НОД по приобщению к русским традициям
Документы для скачивания
Конспект непосредственной образовательной деятельности по знакомству с бытом и традициями русского народа( средняя группа) Составила: Козионова Е. А. «В гостях у Марьи Искусницы». Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси. Задачи: 1. Обогатить и активизировать речь детей словами: изба, лоскутное одеяло, горница, самовар, самотканая дорожка, пряжа, веретено, прялка, люлька, рушник, кувшин, молочник, конёк. 2. Познакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре, бытом и творчеством крестьян. 3. Развивать знания о декоративно- прикладном творчестве. 4. Развивать знания, умения и навыки в фольклорном искусстве России. 5. Закрепить знания и умения работать с соленым тестом. 6. Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям. Предварительная работа с детьми: чтение русских народных сказок, прослушивание русской народной музыки, разучивание колыбельной, знакомство с некоторыми народными предметами быта, знакомство с внешним строением русской избы. Предварительная работа по подготовке занятия воспитателями и родителями: - оформление" горницы русской избы" предметами русского народного творчества и быта( дорожка, коромысло, ведра, короб, корзина, сито, маслобойка, скалка, молочник, кувшин, стаканы и рюмки с хохломской росписью, жостовский поднос, самовар, шкатулки, оренбургские платки, вязаные платки, подзоры, занавески с вышивкой, рушники и многое др. ) ; - изготовление люльки, лоскутного одеяльца, прялки; рисование русской печи, крыльца( вход в избу) . Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки, пряжа, соленое тесто, предметы кухонной утвари, предметы быта, столы для творческой работы, стол для" гостей" , скамьи, народный женский костюм. Ход: Воспитатель: - Мы живем в России. Раньше наша родина называлась Русь. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Марье Искуснице и посмотрим, как жили люди давным- давно, когда не было ещё ваших мам, пап и даже бабушек и дедушек. - Ребята, когда мы приходим в гости или к нам приходят гости, что мы с вами не забываем сказать? ( Здравствуйте! ) - А что означает слово «Здравствуйте»? ( Ответы детей) - Здравствуйте от слова «здравие»- «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься. А еще люди, когда заходили в дом помимо того, что здоровались, кланялись, приветствуя дом и хозяев, которые там живут. Давайте пройдем в дом, не забудем поклониться и поздороваться. ( Дети входят в импровизированные двери в горницу. ) Марья Искусница: - Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Проходите, посмотрите. Ребята сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе. Если мы хотим кого- то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро, от души С уважением большим То гостей таких встречаем Круглым, пышным караваем! Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим! Хозяйка с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб- сол ь - А вы помните, что такое изба? Правильно, это дом построенный из дерева. - Сегодня я вам расскажу про моё житиё- бытиё, как на Руси- матушке жили- поживали. Проходите, на лавочки садитесь. ( Дети садятся. ) - Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила? ( В комнату, в спальню. ) - Правильно! В комнату, но раньше комната называлась горницей. Посмотрите сколько необычных вещей здесь. А может какие- нибудь предметы вам уже знакомы? ( Ребята называют знакомые предметы: кувшин, молочник, самовар, прялка, веретено, пряжа. ) - Посмотрите, ребята, что это лежит у меня на полу? ( Коврики) - Такой длинный коврик в старину называли половиком или дорожкой. Раньше женщины сами вязали крючком или ткали на специальных станках дорожки. Посмотрите, какие они красивые, в полоску и с узорами! - Как вы думаете, а для чего испол ьзовали половики? ( Ответы детей) - Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами. Воспитатель: - Марья Искусница, а кто это у вас в люльке плачет? Марья Искусница: - Сыночек мой. Воспитатель: - Наверное надо младенцу поправить одеяльце. - Ребята, посмотрите, каким красивым одеялом укрыт малыш. А чем оно необычно? ( Ответы детей. ) - Правильно, оно сшито из маленьких тряпочек- лоскутков, и поэтому оно называется лоскутным. Марья Искусница: Ребята, а давайте споём младенцу колыбельную, чтобы крепче ему спалось: Баю- баюшки, баю. Не ложися на краю, С краю свалишься, Напугаешься. Придет серенький волчок, И утащит во лесок. ( Дети встают и поют колыбельную, в руках п окачивая воображаемого младенца) - Спасибо, вам ребятушки, помогли усыпить моего сыночка. Марья Искусница: Ребята, а как вы думаете, что самым главным было в избе? ( Ответ ы детей) - Правильно, это печка. Её ласково на Руси называли «кормилицей», «барыней». - А почему же печь была главной в избе? ( Ответы детей) - С печью был связан весь быт человека. Печь не только согревала дом, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. На печи можно было и спать. Правый угол назывался «бабий кут». Там командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой, левый от печи угол, назывался «красный», т. е. красивый. Здесь стояли стол, скамейки. Это было особое место для гостей. Вы сегодня у меня в гостях и поэтому сидите в красном углу. Марья Искусница: Русский народ всегда славился своим гостеприимством: «Умей в гости звать, умей и угощать». - Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, что было самым главным на столе: У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит, И как зеркало блестит. ( Самовар. ) - На столе в избе всегда стоял горячий самовар. А традиционным угощением к чаю были сушки, бублики, сухарики, крендельки. Я очень вас ждала в гости. Истопила печь, замесила тесто, а испечь ничего не успела. Поможете мне бублики слепить? А потом и чай попьём. Пойдемте в мой угол – бабий кут. ( Ребята встают из- за с тола и идут к «кухонному» столу) - Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем взять тесто в руки? ( Вымыть руки) - Я люблю чистоту. Ведь у хозяйки всегда должно быть все чисто и аккуратно. Подходите по одному ко мне, и я вам из кувшина полью на руки. Руки вытирать вы будете не просто полотенцем, а рушником. Так раньше называли полотенце, посмотрите какое оно длинное и красивое, с вышивкой, чтобы не только руки стали чистыми, но мысли ваши. ( Дети моют руки, воспитатель помогает орган изовать процесс Марье Искуснице) - Давайте разомнем наши пальчики перед работой. Физкультминутка « Бублички »: Лепим мы бублички, ( Дети изображают, как лепят – ладошка об ладошку) Круглые, как л ичики. ( Ладошки подносят к лицу) Получили из печи( Руки в ыставляют вперед ладошками верх) Вкусные бублички! - А теперь я вам покажу, как лепить бублики, и вы их сделаете сами. ( Марья Искусница лепит бублик, кладет его на противень перед ребятами и потом выдает по кусочку соленого теста ребятам. Дети раскатывают колбаску, сворачивают её в колечко. Затем укладывают бублики на противень, а М арья Искусница кладет их в печь) - Ой, какие молодцы, все постарались. Давайте помоем руки. Ребята вы помните, из чего я вам на руки буду поливать? ( Из кувшина) - А чем руки будете вытирать? ( Рушником) ( Затем дети моют руки и вытирают их рушником) Воспитатель: Пока наши бублики пекутся, давайте покажем Марье Искуснице, как мы умеем танцевать. На Руси люди любили в свободное время играть в игры, играть на музыкальных инструментах( балалайках, гармони, свистульках, бубнах, дудочках) , петь русские народные песни, водить хороводы и просто танцевать. ( Дети с Марьей Искусницей танцуют под русскую народную музыку. Потом один мальчик танцует в пр исядку, а дети хлопают в ладоши) Марья Искусница: Как вы хорошо танцуете! А Максимка то один танцевал, да как лихо. Такой танец на Руси называется «Трепак», когда один мужчина танцует перед всеми и заводит народ танцевать. - Ой, я совсем забыла про наши бублики. ( Достаёт противень уже с настоящими бубликами) . - А какие они у нас румяные получились! Угощайтесь, гости дорогие! ( Раздает детям) Воспитатель: Спасибо, Марья Искусница, за прием, за угощение, нам очень у тебя понравилось! Марья Искусница: Приходите ещё, всегда вам рада!
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте скажем, друг другу « Здравствуй» и улыбнёмся друг другу. Воспитатель: Наши умные головки. Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся. Звучит песня из мультфильма по сказке «Колобок» Воспитатель: О ком эта песенка? ( ответы детей) ( появляется анимационная картинка- колобок) Он по коробу скребён, По сусеку он метен, У него румяный бок. Ктоже это? Дети- Колобок! Воспитатель: Колобку стыть бы на окошке, Но решил он: «Убегу, погуляю я в лесу немножко! » Убежал колобок от дедушки и бабушки, да и заблудился. Хочет вернуться домой, а идти ему через лес. В лесу живут звери. Один, он идти боится. Проводим его домой к дедушке и бабушке? ( дети отвечают) Тогда, ребятки, мы отправляемся в путь. Мы к лесной полянке вышли, ( ходьба друг за другом высоко поднимая колени) Поднимайте ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Воспитатель: — Посмотрите, ребятки, кто нас встречает? ( Ёжик) ( дети отвечают) Правильно, это ёжик. Он нас не пропустит, если мы не выполним его задание( карточки с изображением животных) Нужно, каждого животного поселить в свой домик. А, какие бывают животные? ( дети отвечают) Воспитатель: Правильно, молодцы, домашние и дикие. - Где живут дикие животные? - Почему кошку, собаку, корову, лошадь называют домашними животными? ( Дети по очереди выполняют задание) Воспитатель: Вы очень быстро справились! Мы можем идти дальше. Мы к лесной полянке вышли, ( ходьба друг за другом высоко поднимая колени) Поднимайте ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Воспитатель: Посмотрите, а здесь кто нас встречает? ( дети – лиса) - Правильно, лисичка- сестричка. У неё в саду и огороде выросло много овощей и фруктов. Она просит нас разложить их по корзинкам, а то они все перепутались. ( Дети выполняют задание) Воспитатель: Вы отлично справились! Пойдёмте, ребята, дальше. Мы к лесной полянке вышли, ( ходьба под музыку друг за другом высоко поднимая колени) Поднимайте ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Воспитатель: Смотрите, кто- то спрятался за кочкой. Кто же это? ( дети- заяц) Воспитатель: Верно, заяц Ему тоже нужна наша помочь. Зайчик просит нас собрать разрезные картинки, которые он перепутал. ( Дети садятся за стол и выполняют задание) Воспитатель: ( говорит за зайца) Спасибо! Вы меня выручили! Воспитатель: Играй зайка аккуратно, картинки больше не путай, а мы можем идти дальше. Мы к лесной полянке вышли, Поднимайте ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. ( открывается мультимедийная анимационная картинка медведя) Воспитатель: А вот и батюшка медведь! Подождите, медведь, не ревите. Объясните, чего Вы хотите? - Ребята, как вы думаете, почему медведюшка так горько плачет? Ах, вот в чём дело! Он собрался идти в лес за малиной, и ему нужны только красные вёдра. Помогите выбрать из разноцветных ведер только красные ведёрки. ( Дети располагаются вокруг стола) На столах у каждого ребёнка наборы из 6 ведёрок разного цвета. Два из них – красного. Дети находят ведра красного цвета и относят их медведю. ( открывается анимационная картинка- медведь пляшет и улыбается) Воспитатель: Посмотрите, дети, как радуется Миша – медведь. Теперь он может идти в лес за ягодами? А почему? ( рассуждения детей) Воспитатель голосом медведя: Молодцы, ребята, спасибо за помощь! Можете идти дальше. Воспитатель: Мы к лесной полянке вышли, Поднимайте ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Воспитатель: Смотрите, а вот и домик бабушки и дедушки. Колобок: Спасибо, вам, ребята, за то, что помогли мне вернуться домой. Я больше не буду убегать от дедушки и бабушки! Воспитатель: Колобок, пойдём с нами на прогулку, и ребята слепят тебе друзей, колобков. Дети собирают картинки. Воспитатель: Играй зайка аккуратно, картинки больше не путай, а мы можем идти дальше. Мы к лесной полянке вышли, Поднимайте ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. ( открывается мультимедийная анимационная картинка медведя) Воспитатель: А вот и батюшка медведь! Подождите, медведь, не ревите. Объясните, чего Вы хотите? - Ребята, к ак вы думаете, почему медведь так горько плачет? Ах, вот в чём дело! Он собрался идти в лес за малиной, и ему нужны только красные вёдра. Помогите выбрать из разноцветных ведер только красные ведёрки. ( Дети располагаются вокруг стола) На столах у каждого ребёнка наборы из 6 ведёрок разного цвета. Два из них – красного. Дети находят ведра красного цвета и относят их медведю. ( открывается анимационная картинка- медведь пляшет и улыбается) Воспитатель: Посмотрите, дети, как радуется Миша – медведь. Теперь он может идти в лес за ягодами? А почему? ( рассуждения детей) Воспитатель голосом медведя: Молодцы, ребята, спасибо за помощь! Можете идти дальше. Воспитатель: Мы к лесной полянке вышли, Поднимайте ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Воспитатель: Смотрите, а вот и домик бабушки и дедушки. Колобок: Спасибо, вам, ребята, за то, что помогли мне вернуться домой. Я больше не буду убегать от дедушки и бабушки! Воспитатель: Ах, как рад к ол обок, что вы ему помогли. Давайте порадуемся вместе с ним и станцуем