a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок истории в 5 классе «Религия древних греков»

Опубликовано: 2015-08-27 14:31:03

Документы для скачивания

Урок истории в 5 классе

Тема «Религия древних греков»

Цели урока:

Тип урока: комбинированный.

Учебное оборудование: карта «Крито-Микенская Греция», учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «Истории Древнего мира», изд-во М.:Просвещение, 2009; атлас и контурная карта по истории древнего мира, изд-во «Дрофа», 2009; рисунки учащихся по теме «Боги Древней Греции», иллюстрации (вывешиваются на доске).

Ход урока

Беседа с учащимися:

- Дайте определение понятию «религия».

Религия - это вера человека в сверхъестественное.

- Почему появляются религиозные верования?

Потому что человек не мог объяснить явления природы.

- Что мы с вами знаем о представлениях древних греков об устройстве мира?

Землю со всех сторон окружает Мировой океан. Из него поднимаются и в него опускаются небесные светила: луна, солнце, звезды. У западных вод океана стоит могучий титан Атлант, поддерживающий плечами небесный свод. Тут же, в дивном саду, живут дочери Атланта: они стерегут золотые яблоки - плоды вечной юности. В самых глубоких недрах земли, ниже Аида, находится мрачный Тартар - кромешная бездна, здесь томятся побежденные врагами титаны.

- Как по представлению эллинов возник мир?

Сначала из Хаоса появилась Гея - земля и Уран - небо. От них произошли могучие и грозные титаны, циклопы и страшные великаны. Титан Крон, бог времени, сверг своего отца и воцарился в мире. В наказание за такое преступление Крона на Земле появились богини мщения эриннии и божества: Танатос - смерть, Эрида - раздор, Апатэ - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - мрачный сон. Крон боялся, что и его дети поступят с ним точно так же, как и он сам поступил со своим отцом. И поэтому приказал своей жене приносить ему всех новорожденных младенцев. Он безжалостно проглатывал их, всех своих детей. Последнего сына - Зевса - жена Крона Рея спасла. Она вместо него дала проглотить мужу камень, завернутый в пеленку. Когда Зевс вырос, он восстал против отца и заставил его вернуть всех проглоченных им детей. Зевс и его братья победили и низвергли титанов в мрачный Тартар, а сами поделили между собой мир: Зевс стал царствовать на небе, Посейдон - на море, Аид - в подземном царстве. Земля же осталась в их совместном владении.

Сегодня мы с вами поговорим более подробно об этих трех братьях и их царствах. Эллины верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Давайте найдем с вами на карте в атласе гору Олимп. В какой области Греции она находится?

В Фессалии.

Давайте надпишем ее в контурной карте. Но мы не должны путать гору Олимп с областью Олимпия, которая располагалась в Средней Греции. В этом месте Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. Здесь раз в четыре года греки устраивали Олимпийские игры, о которых мы с вами будем говорить на последующих уроках. Найдите эту область в атласе и надпишите ее в контурной карте.

Учащиеся надписывают в контурной карте гору Олимп и область Олимпия.

На светлом Олимпе всегда царит вечное лето и светит солнце.

Рассматриваем иллюстрацию в учебнике на стр.133. По ходу объяснения учителя учащиеся работают по иллюстрации на стр. 134. Запись новых понятий в тетрадь.

Имена богов

Какие силы природы они отражали

Покровителями каких занятий они считались

 

 

 

Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее, стр. 134-135 учебника

- Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест- повелитель кузнечного дела, Деметра – покровительница земледелия, Дионис – покровитель виноделия…)

- Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)

- Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека)

- Какой народ в отличии от древних греков верил только в одного бога? (Евреи)

 7. Закрепление изученного материала

- Никто теперь не верит, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы от которых зависела порой их жизнь…)

- Почему сейчас люди не верят в них? ( Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящий в природе.)

- Объясните ,почему ученые изучают легенды и мифы? ( это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)

Домашнее задание: прочитать параграф 28 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?» ; для любознательных: какие подвиги совершил Геракл?

Винокурова Анна Федоровна, учитель истории МБОУ «Каменская основная общеобразовательная школа» .Республика Мордовия

Оставить комментарий: