Программа "Семья и школа"
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Направления программы 11
- Повышение педагогической культуры 12
- Повышение правовой грамотности родителей 13
- План действий по реализации программы 14
- Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам 18
- Методы работы с семьёй 21
- Виды деятельности 22
- Кадровое обеспечение 23
- Средства реализации программы 24
- Список литературы 25
3
Пояснительная записка
В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.
Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Вместе с тем формирование современной системы педагогических знаний невозможно без коренного пересмотра педагогической позиции, без повышения психолого-педагогического потенциала носителей знаний: учителей, воспитателей, организаторов образования, которые выступают в качестве пропагандистов, лекторов, консультантов. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.
Цель программы:
Создание условий для оказания помощи родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.
Задачи программы:
4
Приоритетные направления работы:
Этапы реализации программы:
Этап I. Диагностика семей. (сентябрь – октябрь) На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив), составление социального паспорта школы, составление картотеки.
Этап II. 2 – 6 направления работы реализуются ежегодно в соответствии с планом работы.
Формы работы:
- поклассное просвещение родителей.
Участники программы:
Учащиеся 1–9 классов, администрация школы, родители учащихся 1–9 классов, учителя предметники, классные руководители, воспитатели.
Практическая часть
5
практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми. Данная программа предлагает диагностировать семьи по следующим критериям:
№ |
Основание |
Типы семей |
По стажу |
Молодожёны, молодая семья, среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара |
|
По количеству детей в семье |
Однодетные, малодетные, многодетные |
|
По составу семьи |
Неполная, полная, сложная |
|
По типу главенства в семье |
Эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная |
|
По семейному быту, укладу, направленности |
Детоцентрическая, семья-отдушина, семья, ориентированная на здоровье, режим, порядок, бивуачная семья |
|
По качеству отношений |
Счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи |
|
По крепости связывающих уз |
Крепкие, распадающиеся, распавшиеся |
|
По ценностным ориентациям |
Потребительские, интеллектуальные, духовные, смешанные установки |
|
По отношению к норме |
Идеальная – реальная, нормальная – аномальная |
Характеристика типов семей
I тип семьи – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.
II тип семьи – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной педагогической культуры.
III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей. Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.
6
IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.
Социально-педагогические ориентиры
обновления психолго-педагогического просвещения родителей:
Необходим отказ от недооценки роли семьи в воспитании подрастающего поколения и признание её приоритетной роли в становлении личности ребёнка и в воспитательном воздействии на него в этом процессе: не родители – помощники образования в воспитании детей, а образовательные учреждения – помощники в семейном воспитании.
Сегодня, в условиях гуманизации и демократизации образования каждый родитель должен быть не только информирован о важнейших международных документах в защиту детства, но и сориентирован на правовую ответственность за обеспечение прав детей на выживание, развитие, защиту и организацию активного участия детей, в жизни общества, ответственность перед совестью и законом за действия в отношении детей. Содержание психолого-педагогического просвещения родителей должно отвечать требованиям этих международных документов: Всеобщей декларация прав человека (1948г.), Декларации прав ребёнка (1959г.), Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и плана действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы(1990г.), Конвенции ООН о правах ребёнка (1989г.).
Воспитание каждого представителя подрастающего поколения возрастает значимость становления у него качеств истинного гражданина, формирования его отношения к государственной структуре. Отсюда вытекает проблема пробуждения и укрепления национального самосознания, гражданственности, национальной гордости у родителей учащихся.
К числу наиболее важных проблем педвсеобуча родителей относится вооружение их новыми специальными знаниями и методиками по подготовке детей к оптимальному функционированию в современном обществе. Имеются в виду методики:
1) валеологической культуры;
7
2) развития и укрепления надёжности подрастающего поколения, его дисциплинированности, умения следовать инструкциям;
3) формирования и развития у ребёнка созидающей инициативы, способности к конструктивной, направленной на совершенствование критики;
4) воспитания у ребёнка чувства эмпатии, уважения к позициям, взглядам других людей;
5) развития уважения к чести семьи, к истории места своего рождения, к прошлому страны;
6) воспитания лучших гуманистических качеств человека;
7) формирования уважительного отношения к принятым формам поведения, правопорядку;
8) формирования у ребёнка способностей действовать в совокупности с другими людьми.
Обновление психолого-педагогического образования предусматривает повышение действенности психологического компонента, преодоление отрыва получаемой родителями информации психологического характера от реальной практики воспитания.
В работе по повышению уровня педагогической грамотности родителей школа должна широко пропагандировать оригинальный опыт народной педагогики.
Принципы и содержание психолого-педагогического просвещения родителей
Психолого-педагогическое просвещение родителей решает 4 главные задачи:
Основными принципами организации психолого-педагогического просвещения родителей являются:
8
Содержание психолого-педагогического просвещения родителей
Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:
I тип семьи
II тип семьи
III тип семьи
9
IV тип семьи
План действий по реализации программы
№ |
Содержание деятельности |
Срок исполнения |
Ответственные |
I этап – организационно- подготовительный
|
|||
Создание банка данных осемьях учащихся. |
сентябрь |
классные руководители |
|
Родительское собрание «Права и обязанности родителей в законодательстве РФ» Выборы общешкольного родительского комитета. |
сентябрь |
администрация школы |
|
Анкетирование родителей с целью определения характера взаимоотношений в семье, выявления скрытых конфликтов |
сентябрь |
классные руководители |
|
Анкетирование «Школа глазами родителей» |
сентябрь |
классные руководители |
|
II этап – основной –практический
|
|||
Психолого – педагогическое направление
|
|||
1 |
Родительское собрание: «Что я могу сказать о характере моего ребенка» |
ноябрь |
классные руководители |
2 |
Лекторий по теме «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» |
март |
классные руководители |
3 |
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и работа с ними |
в течение года |
общественный инспектор, классные руководители |
4 |
Тренинги с родителями и детьми |
в течение года |
классные руководители |
5 |
Индивидуальные и групповые консультации |
в течение года |
администрация, классные руководители |
6 |
Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать» |
январь |
классные руководители, администрация, социальный педагог, психолог |
7 |
Диагностика родителей и детей |
в течение года |
классные руководители, психолог |
«Здоровая семья – здоровая нация»
|
|||
1 |
Родительское собрание: «Физкультура, спорт и здоровое питание в жизни школьника» |
февраль |
классные руководители |
2 |
Лекторий по теме «Компьютер в жизни школьника. «за» и «против»» |
декабрь |
классные руководители, врач |
3 |
Акция «Всей семьей на лыжню!» |
январь, март |
классные руководители |
4 |
Спортивные соревнования «Здоровье сибирское, богатырское» |
февраль |
классные руководители, учитель физкультуры |
5 |
Конкурс рисунков и слоганов «За здоровый образ жизни» |
апрель |
классные руководители |
Семья и право
|
|||
1 |
Профилактические беседы, лекции с родителями с привлечением работников правоохранительных органов |
в течение года |
зам. директора по УВР, классные руководители |
2 |
Лекторий по теме «Социально-правовая защита детей» |
апрель |
классные руководители |
3 |
Конкурс плакатов и рисунков, посвященных Дню конституции |
декабрь |
классные руководители |
4 |
Проведение Совета профилактики |
в течение года |
зам. директора по УВР, классные руководители |
5 |
Оформление стенда «Права и обязанности родителей» |
сентябрь |
зам. директора по УВР |
6 |
Книжная выставка «Правовая культура родителей» |
сентябрь |
библиотекарь |
Семейный досуг и творчество
|
|||
1 |
Родительское собрание «Творчество в жизни ребенка» |
май |
классные руководители |
2 |
Лекторий по теме «Беседы о занимательных играх по русскому языку» |
октябрь |
классные руководители, учителя русского языка |
3 |
Семейный праздник «День Матери» с участием родителей
|
ноябрь |
зам. директора по УВР, классные руководители |
4 |
КВН по сказкам Пушкина |
март |
классные руководители, родители |
5 |
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку |
декабрь |
классные руководители, родители |
6 |
Викторина по ПДД |
сентябрь |
классные руководители, родители |
7 |
Конкурс «Пожарная ярмарка» |
февраль |
классные руководители, родители |
8 |
Конкурс рисунков и стихов, посвященных 12 апрелю |
апрель |
классные руководители, родители |
9 |
Походы экологической тропой |
сентябрь, май |
классные руководители, родители |
10 |
Изготовление подарков к 8 марта и 23 февраля «Своими руками» |
март, февраль |
классные руководители, родители |
11 |
Классный праздник Новый год |
декабрь |
классные руководители, родители |
12 |
Классный час «Откуда начинается мой род» |
январь |
классные руководители, родители |
13 |
Праздник осени |
октябрь |
классные руководители, родители |
Духовно-нравственное направление
|
|||
1 |
Классный час «Как я помогаю бабушке и дедушке» |
октябрь |
классные руководители |
2 |
Классный час «Военная летопись моей семьи» |
май |
классные руководители, родители |
3 |
Классный час «Армия в жизни наших отцов» |
февраль |
классные руководители, родители |
4 |
Классный час «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» |
ноябрь |
классные руководители |
5 |
Встреча с ветеранами ВОВ «Подвиг наших дедушек» |
май, февраль |
классные руководители |
6 |
Конкурс рисунков и сочинений «Война глазами детей» |
май |
учитель ИЗО, учителя русского языка |
III этап- заключительный ( анализ результатов)
|
|||
|
Педсовет «Анализ деятельности в рамках реализации программы». |
май |
администрация школы, классные руководители |
Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам:
Месяц |
Направление работы |
Тематика занятий |
Форма проведения |
|
|
1 класс |
|
сентябрь |
Учебное |
Как помочь школьнику учиться |
Лекция-консультация |
Ноябрь |
Правовое |
Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать? |
Консультация |
Январь |
Патриотическое |
Воспитание любви к «малой родине» |
Беседа |
Март |
Художественно-Эстетическое |
Организация досуга в семье и школе |
Конференция |
Апрель |
ЗОЖ |
Особенности психофизического развития учащихся и учёт их в семейном воспитании |
Лекция врача |
Май |
Трудовое |
Семейные проблемы трудового воспитания |
Беседа-консультация |
|
|
2 класс |
|
Сентябрь |
Учебное |
Плохие оценки: беда или вина |
Семинар-практикум |
Ноябрь |
Правовое |
Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон |
Консультация(психолог) |
Январь |
Патриотическое |
Формирование культуры отношения к природе |
Лекция (кл.руководитель) |
Март |
Художественно-эстетическое |
Организация коллективной деятельности, развития творчества |
Практикум (кл.рук-ль) |
Апрель |
ЗОЖ |
Оздоровление детей – основа формирования человека будущего |
Лекция-консультация (врач, психолог) |
Май |
Трудовое |
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность |
Беседа (кл. рук-ль) |
|
|
3 класс |
|
Сентябрь |
Учебное |
Развитие общих и специальных способностей (учение, общение, труд) |
Семинар (учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог) |
Ноябрь |
Правовое |
Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть своего ребёнка(проблема взаимоотношений взрослых и детей) |
Беседа-практикум (психолог) |
Январь |
Патриотическое |
Мои добрые дела |
Беседа (кл.рук-ль) |
Март |
Художественно-эстетическое |
Школьник в его многообразных увлечениях |
Кл.час (кл.рук-ль) |
Апрель |
ЗОЖ |
Гиперактивный ребёнок в школе и дома |
Лекция – консультация (психолог) |
Май |
Трудовое |
Семейные проблемы трудового воспитания |
Конференция (психолог) |
|
|
5 класс |
|
Сентябрь |
Учебное |
Мама, папа, занимайтесь со мною |
Семинар (учителя предметники) |
Ноябрь |
Правовое |
Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание в семье) |
Семинар (КДН, психолог) |
Январь |
Патриотическое |
Формирование отношения человека к обществу |
Лекция (кл.рук-ль) |
Март |
Хаудожественно-эстетическое |
Что такое духовное богатство человека |
Лекция (психолог) |
Апрель |
ЗОЖ |
Причины школьных неврозов |
Консультации (психолг) |
Май |
Трудовое |
Формирование культуры труда «Соотношение «»хочу – могу - надо» |
Беседа (кл.руководитель) |
|
|
6 класс |
|
Сентябрь |
Учебное |
Домашняя учебная работа |
Семинар (учителя-предметники) |
Ноябрь |
Правовое |
Особенности младшего школьного подросткового возраста |
Лекция (психолог) |
Январь |
Патриотическое |
Состояние воспитания школьников в семье |
Семинар (учителя) |
Март |
Художественно-эстетическое |
Формирование опыта деятельности. Развитие творчества |
Беседа (ку.рук - ль) |
Апрель |
ЗОЖ |
Основные принципы обучения ЗОЖ |
Лекция (врач-нарколог) |
Май |
Трудовое |
Помогай окружающим людям (общественно-полезные трудовые коллективные мероприятия) |
Семинар (кл. рук-ль) |
|
|
7 класс |
|
Сентябрь |
Учебное |
Стимулирование ответственного отношения к учёбе в школе и дома |
Конференция (психолог) |
Ноябрь |
Правовое |
Если ваш сын (дочь) попал (а) в дурную компанию |
Беседа-практикум (психолог) |
Январь |
Патриотическое |
Нравственное развитие личности школьника |
Конференция (кл.рук-ль) |
Апрель |
ЗОЖ |
Предупреждение вредных привычек у школьников |
Лекция (врач-нарколог) |
Май |
Трудовое |
Долг и обязанности в семье |
Конференция (кл.рук-ль) |
|
|
8 класс |
|
Сентябрь |
Учебное |
День открытых дверей |
Консультации (учителя-предметники) |
Ноябрь |
Правовое |
Неформальные объединения по месту жительства |
Лекция (работник правоохранительных органов) |
Январь |
Патриотическое |
Духовное развитие подростка |
Беседа-консультация (психолог) |
Март |
Художественно-эстетическое |
Совместная деятельность. Семейные традиции |
Практикум (кл.рук-ль) |
Апрель |
ЗОЖ |
Любопытство – как одна из причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков (предупреждение вредных привычек) |
Лекция (врач-нарколог) |
Май |
Трудовое |
Участие восьмиклассника в домашнем хозяйстве семьи |
Беседа-консультация (кл. рук-ль) |
|
|
9 класс |
|
сентябрь |
Учебное |
Особенности психофизического развития учащихся и их учёт в семейном воспитании |
Беседа (психолог) |
Ноябрь |
Правовое |
Правовая ответственность несовершеннолетних |
Лекция-консультация (работник правоохранительных органов) |
Январь |
Патриотическое |
Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре России, своего села, школы |
Конференция (кл.рук-ль) |
Март |
Художественно-эстетическое |
Творческая активность детей |
Лекция (психолог, кл. рук-ль) |
Апрель |
ЗОЖ |
Семья и физическая культура подростка |
Практикум (педагоги, врач) |
Май |
Трудовое |
Профессиональная ориентация учащихся 9 классов |
Лекция-консультация (педагоги из различных учебных заведений) |
Список литературы
- Валькова Л.Н. Семейный клуб – одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа .- 2010.- №6.- С.25-29.
- Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Эффективное воспитание: школа и семья как партнеры.// Народное образование.-2010.-№10.- С.241-250.
- Гуревич А.В. Семейное проектирование в школе .// Народное образование.-2010.-№10.-С.251-255.
- Селиверстова И .В. Родители и школа : знакомые незнакомцы.// Народное образование.-2010.-№2.- С.152-156.
- Хуторянская Т.В. Технологические приемы содействия учителей с семьей младшего школьника // Начальная школа .- 2010.-№4.-С.3-5.
- Курасова Т. Семья и школа : наше содружество – основа полноценного воспитания детей // Народное образование.-2010.-№1.- С.132., Социальная педагогика.- 2009.- №6.- С.24-30
- Пластинина Ю.Л. Педсовет «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития //Классный руководитель.- 2009.- №5.-С.3-5.
- Неделя семьи в школе : 19 вариантов проведения // Классный руководитель.-2008.-№8.- С.26-40.
- Высоцкая Е. И Родительское собрание «Способы решения конфликтных ситуаций в семье » // Классный руководитель.-2008.-№8.-С.51-53.
- Брюхова В.М. Школа Классный руководитель и семья : от диалога к партнерству. // Классный руководитель.-2008.- №;.- С.108-124.
- Алешина В.О. Клубная форма работы с семьей //Начальная школа .- 2008.- №1.- С.7-9.
- Неупокоева Н.С. Семья и школа : открытая диалоговая форма общения //Социальная педагогика.- 2008.- №1.- С.29-40.
- Целищева Н. Мужской разговор: в начале – отец //Социальная педагогика.- 2008.-№1.- С.19-29.
- Бим- Бад Б.М. Понимают ли родители учителей? Это одно из условий согласия семьи и школы . // Семья и школа .- 2010.-№1.- С.2-3.
- Кондаков А.М. Стандарты второго поколения. Интервью с руководителем проекта «ФГОС второго поколения»//Интернет.
- Ильясова Л.А. Сотрудничество семьи и школы - залог успеха.// Интернет
- Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Воспитательный фактор. Школа и родители: cоциальное партнерство.// Интернет.
- Жовтонога О. И . Педагогический совет: “ Семья и школа как социальные
- партнеры”// Интернет.