Опубликовано: 17:35:50 25-03-2018
Автор: Бекренева Валентина Ивановна
Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Виды развития мелкой моторики:
- Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
- Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
- Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т. д.)
- Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).
- Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).
Массаж кистей рук:
поглаживание: совершается в разных направлениях.
растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
вибрация: нанесение частых ударов кончиками
полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер),
массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
Игры для развития мелкой моторики.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Знают люди все на свете,
Что богатство наше – дети.
Их лелеем и растим,
И стихи им посвятим.
Дети всех родней и краше,-
Это будущее наше.
Счастье детям мы хотим,
Все, что сможем, им дадим.
Пусть на солнечной планете
Вечно радуют нас всех
Деток милые улыбки
И веселый детский смех
А теперь уважаемые родители я хочу пригласить к нам в зал детей, мы сейчас все вместе поиграем.
(Дети зоходят в зал к своим родителям (звучит песенка "Дай ладошечку, моя крошечка") Родители гладят, напевая, ладошку своему ребенку и затем ребенок гладит ладошку своему родителю.
Вот мы с вами сделали раслабляющие движения для кистей рук. Теперь приступаем к массажу пальцев.
Мы поиграем в пальчиковую игру, которая называется " Моя семья"
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ДЕДУШКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – БАБУШКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ПАПОЧКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – МАМОЧКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – Я, ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ!
«ЗАСОЛКА КАПУСТЫ».
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Молодцы, здорово размяли наши пальчики и они готовы к изготовлению красивых бус для любимой мамочке.
Подойдите к своим столам обратите внимание на них лежат разнообразные фигуры и нитки, ваша задача вместе со своим ребенком нанизать фигуры на нитки, завязать нитку, сделать бусы мамочке, чьи мамы присутствуют надеть бусы себе на шею.
(Звучит спокойная музыка)
Молодцы, дети и их родители настоящие мастера.
И я предлагаю потанцевать наш любимый танец "Поплясать становись".
Документы для скачивания:
Родительское собрание "Роль пальчиковой гимнастики" Формат: .docx