Опыт работы по методу ТРИЗ - "Системный оператор"
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема «Системный оператор» формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) .
Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.
Для того чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их и стало моей задачей, причем дать, не приукрашивая прошлого и не упрощая его.
Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, я тактично и ненавязчиво помогала детям увидеть взаимосвязь будущего с настоящим. В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» или «Девятиэкранка». Используя его, можно изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления.
На первом этапе своей работы, я познакомила детей с пособием, где каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему. И со стихотворением, которое поможет им описывать все системные связи любого объекта мира:
Если мы рассмотрим что-то...
Это что-то для чего-то...
Это что-то из чего-то...
Это что-то часть чего-то...
Чем-то было это что-то...
Что-то будет с этим что-то...
Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!
Для более успешного освоения метода использовала следующие игры: «Круглый, как что?», «Раз, два, три, ко мне беги…», «Чем мы с тобой похожи», «Теремок».
На втором этапе обучала выявлению подсистемных и надсистемных связей, использовала игры на сравнение систем - «Волшебный светофор», "На что похоже", «Из чего это?», «Где живет (работает)», обучала выявлению с помощью игры «Хорошо-плохо» положительные и отрицательные свойства объектов и явлений.Познакомила детей с игрой «Паровозик», направленной на отработку временной зависимости объекта. Включила в совместную деятельность игры на выявление функционального назначения объектов например - «Повторяка». Третий этап заключался в том чтобы научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д. в этом мне помогли такие игры как «Фоторобот», «Каляка», «Сделать наоборот».
Напоследнем этапе дети составляли описательный рассказ или сказку об объекте.
Регулярное использование приема «Системный оператор» формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление (многоэкранное) мышление.