Конспект коррекционно- развивающего занятия по познавательному и эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста «СТРАНА ЭМОЦИЙ»

Опубликовано: 14:56:05 25-03-2018

Автор: Горягина Вера Анатольевна

Цель: эмоциональное и познавательное развитие детей старшего  дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;
- Развивать эмоциональную сферу, кинестетическую чувствительность, творческое воображение, умение фантазировать, размышлять, самостоятельно делать выводы, развивать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи;
- Развивать психические процессы, самостоятельно делать умозаключения, формировать знания об окружающем мире.             - Учить детей самостоятельно рисовать на песке замки и украшать их разноцветными камешками;
- Познакомить детей со способами избавления от страха;
- Воспитывать доброжелательное отношение к другим.
Оборудование и материалы: 
оформление музыкального зала - деревья, цветы, озеро, река, ковер, сухой душ, капельки дождя с изображением эмоций, аквариум с замком из песка, стаканчики с водой, семена, тарелочки с песком, разноцветные камешки, тёмные воздушные шарики, музыка: релаксационная, звуки водопада, мультимедийная презентация, клубок ниток, карточки «четвертый лишний».
Количество участников: 6 человек.
Возраст детей: 5- 6 лет
Методические приемы: 
Словесный - беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный: слайды, картинки «четвертый лишний».
Стимулирования - создание мотивации, поощрение.

Игровой: игра с препятствиями.
Музыкальное сопровождение: звуки природы.

Ход занятия:

Психолог:
В детском саду - новый день,
Всем мы скажем: «Добрый день».
Добрый день тебе и мне,
Всем мы скажем на Земле.
Психолог:
- Дети, а какое у вас сегодня настроение? Очень хорошо, что настроение у вас радостное - посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поделимся с ними частичкой хорошего настроения. (Дети дуют на ладошки). А каким еще бывает настроение?
- Давайте вспомним и покажем, как меняется выражение лица:
Когда нам грустно - мы делаем так.
Когда мы удивлены - делаем вот так.
Когда мы напуганы - мы вот такие.
Когда мы злимся - мы уже такие.
А когда радуемся - то вот такие.
- А что нам может испортить настроение? (Болезни, плохая погода, страх, обида.)
- А нужно ли бороться с плохим настроением? А как это можно сделать? (Всем вместе, потому что вместе веселее, а одному трудно.)
- Как люди могут объединиться? (Взяться за руки, встать рядом.)
- Я хочу вам кое-что предложить. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться.
Тот, кому он в руки попадет,
Доброе слово всем пусть назовет.


Упражнение «Волшебный клубочек»
Цель: формирование эмпатии, визуализации невидимой связи между людьми.
(Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.)
- Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас?
- Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.
- Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций - королевство Злости, в котором правит колдунья Злорада. Именно она и ее помощники пытаются сделать наши сердца каменными. Они посылают нам страхи, обиды, плохое настроение, безразличие. Поэтому я приглашаю вас в путешествие в Королевство Злорады. В нашем мире всегда есть люди, которые способны победить Злораду, разрушить ее королевство Злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому королевства непростая. Нам нужно выдержать немало препятствий, но мы будем друг другу помогать. А путешествовать мы будем на ковре, который умеет летать.
Упражнение «Летучий ковер»
Цель: развивать чувство единства группы, уверенности в ситуации физического сближения.
- Дети, становится на ковер, возьмитесь за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть во время полета (звучит релаксационная музыка). 
- Закрывайте глаза, и представьте, как мы летим высоко в небе, над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, летим над облаками. Поддерживайте товарищей. Вот мы и приземлились в королевстве Злости. Открывайте глаза.
- Нам нужно дойти до ее замка. Но прежде чем продолжать наше путешествие нужно проверить не приготовила или она какие-либо неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы Злорада нас не заметила.
- Как вы думаете, в кого нам нужно превратиться, чтобы нас не заметили? (В дерево, животных, цветы.)
- Давайте попробуем замаскироваться. (Дети маскируются, а один ребенок угадывает).
Упражнение «Превращение»
Цель: развитие воображения, внимания, умений превращаться.
- Молодцы, Злорада нас не заметила. Но что это за письмо на нашем пути? Давайте его попробуем прочитать. Как вы думаете, что это может означать? Итак, чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание.
Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: развивать психические процессы, самостоятельно делать умозаключения, формировать знания об окружающем мире. Психолог раздает детям картинки к которых необходимо определить лишний предмет и каждый выполняет свое задание.
(Звучит музыка водопада)
- А сейчас  давайте подойдем к этому цветному водопаду и пройдем через него.
Упражнение «Сухой дождь»
Цель: снять мышечное напряжение, учить детей согласовывать свои действия со сверстниками, формировать эмоциональный позитив, эмпатии.
- Какого цвета струи воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струями воды. (Дети рассказывают про свои чувства, впечатления).
- Дети, а что это у водопада? (водяные капельки). Давайте соберем капельки.
Упражнение «Капелька дождя»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображением.
- Что чувствует твоя капелька?
- Ой, дети, кажется водопад этот не простой, а клеевой. И вместо водички из него льется... .. (клей). Мы все склеились. (Дети держат друг друга за руку). Но у нас нет времени ждать, пока клей высохнет, нам надо спешить. Что же нам делать?
(Надо двигаться вместе.)
Дети переходят через препятствия не разрывая рук: проходят озеро, перепрыгивают через ручей, переступают через камни.
- Ну, вот пока мы шли, клей уже застыл и мы отклеились друг от друга.
(Звучит «страшная» музыка)
- Дети посмотрите, мы с вами пришли к какой-то пещере. Давайте посмотрим, что же там находится. Что вы чувствуете? Посмотрите, здесь что-то лежит. (Воздушные шары тёмного цвета) Как вы думаете что это? (Ответы детей)
- Злая колдунья прячет у себя в пещере детские страхи, посмотрите как их много, возможно здесь и ваш страх. Что же нам с ними делать? Возьмите шарик, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик.
Упражнение «Преодолей страх»
Цель: преодолеть страхи, стать увереннее и решительным.
- Дети, мы уничтожили наши страхи. И помогли многим детям и себе. Ведь мы теперь не боимся Злораду. А нам нужно отправляться дальше (Дети идут за психологом, психолог обращает внимание на рассыпанные семена под ногами)
- Друзья посмотрите, Злорада разбросала семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем? (Цветы печали, деревья злости, обиды.)
- Так эти деревья превратятся в страшный лес и навсегда останутся в нашем мире. Собирать их можно только парами держась за руки.
Упражнение «Собери семена»
Цель: развитие умения действовать вместе. (Дети собирают семена).
- Дети держите эти семена крепко - крепко в кулачке, чтобы не рассыпать. Хотела Злорада вырастить лес злости, но у нее ничего не получилось.
- А вот и замок Злорады.
(Психолог с детьми подходит к «замку - аквариуму», замок построен из песка. Рядом столик, на котором стоят стаканчики с разноцветной жидкостью)
- Нам осталось пройти последнее препятствие. Пусть каждый из вас высыпет семена злости в стаканчик с волшебной жидкостью. Злость превратится в добро и будет направлена против колдуньи. Возьмите стаканчики и вылейте эту жидкость на стены Замка, чтобы уничтожить Злораду.
- Мы разрушили замок Злорады. А вместо него я предлагаю вам построить волшебный замок, где царит любовь и добро. Но сначала предлагаю вам его представить.
Упражнение - релаксация «Волшебный город на земле»
- Присядьте на пенечки- стульчики, закройте глаза и попробуйте расслабиться, снять напряжение. Сядьте так, как вам будет удобно и закройте глаза. Почувствуйте, как вам становится теплее. Тепло опускается в руки. Руки расслабляются, становятся тяжелые и теплые. Дыхание свободное и равномерное. Вам дышится легко и приятно. Почувствуйте, как расслабляется спина, шея, голова, щеки, подбородок, губы. Попробуйте представить себе замок, где вам будет очень хорошо! Рассмотрите его. Какой он? Где он находится? Какие ощущения вызывает у вас этот замок?
- Запомните его цвет, аромат. Возьмите с собой его тепло. Сожмите руки в кулачки, разожмите,  сильно потянитесь вперед, вверх. И медленно открывайте глаза. Поверните голову вправо, влево, улыбнитесь.
- Как вы себя чувствуете? (ответы детей по желанию)
- Вы побывали в волшебном городе, там, где вам было приятно, хорошо, уютно. Давайте нарисуем на песке волшебный замок, который вы представили.
Упражнение «Замок из песка»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.

Психолог:

-  Перед вами тарелочки с песком, нарисуйте все то, что вы представили. А чтобы ваши замки были красивые, украсьте их разноцветными камешками.
(Дети рисуют  на песке «волшебный замок», психолог поддерживает, ободряет детей, выражает свою заинтересованность)
Психолог:
Хорошо, друзья, мы поработали,
И волшебный город все построили.
Будем теперь мы дружно жить
И только добро всем людям дарить.
Обсуждение:
- Вам понравилось рисовать на песке? Какое у вас настроение? Кто хочет рассказать о своем волшебном замке?
Психолог:
Мы в сказку пришли, чтобы Зло победить.
Чтоб всех научить, как в мире жить.
Друг друга любить и всегда уважать.

- Пора возвращаться в наш детский сад. Вставайте на наш волшебный коврик, держитесь за руки, обнимите друг друга, чтобы не упасть. Закройте глаза и полетели (звучит релаксационная музыка).
Рефлексия
- Вот и закончилась наше путешествие. Что было трудно вам выполнить? А что больше всего запомнилось и понравилось? До свидания.
Используемая литература:
1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
2. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» – М.: «Генезис», 1999 г.
3. Н.А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту - СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

Документы для скачивания:

43865_Strana emotsiy.docx
Формат: .docx

43866_Strana emotsiy.pptx
Формат: .pptx

Оставить комментарий: