Программа «В здоровом теле – здоровый дух» на 2012-2016 г.
Документы для скачивания
Республика Мордовия, Атюрьевский муниципальный район, с Каменка,
ул. Новая, д. 1 «А»
Тел. 8(83454) 2-21-01.
I. Информационная карта.
Наименование программы |
«В здоровом теле – здоровый дух» |
Заказчик |
МБОУ «Каменская основная общеобразовательная школа» |
Составитель |
Заместитель директора по УВР Еремкина Татьяна Степановна |
Цель |
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении. |
Задачи |
|
Сроки реализации |
2012 - 2016 |
Орган, ответственный за организацию реализации Программы |
Администрация школы |
Источники финансирования |
Родители, спонсоры |
Ожидаемые результаты |
|
Содержание программы:
I. Информационная карта.
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Концептуальные основы.
III.1 Цель и задачи.
III.2 Кадровое обеспечение.
IV. Содержание деятельности.
V. Перспективный план реализации программы
VI. Основные этапы реализации программы.
- Механизм реализации программы.
VIII. Ожидаемые результаты.
IX. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
X. Формы представления результатов программы.
II .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ситуации стремительных и непредсказуемых новаций, которые сегодня происходят во всех сферах жизни, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не только физического, но и психологического здоровья детей. Резерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития.
В настоящее время существуют различные проекты профилактической работы среди подростков по предупреждения и снижению уровня наркомании, алкоголизма, асоциального и других форм отклоняющегося поведения. Однако вопросам обучения здоровьесберегающему поведению уделяется недостаточно внимания.
Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков.
Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива МБОУ "Каменская основная общеобразовательная школа" является сохранение и улучшение здоровья школьников в рамках школьной программы «В здоровом теле – здоровый дух». Мероприятия по реализации данной программы предусматривают тесную связь и совместную работу администрации школы, педагогического коллектива, медработников, родителей и других заинтересованных организаций.
Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей рождается без нарушений здоровья, а в школу они приходят ещё более ослабленными. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и часто является нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые резервы жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе, разрушает их от поколения к поколению.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».
Можно сказать, что критериями здоровья являются :
- Соматическое и физическое здоровье «я могу».
- Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
- Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.
- Психическое здоровье - «я хочу».
- Нравственное здоровье – «я должен».
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе в последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени школьников ведёт к самым негативным последствиям.
Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье, растет, поэтому наличие и реализация программы «В здоровом теле – здоровый дух» актуально для нашей школы.
Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других вопиющих проявлений нравственной болезни общества пока захлестнул города и посёлки. В сельской местности в связи со своим менталитетом этот процесс идёт медленнее, но отдельные факты и проявления становятся всё заметнее и в условиях села. Особенно подвержены этому влиянию дети 13-14 летнего возраста из неблагополучных по каким-то критериям семей. Исходя из вышеизложенного, педколлектив нашей школы считает, что только практические действия могут принести положительный результат. Здоровый образ жизни должен стать основой в профилактике болезней современности.
Концептуальными основами программы «В здоровом теле – здоровый дух» стали следующие идеи: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с учащимися, но и с родителями.
Девизом работы школы по данной программе мы взяли слова: «Мы за здоровый образ жизни!»
Методической основой программы послужили концепция здорового образа жизни и различные активные формы работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
Для обеспечения успешной работы программы «В Здоровом теле – здоровый дух» педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
- Педагогический профессионализм;
- Уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики: ребенок – центр, цель и результат педагогической деятельности);
- Сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);
- Поддержка детских инициатив, творчества;
- Сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
- Индивидуальный подход и коллективное творчество;
- Позитивное разрешение конфликтных ситуаций;
- Педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика).
Программа «В здоровом теле – здоровый дух» разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ;
- Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия
- Планы реализации мероприятий по профилактике асоциального поведения среди детей и молодежи на 2012-2016 годы;
III.1 Цели и задачи:
Цель:
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.
Задачи:
- Привести в соответствие образовательную и воспитательную деятельность с особенностями состояния физического и духовного здоровья детей;
- Обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний и оздоровления детей;
- Формировать у детей через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
- На основе нравственного и физического совершенствования научить детей секретам здорового образа жизни;
- Содействовать объединению детей и взрослых, родителей общими делами и интересами через воспитательные мероприятия;
- Осуществление педагогического мониторинга состояния здоровья учащихся;
- Продолжить систему просветительской работы о здоровом образе жизни с детьми, педагогами, родителями.
- Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
- Директор школы осуществляет контроль и руководство педагогическим коллективом, утверждает правила внутреннего распорядка, должностные обязанности сотрудников, создает необходимые условия для проведения работы по данной программе;
- Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет работу данной программы, а также проводит мероприятия, запланированные в программе;
- Учителя – предметники применяют на уроках здоровьесберегающие технологии, проводят беседы о здоровом образе жизни, несут ответственность за жизнь и здоровье детей;
- Учителя ОБЖ и физкультуры проводят работу с детьми по формированию здорового образа жизни на уроках и во время работы спортивных секций;
I V. Содержание программы.
Содержание программы «В здоровом теле – здоровый дух» включает в себя следующие три основных направления.
- Определения группы здоровья.
- Учет посещаемости занятий.
- Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
- Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
- Проведение дополнительных уроков физической культуры.
- Динамические паузы.
- Индивидуальные занятия.
- Организация спортивных перемен.
- Дни здоровья.
- Физкультминутки для учащихся.
- Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
- Открытые уроки учителей физкультуры, ОБЖ.
- Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
- Спортивные кружки и секции: футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.
V. Перспективный план реализации программы
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Поддержание санитарно- гигиенического режима в школе ( световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон). |
Ежегодно |
Администрация школы |
2 |
Эстетическое оформление интерьера класса, школы ( информационные стенды, уголки природы, смотр кабинетов). |
Ежегодно |
Администрация школы, кл. руководители |
3 |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
4 |
Активизация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки). |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР, дежурный класс |
5 |
Приобщение семьи к занятиям физической культурой и спортом, организация лектория по пропаганде здорового образа жизни. |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР, учитель физ-ры |
6 |
Вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом детей и подростков в свободное время, проведение физкультминуток. |
Ежегодно |
Учителя-предметники, учитель физ-ры |
7 |
Организация детских оздоровительных площадок. |
Ежегодно |
Администрация школы |
8 |
Оздоровление детей в детских лагерях и санаториях |
Ежегодно |
Администрация школы |
9 |
Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР, кл.руководители |
10 |
Организация месячника «За здоровый образ жизни» |
Ежегодно |
Администрация школы |
11 |
Анализ состояния здоровья, занятости учащихся физкультурой и спортом: 1)определение группы здоровья, выявление отклонений; 2) занятость в спортивных секциях; 3) участие в спортивных соревнованиях. |
Ежегодно |
Кл. руководители, учитель физ-ры. |
12 |
Создание условий для занятия спортом детям, состоящих на внутришкольном учете. |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
13 |
Проведение медосмотров. |
Ежегодно |
Администрация школы, работники ЦРБ |
14 |
Организация полноценного питания в школе. |
Ежегодно |
Администрация школы |
VI. Этапы реализации программы
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
|
|||
Осуществление контроля за соблюдением норм СаНПиНа |
2012-2016 г. |
Администрация школы |
|
Нормативное обеспечение школы медицинскими препаратами, формирование медицинских аптечек. |
2012-2016 г. |
Администрация школы, кл. руководители |
|
Обеспечение и организация профилактических прививок. |
2012-2016 г. |
Медицинские работники |
|
Организация и проведение неспецифических профилактик в период подъема заболеваемости |
2012-2016 г. |
Кл. руководители |
|
Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся |
2012-2016 г. |
Администрация школы, медицинские работники |
|
Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки |
2012-2016 г |
Администрация школы, медицинские работники |
|
|
|||
Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов |
С января 2012 г |
Директор школы, работники столовой, медицинские работники |
|
Проведение уроков физкультуры согласовано учебной программы и планам – графика прохождения учебного материала |
2012-2016 г |
Учитель физ-ры, кл. руководители |
|
Осуществление дифференцированного подхода на учебных занятиях к детям, имеющим слабое физическое развитие и отклонение в состоянии здоровья |
2012-2016 г |
Учитель физ-ры |
|
Проведение месячника «За здоровый образ жизни |
2012-2016 г |
Зам. директора по УВР, учитель физ-ры, кл. руководители |
|
Различные формы урочной и внеурочной деятельности |
2012-2016 г |
Все участники УВП |
|
Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся |
ежегодно |
Зам. директора по УВР, учитель физ-ры |
|
Различные формы работы с родителями обучающихся |
постоянно |
Администрация школы, родительский комитет, кл. руководители |
|
|
|||
Установление связи с общественными и другими заинтересованными организациями |
2012-2016 г. |
Администрация школы |
|
Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства |
2012-2016 г. |
Администрация школы |
VII. Механизмы реализации программы
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1 |
Составление плана оздоровительных мероприятий и дней здоровья. |
Зам. директора по УВР Еремкина Т.С., Классные руководители |
2 |
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием. |
Администрация школы |
3 |
Совершенствование организации и качества питания, внедрение в практику организации обязательного горячего питания всех учащихся. |
Администрация школы |
4 |
Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьников |
Зам. директора по УВР Еремкина Т.С., |
5 |
Изменения в структуре уроков, позволяющие включать в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз |
Учителя-предметники |
6 |
Организация совместной деятельности школы и районной больницы |
Администрация школы |
7 |
Организация и проведение педагогических и социально – просветительских мероприятий по профилактике асоциального поведения учащихся. |
Администрация школы |
VIII. Ожидаемые результаты реализации программы
Возможны различные варианты положительных результатов программы:
- изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
- повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;
- увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
- повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни;
- повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.
IX. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
- Количественный и качественный показатели участия школьников в школьных, районных и республиканских соревнованиях;
- Динамика изменений в состоянии физического и нравственного здоровья обучающихся;
- Уровень социальной адаптации учащихся.
X. Формы представления результатов программы
- Включение в анализ работы школы за год аналитических отчетов о ходе реализации программы « В здоровом теле – здоровый дух»