Рабочая программа по изобразительной деятельности
Документы для скачивания
м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№21 «Сказка» комбинированного вида города Белово» Волшебный мир искусства Рабочая программа по изобразительной деятельности 2014 Составитель Козлова В. М. , педагог дополнительного образования Данная программа раскрывает методику развития творческих способностей детей дошкольного возраста, овладения всеми видами изобразительной деятельности. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности. Содержание Пояснительная записка 4 Т ематический план( средняя группа) 8 Содержание программы( средняя группа) 9 Т ематический план( старшая группа) 13 Содержание программы( старшая группа) 14 Тематический план( подготовительная группа) 18 Содержание программы( подготовительная группа) 20 Ключевые слова 25 Список литература 25 Пояснительная записка. Художественн о- эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Наличие художественно- творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятие рисованием способствует развитию творческого воображения. Наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Цель программы – развитие художественно – творческих способностей, фантазии, воображения, формирование у детей умений и навыков. Задачи Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов( живописью, графикой, скульптурой, декоративно- прикладным, ) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства. Учить видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений. Формировать умение оценивать созданные произведения. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно- прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание на выразительные средства. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, культуру изобразительной деятельности. Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности( рисованию) детей со средней группы до подготовительной к школе группе. На занятиях используется различная техника выполнения работ; акварель, гуашь, цветные восковые мелки, пастель, природный материал. Детям предоставляю выбор в содержании изобразительных работ, в композиции, в подборе цвета или способах изображения. Что способствует развитию самостоятельности, инициативы и творческих способностей. Используется музыка и художественное слово, что помогает формировать у детей умение сравнивать, сопоставлять различное эмоционально – образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Побуждают детей искать возможности самостоятельно передавать это эмоциональное состояние, а затем отображать в своей художественно- изобразительной деятельности. Подводит детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений. Усложнение обучения разными техниками рисования происходит в следующих направлениях: - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; - от применения наиболее простых техник изображения( карандаши, гуашь) к более сложны м( акварель, мелки) ; - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов. Основные принципы, заложенные в основу творческой работы: - Принцип творчества( программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей) ; - Принцип научности( детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др. ) ; - Принцип доступности( учет возрастных и индивидуальных особенностей) ; - Принцип поэтапности( последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий) ; - Принцип динамичности( от самого простого до сложного) ; - Принцип сравнений( разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала) ; - Принцип сотрудничества( совместная работа с педагогом) ; Используемые методы: – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Формы проведения итогов реализации рабочей программы: Мониторинг качества освоения сформированности уровня художественно – эстетического развития детей( проводится два раза в год( сентябрь, апрель) . Организация выставок детских работ в помещении детского сада. Изготовление тематических поделок, подарков и рисунков для родителей. Участие в городских, областных, международных выставках и конкурсах детского рисунка и детского творчества в течение года. Оформление эстетической развивающей среды в изостудии. Методы и приёмы работы с детьми • Частично- поисковый метод: направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности( работа со схемами, привлечение воображения и памяти) . • Метод проблемного изложения: направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Развивающая среда в изостудии предполагает решение следующих воспитательно- образовательных задач: - обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования; - формирование творческого начала в личности ребенка; - развитие его индивидуальности; - формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности; - сотрудничество с детьми. Показатели прохождения рабочей программы: Узнают много об окружающем мире, т. к занятия проходят по определенной теме. Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы. Учатся рисовать различными материалами. Экспериментируют. Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля. Средняя группа Тематический план. Средняя группа № Раздел Кол- во занятий Форма контроля всего Практ. Теорет. 1 «Предметное рисование» 1. 1 Тема « Клоун » 1. 2 Тема « Цветок » 1. 3 Тема « Яблоки » 1. 4 Тема « Домик для гномика » 1. 5 Тема « Дом, в котором ты живешь » 1. 6 Тема « Гномик » 1. 7 Тема « Зайчик » 1. 8 Тема « Машина » 1. 9 Тема « Моя любимая игрушка » 1. 10 Тема « Девочка пляшет » 1. 11 Тема « Самолет » 1. 12 Тема «Муравей» 12 10 2 Тематические выставки. Поселковые, городские, областные выставки детского рисунка Конкурсы детского рисунка 2 «Сюжетное рисование» 2. 1 Тема « Здравствуй, детский сад » 2. 2 Тема « Осенние листья » 2. 3 Тема « Птичий дом » 2. 4 Тема « Зимний городок » 2. 5 Тема « Дерево зимой » 2. 6 Тема « Снежная зима » 2. 7 Тема « Звено летящих самолетов » 2. 8 Тема « Что мы любим рисовать » 2. 9 Тема « Что мы любим рисовать » 2. 10 Тема « Весна » 2. 11 Тема « Белые цветы » 2. 12 Тема « Салют » 2. 13 Тема « Летнее солнышко » 2. 14 Тема «Первые цветы» 1 2 14 2 Тематические выставки. Поселковые, городские, областные выставки детского рисунка 3 «Декоративное рисование» 3. 1Тема « Овощи на тарелочке » 3. 2 Тема « Расписная тарелочка » 3. 3 Тема « Украшение бокальчика » 3. 4 Тема « Украшение на елку » 3. 5 Тема « Новогодняя игрушка » 3. 6 Тема « Открытка- поздравление » 3. 7 Тема « Открытка для мамы » 3. 8 Тема «Украшение горшочка» 3. 9 Тема «Дымковская уточка» 9 7 2 Тематические выставки. Поселковые, городские, областные выставки детского рисунка Содержание программы Средняя группа Раздел 1. Предметное рисование Клоун. Беседа о клоуне, как главном герое циркового представления. Выделение особенностей одежды клоуна. Закрепление рисования цветными мелками, использование яркой цветовой гаммы при рисовании циркового персонажа. Ц веток. Развитие воображения детей. В беседе используются стихи, музыкальное сопровождение. Закрепление умения рисовать акварельными красками, используя при рисовании цветов, разные способы. Яблоки. В беседе закрепление понятия: фрукты и овощи. Развитие цветового восприятия и самостоятельности в выборе цветового решения предметов. Домик для гномика. Использования строительного материала, для доступного показа строения домика и украшений элементами декора, для превращения его в сказочный. Воспитания о проявлении заботы детей к сказочным героям. Дом, в котором ты живешь. Самостоятельное использование строительного материала, для строительства дома. Закрепление рисования прямоугольных форм, технических навыков при рисовании акварельными красками. Гномик. Закрепление знаний детей о строении человека, особенностях сказочного человечка – гномика. Использования в беседе иллюстраций к сказке разных художников. Добиваться при выполнении рисунка использовать детьми разнообразие цвета. Зайчик. В беседе использовать загадки, музыку и иллюстрации животного. О собенности строения фигуры зайчика, выполняется поэтапн о. Знакомство детей с серым цветом и последовательным разведением краски на палитре. Машина. Закрепление рисования предметов прямоугольной формы. Составление из геометрических форм – машину. Обучение штриховки, разному нажиму на карандаш. Моя любимая игрушка. Изучение строения игрушек животных, последовательность рисования, особенности рисования акварелью. Девочка пляшет Знакомство детей с строением фигуры человека. Составление фигуры в движении при помощи ап п ликации геометрических фигур. Закрепление рисования акварелью. Самолет. Рисование предмета, состоящего из нескольких фигур. Развитие самостоятельности в выборе цветового решения. Итог занятия групповая выставка рисунков. Муравей. В беседе с детьми обсудить особенности насекомых их строение, разновидности, польза и вред разных видов. При рисовании использовать два вида изобразительных средств: фломастеры, мелки. Раздел 2. Сюжетное рисование 2. 1. Здравствуй, детский сад. Ознакомительная беседа с детьми. Рисование сюжета по летним впечатлениям, самостоятельный выбор техники исполнения рисунка. 2. 2. Осенние листья. В беседе использовать музыкальное сопровождение и иллюстрации художников по теме «Осень золотая». При передачи колорита осени, использовать новый способ рисования – примакивания. 2. 3. Птичий дом. Знакомство с живой природой. Использовать при рисовании не сложные предметы для рисования, составление фигуры из двух окружностей. Дополнить фигуры птиц окружающей действительностью. 2. 4. Зимний городок. Использовать в рисунке несложные конструкции снежного городка. Продолжить составления дополнител ьных цветов при помощи палитры- голубой. Закрепление рисования гуашью. 2. 5. Дерево зимой. Продолжить знакомство с зимней природой. Использовать гуашевые краски для получения дополнительного цвета – голубой, для рисования снега. 2. 6. Снежная зима. Итоговое занятия по теме – зима. З акрепление смешивания цветов, для получения разных оттенков голубого цвета. И спользование в рисунке рисование деревьев, кустарников. 2. 7. Звено летящих самолетов. Рисование предмета, состоящего из нескольких частей. Пользоваться палитрой, для составления оттенков основных цветов( голубой, розовый, св. желтый и т. д. ) 2. 8. Что мы любим рисовать. Закрепление технических навыков рисования цв. мелками и карандашами. Самостоятельный выбор сюжета при рисовании. 2. 9. Что мы любим рисовать красками. Закрепление технических навыков рисования акварелью. Самостоятельный выбор сюжета при рисовании красками. 2. 10. Весна. Создание весеннего образа природы при помощи музыки и стихов. Закрепление рисования деревьев и кустарников акварелью. 2. 11. Белые цветы. Продолжить работу с палитрой, для получения дополнительных цветов, оттенков. Рисование цвето в на цветном фоне белым цветом. 2. 12. Салют. Создание праздничного настроения при помощи музыки и стихов, посвященных Дню Победы. Знакомство с нетрадиционным рисованием – свечой. Создание из элементов декоративных салюта. 2. 13. Летнее солнышко. Закрепление рисования акварелью. Создание летнего дня при помощи ярких, солнечных цветов. 2. 14. Первые цветы. Продолжение летней темы. Рисование цветов разными способами рисования. Дополнение композиции летней травой, ярким солнцем. Раздел 3. Декоративное рисование 3. 1. Овощи на тарелочке. При помощи загадок и стихов повторить понятие овощи, фрукты. Рисование предметов круглой, овальной, смешанной форм- на круглой тарелочке. 3. 2. Расписная тарелочка. Рисование узора на тарелочке по мотивам дымковской росписи. Закрепление закона росписи предметов круглой формы – чередование элементов узора. 3. 3. Украшение бокальчика. Проведение игрового момента при составлении узоров на предметах разных форм. Самостоятельное украшение бокальчика разными элементами узора. 3. 4. Украшение на елку. При подготовки детей к новому году, рассматривание разных новогодних украшений для елки. Изготовление разноцветных бус для елки, путем чередования цвета и формы. 3. 5. Новогодняя игрушка. Завершение новогодней подготовки- изготовление игрушки и росписи гуашью с блестками. 3. 6. Открытка- поздравление. Знакомство с открыткой, разновидностями по форме и цветовыми решениями. Изготовление открытки с детьми при помощи трафаретов. 3. 7. Открытка для мамы. В беседе используются стихи, репродукции и песни для мамы. Рисование букета цветов на поздравительной открытке. 3. 8. Украшение горшочка. Самостоятельное рисование и украшение предмета узором. Закрепление украшения узорами разных по форме предметов. 3. 9. Дымковская уточка. Изучение узоров дымковских мастеров. Использование элементов дымковской росписи на форме уточки. Старшая группа Тематический план. Старшая группа № Раздел Кол- во занятий Форма контроля всего Практ. Теорет. 1 «Предметное рисование» 1. 1 Тема « Клоун в цирке » 1. 2 Тема « Цветы » 1. 3 Тема « Натюрморт » 1. 4 Тема « Усатый- полосатый » 1. 5 Тема « Дорисуй картинку » 1. 6 Тема « Машины » 1. 7 Тема « Профессии наших пап » 1. 8 Тема « Моя любимая игрушка » 1. 9 Тема « Космический корабль » 1. 10 Тема « Первые цветы лета » 10 8 2 Тематические выставки. Поселковые, городские, областные выставки детского рисунка Конкурсы детского рисунка 2 «Сюжетное рисование» 2. 1 Тема « Здравствуй, детский сад » 2. 2 Тема « Осеннее дерево » 2. 3 Тема « Осенний урожай » 2. 4 Тема « Фруктовый сад » 2. 5 Тема « Натюрморт на столе » 2. 6 Тема « Мой дом » 2. 7 Тема « Гномик в лесу » 2. 8 Тема « Дикие животные » 2. 9 Тема « Игры на улице » 2. 10 Тема « Снежная зима » 2. 11 Тема « Машины в городе » 2. 12 Тема « Наша Армия » 2. 13 Тема « Профессии наших мам » 2. 14 Тема «Весенний пейзаж» 2. 15 Тема «Жучки и паучки» 2. 16 Тема «Летнее солнышко» 1 6 14 2 Тематические выставки. Поселковые, городские, областные выставки детского рисунка 3 «Декоративное рисование» 3. 1Тема « Украшение кукольного сервиза » 3. 2 Тема « Цветы в подарок » 3. 3 Тема « Украшение на елку » 3. 4 Тема « Морозное окно » 3. 5 Тема « Подарок для мамы » 3. 6 Тема « Театральная шапочка » 3. 7 Тема « Сказочные птицы » 3. 8 Тема «Голуби мира» 3. 9 Тема «Салют» 9 7 2 Тематические выставки. Поселковые, городские, областные выставки детского рисунка Содержание программы Старшая группа Раздел 1. Предметное рисование Клоун в цирке Беседа о клоуне, как главном герое циркового представления. Выделение особенностей одежды клоуна. Закрепление рисования цветными мелками, использование яркой цветовой гаммы при рисовании циркового персонажа. Цветы Развитие воображения детей. В беседе используются стихи, музыкальное сопровождение. Закрепление умения рисовать акварельными красками, используя при рисовании цветов, разные способы. Натюрморт Знакомство с жанром живописи – натюрмортом. В беседе выделять характерные особенности предметов. 1. 4. Усатый – полосатый Рисование животных, выделяя особенности строения тела, движения. Закрепление акварельного рисования. Дорисуй картинку Развитие воображения и фантазии помогает нетрадиционное рисование – дорисовка до предмета, сюжета картины обрывка цветной бумаги. 1. 6. Машины Закрепление рисования предметов прямоугольной формы. Составление из геометрических форм – машину, трактор и другую технику. Обучение штриховки, разному нажиму на карандаш. 1. 7. Профессии наших пап Составление из геометрических форм фигуры человека. Рисование одежды человека для определенной профессии. 1. 8. Моя любимая игрушка При помощи стихов, музыки, мягких игрушек проводится беседа с детьми о любимой игрушке детей. Изучение строения игрушек животных, последовательность рисования, особенности рисования акварелью. 1. 9. Космический корабль В беседе используется презентация по теме. Развитие самостоятельности в выборе цветового решения. Итог занятия групповая выставка рисунков. 1. 10. Первые цветы лета Обсуждение красной книги цветов, выделяя весенние цветы региона. В беседе используются стихи, музыкальное сопровождение. Закрепление умения рисовать акварельными красками, используя при рисовании цветов, разные способы. Раздел 2. Сюжетное рисование 2. 1. Здравствуй, детский сад В беседе с детьми используются стихи, летние мелодии, репродукции по теме. . Рисование сюжета по летним впечатлениям, самостоятельный выбор техники исполнения рисунка. 2. 2. Осеннее дерево В беседе используются музыкальные произведения и иллюстрации худо жников по теме «Осень золотая». Выделяя особенности каждого дерева, его листву. При передачи колорита осени, использовать разные способ ы рисования( примакивания. , заливка, по мокрому. ) 2. 3. Осенний урожай Рисование сюжета сбора осеннего урожая, вывоза его с полей на транспорте. Рисование разных видов транспорта при самостоятельном выборе художественных средств. 2. 4. Фруктовый сад Обучение приемам рисования акварелью, использование двух размеров кистей. Воспитание уважение к труду человека. 2. 5. Натюрморт на столе Изучения вида живописи – натюрморт. Во время беседы – чтение стихов, просматривание натюрмортов известных художников. 2. 6. Мой дом Закрепление рисования предметов прямоугольной формы, деление ее на равные отрезки. Составление композиционного рисунка с добавлением окружающего пространства. 2. 7. Гномик в лесу Предварительное чтение сказок. Обсуждение необычности костюма гномиков, пропорции фигуры, красочности сказочного персонажа. Закрепление техники рисования гуашью. 2. 8. Дикие животные Просматривания презентации по теме животных, разделение на категории: домашние и дикие. Поэтапное рисование животного с использованием акварельных красок в технике по- сырому. 2. 9. Игры на улице В беседе по иллюстрациям художников вспомнить игры и развлечения детей на открытом воздухе. Закрепление рисования фигуры человека в движении. 2. 10. Снежная зима Стихи, репродукции и музыка по теме в обсуждении с детьми помогает в ра скрытии снежной зимы. Закрепление рисования гуашевыми красками, с приоритетным использованием палитры для получения дополнительных цветов и оттенков. 2. 11. Машины в городе Продолжение знакомства с разными видами машин в городе. Последовательное рисование спец. машин в городе. Свободный выбор технических средств. 2. 12. Наша Армия В беседе используются стихи, музыка и репродукции по теме. Показать презентацию «Воин России». Составлении открытки – поздравления. 2. 13. Профессии наших мам Обсуждение стихотворения «Кем быть». Закрепление рисования фигуры человека в одежде, соответствующей определенной профессии. 2. 14. Весенний пейзаж Презентация по теме «Весенняя капель». Стихи и мелодии по теме во время обсуждения темы, колорита весеннего пейзажа. Рисование в смешанной технике: акварель, восковые мелки. 2. 15. Жучки и паучки Рисование насекомых, после обсуждение и просматривания презентации по теме. Освоение новой техники нетрадиционного рисования – монотипия. 2. 16. Летнее солнышко Закрепление рисования акварелью. Создание летнего дня при помощи ярких, солнечных цветов. Раздел 3. Декоративное рисование 3. 1. Украшение кукольного сервиза Проведение игрового момента при составлении узоров на предметах разных форм. Самос тоятельное украшение сервиза для кукол разными элементами узора. 3. 2. Цветы в подарок В беседе используются стихи, репродукции и песни для мамы. Рисование букета цветов на поздравительной открытке. 3. 3. Украшение на елку При подготовки детей к новому году, рассматривание разных новогодних украшений для елк и. Изготовление разноцветных гирлянд для елки, путем чередования цвета и формы. 3. 4. Морозное окно В беседе использование музыки, стихов новогодней направленности. Применяется новый метод нетрадиционного рисования – рисование свечой. Сохраняется на протяжении всего занятия новогоднее настроение. 3. 5. Подарок для мамы Стихи и мелодии посвященные мамам проходят через все занятие. Изготавливается подарок для мамы нетрадиционным способом рисования – набрызгом по трафарету. 3. 6. Театральная шапочка Просмотр театрального представления побуждает детей изготовить маски для своей сказки. Рисование на картоне при помощи гуашевых красок. 3. 7. Сказочные птицы Птицы счастья на занятии в презентации «Волшебные птицы». Последовательность рисования и красочность птицы при рисовании на стекле. Закрепление рисования восковыми мелками. 3. 8. Голуби мира Праздничное рисование голубей мира для оформления группы. Использование симметричного вырезание, гуашевых красок и палитры для получения оттенков цвета. 3. 9. Салют В беседе использовать видео- презентацию по теме. Рисование нетрадиционное свечой и акварелью. Подготовительная группа Тематический план. Подготовительная группа № Раздел Кол- во занятий Форма контроля всего Практ. Теорет. 1 «Предметное рисование» 1. 1 Тема « Подарок » 1. 2 Тема « Осенний лист » 1. 3 Тема « Осеннее дерево » 1. 4 Тема « Дорисуй картинку » 1. 5 Тема « Ваза на столе » 1. 6 Тема « Мой дом » 1. 7 Тема « Мое любимое животное » 1. 8 Тема « Елочное украшение » 1. 9 Тема « Новогодний сувенир » 1. 10 Тема « Новогодняя елка » 1. 11 Тема « Елка в лесу » 1. 12 Тема «Дорисуй картинку» 1. 13 Тема «Самолеты» 1. 14 тема «Корабли» 1. 15 Тема «Моя игрушка» 1. 16 Тема «Мягкая игрушка» 1. 17 Тема «Театральный костюм» 1. 18 Тема « Жар птица» 1. 19 Тема «Космический корабль» 1. 20 Тема «Цветы весны» 1. 21 Тема «Сказочный замок 21 19 2 Тематические выставки. Поселковые, городские, областные выставки детского рисунка Конкурсы детского рисунка 2 «Сюжетное рисование» 2. 1 Тема « Здравствуй, детский сад » 2. 2 Тема « Клоун » 2. 3 Тема « Автопортрет » 2. 4 Тема « Летние цветы » 2. 5 Тема « До свидания лето » 2. 6 Тема « Фруктовый сад » 2. 7 Тема « Ваза с фруктами » 2. 8 Тема « Что мы любим рисовать » 2. 9 Тема « Широка страна моя родная » 2. 10 Тема « Портрет мамы » 2. 11 Тема « Домашние животные » 2. 12 Тема « Снегири » 2. 13 Тема « Звери в лесу » 2. 14 Тема «Зимние игры» 2. 15 Тема «Что мы любим рисовать» 2. 16 Тема «Новый год в детском саду» 2. 17 Тема «Зимний пейзаж» 2. 18 Тема «Машины в городе» 2. 19 Тема «Что мы любим рисовать» 2. 20 Тема «Солдат России» 2. 21 Тема «Защитники Отечества» 2. 22 Тема «Знакомые профессии» 2. 23 Тема «Кем быть» 2. 24 Тема «Наши мамы» 2. 25 Тема «Все работы хороши, выбирай на вкус» 2. 26 Тема «Моя семья» 2. 27 Тема «Перелетные птицы» 2. 28 Тема « Летний пейзаж» 28 26 2 Тематические выставки. Поселковые, городские, областные выставки детского рисунка 3 «Декоративное рисование» 3. 1Тема « Украшение посуд ы( хохлома) » 3. 2 Тема « Украшение тарелочк и( гжель) » 3. 3 Тема « Узоры на скатерти » 3. 4 Тема « Дымковская барышня » 3. 5 Тема « Семеновская матрешка » 3. 6 Тема « Театральная маска » 3. 7 Тема « Весеннее настроение » 3. 8 Тема «Цветы лета» 3. 9 Тема «Украшение платка» 9 7 2 Тематические выставки. Поселковые, городские, областные выставки детского рисунка 4 «Нетрадиционное рисование» 4. 1 Тема «Осенний пейзаж» 4. 2 Тема «Натюрморт» 4. 3 Тема «Узоры на окне» 4. 4 Тема «Подарок для мамы» 4. 5 Тема «Космическое путешествие» 4. 6 Тема «Салют» 4. 7 Тема «Бабочк и( монотипия) 7 6 1 Выставки групповые, подарки к праздникам. Содержание программы Подготовительная группа Раздел 1. Предметное рисование Подарок Рисов ание эскиза подарка. Использование в рисунке любого художественного материала на выбор детей. Осенний лист В беседе закрепление знаний колорита осени, строение и принадлежность к породам деревьев листа. Использование при закрашивание листа акварель способом заливки. Осеннее дерево Закрепление рисования разных пород деревьев в осеннем наряде. Использование в беседе презентации «Золотая осень», картин известных русских художников. Дорисуй картинку Закрепление рисования сюжетного рисунка при помощи дорисовки наклеенного лоскутного предмета из цветной бумаги. Занятие способствует развитию творческого воображения. 1. 5. Ваза на столе Продолжить з накомство с жанром живописи – натюрмортом. В беседе выделять характерные особенности предметов. Самостоятельный выбор художественного материала рисования. 1. 6. Мой дом Закрепление рисования предметов прямоугольной формы, деление ее на равные отрезки. Составление композиционного рисунка с добавлением окружающего пространства. 1. 7. Мое любимое животное Рисование животных, выделяя особенности строения тела, движения. Закрепление акварельного рисования в технике по- сырому. 1. 8. Елочное украшение При подготовке детей к новому году, рассматривание разных новогодних украшений для елки. Изготовление разноцветных гирлянд для елки, путем чередования цвета и формы. 1. 9. Новогодний сувенир Рисование эскиза новогоднего сувенира. Использование в рисунке любого художественного материала на выбор детей. 1. 10. Новогодняя елка В беседе с детьми используются стихи и репродукции по теме новогодней елки. При показе изображение елки рисуется несколькими способами. По желанию детей наряд на елку выполняется другими художественными материалами, чем сама елка. Используется смешанная техника рисования. 1. 11. Елка в лесу Обращается внимание детей на окружение елки в лесу, вместо новогоднего наряда, елка украшается снегом. Использование в рисовании палитру, для получения разных оттенков снега. . Дорисуй картинку Закрепл ение превращения узнаваемого предмета при помощи дорисовки наклеенного лоскутного предмета из цветной бумаги. Занятие способствует развитию творческого воображения. Самолеты Изучение формы и строения самолетов разных видов( гражданские, военные, спортивные) . Закрепление рисования цветными карандашами, использование разного нажима на карандаш. Корабли Изу чение формы и строения кораблей разных видов( гражданские, военные, спортивные) . Рисование акварелью с применением палитры и белил. 1. 15. Моя игрушка При помощи стихов, музыки, мягких игрушек проводится беседа с детьми о любимой игрушке детей. Изучение строения игрушек животных, последовательность рисования, особенности рисования акварелью. 1. 16. Мягкая игрушка Для объяснения строения и цвета используются мягкие игрушки для каждого ребенка. Поэтапно рисуются несколько игрушек вместе с детьми на стеклянной доске. 1. 17. Театральный костюм Вспоминая театральную неделю, разрабатываются вместе с детьми эскизы детских театральных костюмов. 1. 18. Жар птица Птицы счастья на занятии в презентации «Жар птица ». Последовательность рисования и красочность птицы при рисовании на стекле. Закрепление рисования восковыми мелками. 1. 19. Космический корабль В беседе используется презентация по теме. Развитие самостоятельности в выборе цветового решения. Итог занятия групповая выставка рисунков. 1. 20. Цветы весны Обсуждение красной книги цветов, выдел яя весенние цветы реги она. В беседе используются стихи, музыкальное сопровождение. Закрепление умения рисовать акварельными красками, используя при рисовании цветов, разные способы. 1. 21. Сказочный замок Во время просматривания видео сказки проводится обсуждение сказочных замков. Вместе с детьми при помощи аппликации украшается простое здание дворцовыми элементами. Раздел 2. Сюжетное рисование 2. 1. Здравствуй, детский сад В беседе с детьми используются стихи, летние мелодии, репродукции по теме. . Рисование сюжета по летним впечатлениям, самостоятельный выбор техники исполнения рисунка. 2. 2. Клоун Беседа о клоуне, как главном герое циркового представления. Выделение особенностей одежды клоуна. Закрепление рисования цветными мелками, использование яркой цветовой гаммы при рисовании циркового персонажа. 2. 3. Автопортрет Закрепление темы портрета, рисование автопортрета на большом формате восковыми мелками. 2. 4. Летние цветы Развитие воображения детей. В беседе используются стихи, музыкальное сопровождение. Закрепление умения рисовать акварельными красками, используя при рисовании цветов, разные способы. 2. 5. До свидания лето В беседе используются музыкальные произведения и иллюстрации художников по теме «Осень золотая». Выделяя особенности каждого дерева, его листву. При передачи колорита осени, использовать разные способы рисования( примакивания. , заливка, по мокрому. ) 2. 6. Фруктовый сад Обучение приемам рисования акварелью, использование двух размеров кистей. Воспитание уважение к труду человека. 2. 7. Ваза с фруктами Продолжить знакомство с видом живописи – натюрморт ом. Во время беседы – чтение стихов, просматривание натюрмортов известных художников 2. 8. Что мы любим рисовать Развитие способностей детей рисовать по воображению. Закрепляются техники рисования пастельными мелками и акварелью. Добиваться при помощи цвета красочности рисунка. 2. 9. Широка страна моя родная В беседе использование презентации «Моя Россия». Свободный выбор техники выполнения рисунка и сюжета для рисования. 2. 10. Портрет мамы Беседа о жанр е живописи – портрет. Закрепление умений изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования. Изучение особенностей техники рисования пастели смешивания цвета, растушевка цвета, тонировка цветом. Итог занятия групповая выставка рисунков. 2. 11. Домашние животные Просматривания презентации по теме животных, разделение на категории: домашние и дикие. Поэтапное рисование животного с использованием акварельных красок в технике по- сырому. 2. 12. Снегири Птицы зимы на заняти и в презентации «Снегири ». Последовательность рисования и красочность птицы при рисовании на стекле. Закрепл ение рисования гуашевыми красками. 2. 13. Звери в лесу Закрепление понятия дикие и домашние животные. Просматривания презентации по теме животных. Поэтапное рисование животного с использованием акварельных красок в технике по- сырому. 2. 14. Зимние игры В беседе по иллюстрациям художников вспомнить игры и развлечения детей на открытом воздухе. Закрепление рисования фигуры человека в движении. 2. 15. Что мы любим рисовать Развивать способность детей рисовать по воображению. Закрепляются техники рисования пастельными мелками и карандашами. Добиваться при помощи цвета красочности рисунка. 2. 16. Новый год в детском саду Итоговое занятие по теме «Новый год». В беседе стихи, песни, предыдущие рисунке детей по этой теме. Самостоятельный выбор сюжета и художественного материала. 2. 17. Зимний пейзаж Беседа об особенностях зимнего пейзажа. Совершенствуются умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. 2. 18. Машины в городе Продолжение знакомства с разными видами машин в городе. Последовательное рисование спец. машин в городе. Свободный выбор технических средств. 2. 19. Что мы любим рисовать Развивать способность детей рисовать по воображению. Закрепляются техники рисования пастельными мелками и акварелью. Добиваться при помощи цвета красочности рисунка. 2. 20. Солдат России В беседе используются стихи, музыка и репродукции по теме. Показать презентацию «Воин России». Составлении открытки – поздравления. 2. 21. Защитники Отечества Использование в беседе презентацию о родах войск, стихи, музыка и репродукции по теме. Составлении открытки – поздравления. 2. 22. Знакомые профессии Составление из геометрических форм фигуры человека. Рисование одежды человека для определенной профессии. 2. 23. Кем быть Обсуждение стихотворения «Кем быть». Закрепление рисования фигуры человека в одежде, соответствующей определенной профессии. 2. 24. Наши мамы Изучение фигуры человека, соблюдение пропорций при рисовании. Использование ярких, чистых цветов при рисовании образа мамы. 2. 25. Все работы хороши, выбирай на вкус В беседе использования иллюстраций по теме профессии. Обсуждение сюжета при выборе той или иной профессии. 2. 26. Моя семья Провести сравнение строения и портретного изображения при рисовании возрастного портрета членов семьи. Использование аппликаций при составлении портретных характеристик. 2. 27. Перелетные птицы Закрепление понятия перелетные птицы. При помощи иллюстраций разделение категорий с детьми. Поэтапное рисование на доске с детьми с добавлением окружения той или иной птицы. 2. 28. Летний пейзаж През ентация по теме «Лето ». Стихи и мелодии по теме во время обс уждения темы, колорита летнего пейзажа. Рисование в смешанной технике: акварель, восковые мелки. Раздел 3. Декоративное рисование 3. 1. Украше ние посуд ы( хохлома) Закрепление элементов росписи хохломы при рисовании посуды. 3. 2. Украшение тарелочк и( гжель) Изучение народного промысла гжели, особенностей росписи. 3. 3. Узоры на скатерти Размещение элементов декоративного узора в квадрате. Составление при помощи аппликации вместе с детьми декоративного украшения. 3. 4. Дымковская барышня В беседе использование презентации «Дымковская барышня». Закрепление рисования гуашевыми красками, использования в работе двух размеров кистей. 3. 5. Семеновская матрешка Знакомство с симметрией предметов. Обводка одной части матрешки с переворотом, для получения полного изображения. Сравнение при рисовании украшений на матрешке с другими узорами народных промыслов. 3. 6. Театральная маска Для проведения театрального представления детьми самостоятельно рисуются маски. Рисование на картоне при помощи гуашевых красок. 3. 7. Весеннее настроение Украшение на выбор разных фигур птиц, использование элементов одного из народных промыслов. Составление узоров на фигуре при помощи фломастеров и восковых мелков. 3. 8. Цветы лета Самостоятельный выбор художественного материала при рисовании летних цветов. Создание коллективной работы для выставке в группе. 3. 9. Украшение платка Знакомство с Павло- п асадскими платками, презентация по теме. Проведение игрового момента при составлении из элементов узо ров на форм е квадрата. Самостоятель ное украшение разными элементами Павло- пасадского узора. Раздел 4. Нетрадиционное рисование 4. 1. Осенний пейзаж Беседа об особенностях осеннего пейзажа. Совершенствуются умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Заливка рисунка проводится по мокрому листу бумаге, с предворительным рисунком цветными мелками. 4. 2. Натюрморт Закрепление жанра натюрморта проводится при помощи нетрадиционного рисования – закрашивания при помощи тычка. 4. 3. Узоры на окне В беседе использование музыки, стихов новогодней направленности. Применяется новый метод нетрадиционного рисования – рисование свечой. Сохраняется на протяжении всего занятия новогоднее настроение. 4. 4. Подарок для мамы Стихи и мелодии посвященные мамам проходят через все занятие. Изготавливается подарок для мамы нетрадиционным способом рисования – набрызгом по трафарету. 4. 5 Космическое путешествие В беседе используются иллюстрации по теме «Космос». Рисование проводится при помощи нетрадиционного рисования – граттаж. 4. 6. Салют В беседе использовать видео- презентацию по теме «Праздничный салют». Рисование нетрадиционное: свечой и акварелью. 4. 7. Бабочк и( монотипия) Закрепление одного из видов рисования – монотипия. Использование в работе палитры и разноцветность акварели. Ключевые слова Граттаж Монотипия Набрызг Заливка по- сырому СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа( 5- 6 лет) , . Методическое пособи е[ Текст] / Комарова Т. С. - Москва: «Наши книги», 2013. - 180 с. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий[ Текст] / Казакова Р. Г. - М. : ТЦ «Сфера», 2008, - с. 156 Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. [ Текст] / Цквитария Т. А. – ТЦ «Сфера», 2011, - с. 122 Казакова Р. Г. Смотрим и рисуем. Методическое пособие. [ Текст] / Казакова Р. Г. - М. : ТЦ «Сфера», 2013, - с. 125 Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа( 5- 6 лет) , . Методическое пособи е[ Текст] / Комарова Т. С. - Москва: « Наши книги», 2013. - 18 0 с. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». [ Текст] / Лыкова И. А. – М. : «Карапуз- дидактика», 2011. - с. 54 Яковлева Т. Н. Ж ивопись. Методическое пособие. [ Текст] / Яковлева Т. Н. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – с. 65 Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: планирование. Конспекты занятий[ Текст] / Казакова Р. Г. - М. : ТЦ «Сфера», 2006, - с. 125