Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке»
Документы для скачивания
Познавательно- исследовательский прое кт в ср едней группе «Наш огород на окошке» Познавательно – исследовательский проект в средней группе: «НАШ ОГОРОД НА ОКОШКЕ». Руководитель и автор проекта: Ламакина Ольга Геннадьевна 2014 год Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окошке». Автор и руководитель проекта: Ламакина Ольга Геннадьевна, воспитатель средней группы МДОУ №5 «Сказка», г. Ртищево, Саратовской обл. Возраст участников проекта: дети от 4 до 5 лет. Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников. Тип проекта: среднесрочный( февраль, март, апрель, групповой, познавательно- исследовательский, творческий. Цель проекта: Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность. Создать условия для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта. Развивать бережное отношение к природному окружению. Вызвать интерес к выращиванию однолетних растений, дать понятия о жизненном цикле растений( от семян до готового овоща) . Формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности. Закрепить правила ухода за растениями во время посадки. Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитывать любовь к природе. Задачи проекта: ПОЗНАНИЕ а) Познакомить детей с разнообразными семенами растений. б) Систематизировать знания детей о способах посадки растений и ухода за ними. в) Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ а) Учить внимательно, слушать и воспринимать текст художественного произведения. б) Способствовать положительному выражению отношения от прочитанного. КОММУНИКАЦИЯ а) Развивать связную и диалогическую речь. б) Ввести в словарь детей слова: семя, семена, зародыш, бороздка и т. д. СОЦИАЛИЗАЦИЯ а) Совершенствовать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности. ТРУД а) Развивать потребность в самостоятельном ухаживании за посадками. б) Воспитывать ценностное отношение к труду и его результатам. в) Воспитывать любовь и уважение к труду людей. г) Привлечь к работе проекта родителей воспитанников. БЕЗОПАСНОСТЬ а) Приобщать к правилам безопасного поведения для себя и окружающих при посеве семян. Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях. Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на окошке. Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны. Что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Этапы реализации проекта: 1 ЭТАП – Разработка проекта. а) Подбор и изучение методической литературы. б) Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д. в) Совместное составление плана работы. г) Создание предметно- развивающей среды по теме проекта. д) Подбор материала и оборудования для опытно- экспериментальной деятельности. е) Пополнить папку дидактическими играми по экологии. 2 ЭТАП – Формы и методы работы с детьми. • Игровая деятельность. а) Дидактические игры: «Узнай растение по форме», «Кто что делает», «Чьё семечко? », «Найди по описанию», «Собери и назови овощи», «Узнай на вкус». б) Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Огород», «Мы помощники». • Познание. Ребенок и окружающий мир. а) Рассматривание семян: укропа, помидор, огурцов, перца, баклажан, салата, цветов, пшеницы и др. б) Посадка семян, а также лука и чеснока. в) Беседа: «Можно ли вырастить рассаду на окне? », «Что надо для хорошего роста растений? », «Овощные культуры». г) Рассматривание иллюстраций о растениях. д) Наблюдение за растениями: первые всходы и далее. е) Составление альбома о наших растениях. • Художественное творчество. а) Изготовление аппликации из бумаги и лепка по теме: «Овощи». б) Выставка рисунков детей: «От семечка к ростку». в) Изготовление подписей для рассады. • Коммуникация( развитие речи, художественная литература) . а) Заучивание стихов об овощах и фруктах. б) Чтение художественной и познавательной литературы об овощах. в) Отгадывание загадок и пословиц по теме. г) Беседы об овощах и фруктах. д) Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». • Опытно- экспериментальная деятельность. а) «Строение растений». б) «Рост, развитие растений». в) «Условия, необходимые для жизни растений»: • Земля: Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д. • Вода и растения: Выявить насколько вода необходима для роста растений. • Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений. • Человек и растения: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. г) Создание коллекции семян овощных культур. • Музыкальное воспитание. а) Музыкальная игра: «Огородная- хороводная». б) Слушание и разучивание песенок об овощах. в) Итоговое развлечение: «Есть у нас огород». 3 ЭТАП- Формы и методы работы с родителями. а) Беседа с родителями о важности данной проблемы. б) Оформление папки- передвижки «Огород на окне». в) Привлечь родителей к пополнению посадок на окне. г) Участие в эстетическом оформлении своего «Огорода». д) Создание совместно с ребенком альбома «Мой зеленый друг». 4 ЭТАП- Презентация проекта. а) Представление своего огорода на окне. Методическое оборудование. • Подборка художественной литературы и иллюстраций. • Экологические уголки. • Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т. д. • Технические средства: компьютер, музыкальный центр и т. д. Взаимодействие педагогов. • Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов. • Внедрение инновационных технологий • Личностный и профессиональный рост. • Самореализация. Предполагаемые результаты: • Сформированность представлений о растениях. • Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру. • Ответственное отношение к окружающей среде( от этого зависит твое здоровье) . • Вовлечение в творческую деятельность. • Развитие познавательного интереса к природе. • Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества. По реализации проекта: «Огород на окошке» были получены следующие результаты: 1. В группе на окошке появился «Огород». 2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания. 3. У детей сформировались знания о росте растений и интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. 4. Дети увидели многообразие посевного материала. 5. Дети бережнее стали относится к растительному миру. 6. Дети стали более уважительно относится к труду. 7. В процессе разработки и реализации проекта у детей стали развиваться: творческие способности, диалогическая речь, навыки взаимодействия и сотрудничества. 8. Родители приняли активное участие в проекте: «Огород на окошке». 9. Сбор урожая. Список используемой литературы: Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно- методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009 Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008 Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001 Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2001 Николаева С. Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010 Масленникова О. М. , Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2008. 11 февраля воспитанники средней группы «Солнечные зайчики» сажали семена растений: фасоли, тыквы, кабачков, огурцов, арбуза, петрушки, укропа, пшеницы и др. Воспитатель Ламакина Ольга Геннадьевна рассказала детям из чего можно вырастить растения, какие условия необходимы для быстрого роста. Загадала загадки про овощи и высаживаемые семена. Прежде чем придет весна, Заготовим семена. «Что посеешь, то пожнешь! » И, конечно, соберешь. Проявить должны заботу, Видно по труду работу. И тогда наш огород Расцветет и оживет! С середины февраля до конца апреля дети и родители славно потрудились, оказали помощь семенами овощей и цветов, вырастили «Огород на окошке». К началу марта на подоконниках зазеленели всходы разных культур, а на веточках березки распустились первые листочки. И что – только не выросло и морковка, и пшеница, и перец, и огурцы, и помидоры, и петрушка, и укроп, и фасоль, и тыква, и лук, и чеснок, и редиска, и петунья, и бархатцы. Дети стали участниками всего процесса: сажали семена, поливали их, рыхлили землю, наблюдали за ростом растений, вспоминали сказки. А у нас есть огород, Сказка добрая там ждет! Жил в одной деревне дед Вместе с бабкой много лет Был у них огород, Посмотрите, Вот! Удивляется народ: Что за чудо огород? Здесь редис есть и салат, Лук, петрушка и шпинат. И созреют огурцы- Вот какие молодцы! Петунья, астры, бархатцы Все растет, все тянется солнцу улыбается. И все дружно говорят: «Мы растем здесь для ребят. За усердие и труд Урожай весь соберут». У садоводов – огородников выросли: лук, пшеница, редиска, огурцы, фасоль, горох, помидоры, многие другие овощные и зерновые культуры, а также цветы, которые перешли на клумбы детского сада- на свежий воздух.