать представление о лесе Дети отгадывают загадку 2. Основная часть разрешение проблемы с помощью: описания методов и приемов совместной деятельности педагога и воспитанника для решения проблемы; использования здоровьесберегающих технологий; использования коррекционно- развивающих технологий Беседа Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое природа? Дети: Природа – это то, что су ществует независимо от человека Воспитатель: А что мы не можем назвать природой? Дети: Мы не можем назвать природой то, что сделано руками человека Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что природа существует независимо от человека. Природа еще бывает живой и неживой. И прежде чем отправиться в путешествие, мы должны это знать. Скажите, что мы отнесем к живой природе? Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб. Воспитатель: Почему вы их отнесли к живой природе? Дети: Потому что они рождаются, питаются, дышат, ра змножаются, двигаются, умирают Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе. Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу. Вы догадались, о чем я говорю? Дети: Вы говорите о деревьях Воспитатель: Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже. Что относиться к неживой природе? Дети: камень, песок, земля Экспериментирование Воспитатель: Правильно, неживая природа – это вода, снег, камни, земля. Посмотрите на ваши столы, на них кусочки мела и стаканчики – один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет? Дети: нет Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше. Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик. Что стало с водой, она перестала быть водой или нет? Дети: нет Воспитатель: Ачто будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части? Дети: Они погибнут Игра «Живое – неживое» Если объекты живой природы, то дети двигаются, если объекты неживой природы – дети стоят. Воспитатель: Итак, мы отправляемся в лес. Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игр у « Можно- нельзя»( Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами) . • Ломать деревья и ветки. • Сажать больше деревьев. • Ходить и топтать на лугах цветы. • Ходить только по тропинкам. • Рвать большие букеты цветов. • Любоваться ими. • Оставлять мусор в лесу. • Собрать мусор в яму и закопать. • Разжигать костры в лесу. • В лесу шуметь. Воспитатель: А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам до статочно только закрыть глазки. ( Звучат «Звуки леса») Вот мы с вами и в лесу. Воспитатель: Ребятки, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся. Здравствуй, лес, дре мучий лес Полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою, Что нам шепчешь на заре? Кто в глуши твоей таится? Все открой! Не утаи, Ты же видишь, мы свои… Воспитатель: А что такое лес? Как вы его себе представляете? Дети: где много деревьев Воспитатель: Ребята! Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними. Например: Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство всей планеты Земля. Воспитатель: Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете? Дети: нам дают его деревья Воспитатель: Да, ребята, правильно – нам дают деревья. Зеленое вещество в листьях растений – хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям. Воспитатель: А какие деревья вы знаете? Дети: берёза, дуб, осина, ёлка Воспитатель: Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба- Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно. Белоснежная береза- Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста( поверхностный слой коры) , березовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока Дуб- Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Посев желудей является основным способом восстановления дубовых лесов. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. Сосна – удивительное дерево. Р астет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые смолой деревья. Вопросы к детям: Ребята, а что общего у всех деревьев? ( ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами) Какие части растений расположены под землей, над землей? Что нужно для роста растений? Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Воспитатель: Лес- это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом. Физкультминутка А мы по лесу гуляли, И лисичку повстречали. Под кустом она сидит – Видно, зайку сторожит. А мы по лесу гуляли, И зайчонка повстречали. Зайка скачет по дорожке, Быстрые у зайки ножки. А мы по лесу гуляли, Ёжика мы повстречали По дорожке он идет, На спине грибок несет. А мы по лесу гуляли, Белочку мы повстречали. Белка кушает без спешки, Зубками грызет орешки. А мы по лесу гуляли, И медведя повстречали. Мишка по лесу шагает, Ребятишек он пугает. Мы от страха задрожали, И от мишки убежали. Воспитатель: Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу? Чем питаются животные? Как готовится к зиме медведь? Как готовится к зиме белка? Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев? Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья – это самое главное богатство леса. Воспитатель: А сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо. Кто живет в воздухе? Чем отличаются птицы от животных? Как называют птиц, которые улетают на зиму? Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? Почему птицы улетают? Чем питаются птицы? Воспитатель: Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать. Воспитатель: Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ. Назовите их. ( Дети перечисляют) Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован? Дети: Насекомые Кому нужны насекомые на земле? Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются. Воспитатель: Что будет, если исчезнут все насекомые? ( Ответы детей) Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки. Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле. Задаёт вопрос – развитие мышления у детей Ра звитие умений детей отвечать на вопросы полным предложением Обобщение знаний детей о живой и неживой природе Формирование представлений о лесе Развитие воображения детей, экспериментальных способностей Развитие наблюдательности у детей Умение анализировать, делать выводы Умение детей различать живые и неживые природные объекты Воспитание бережного отношения к природе, правил поведения в природе Развитие внимания Снятие психоэмоционального напряжения Развитие речи детей Формирование представлений о лесе, деревьях, растущих в нём Задаёт вопросы – развитие мыслительных процессов, умение устанавливать причинно- следственные связи Закрепление знаний детей о деревьях Обобщение, уточнение знаний детей о деревьях Расширение знаний детей о предметах, сделанных из дерева Развитие двигательной активности детей Закрепление знаний детей о животных леса Умение детей устанавливать пищеварительные цепочки Закрепление знаний детей о птицах Закрепить знание детей о перелётных и зимующих птицах, о среде обитания Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, умение обобщать Умение устанавливать причинно- следственные связи Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети экспериментируют с мелом Дети переливают воду Ответы детей Дети играют в игру Дети перечисляют правила поведения в лесу Дети играют в игру Дети имитируют движения Дети здороваются с лесом стихотворным текстом Слушают воспитателя Отвечают на вопросы Дети отвечают на вопросы Дети выполняют физкультминутку Дети отвечают на вопросы 3. Заключительная часть анализ занятия( итог) рефлексия Она составляет 5- 6 мин. Земля- наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Трудно представить себе землю без лесов. Лес- чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь- узнать захочешь. Узнаешь- непременно полюбишь, а полюбишь- в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее. Воспитатель: Вам понравилось путешествовать Что нового вы узнали в ходе путешествия? Что вам больше всего понравилось? Воспитатель: Мне сегодня тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень активными, внимательными. Я думаю, что вы будите беречь природу, заботится о птицах и животных. Воспитатель: Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом: Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем Добрый лес, могучий лес Обобщение полученных знаний Поощрения детей Создание благоприятного психологического климата