a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Экологическое воспитание детей через дидактическую игру.

Автор: Воробьёва Людмила Александровна Опубликовано: 2018-03-30 13:13:04

Документы для скачивания

Экологическое воспитание детей через дидактическую игру. Материал подготовил: Воробьева Л. А. , воспитатель 1кк, МКДОУ д. с. №2 Воронежская обл. гор. Острогожск Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не просто дар «модному» направлению в педагогике, а воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Экологическое образование дошкольников необходимо, так как оно помогает развить в детях те навыки, которые крайне необходимы им для жизни в современном мире. Роль экологического воспитания дошкольников заключается в обогащении духовной сферы ребёнка, в способности сформировать у детей положительные нравственные качества через взаимодействие с природой. Значение экологического воспитания дошкольников Какова роль природы в экологическом воспитании дошкольников?   Природа – первый источник эстетического воспитания ребёнка. Наблюдая природу, дети учатся видеть, понимать и ценит её красоту. Окружающая среда является не только источником развития ума, но и средством воспитания нравственных чувств детей. Самым действенным средством для этого будут наблюдения объектов природы, участие в труде, что повышает экологическую воспитанность детей. О значении экологического воспитания детей  читайте в статье «Особенности отношения к природе детей дошкольного возраста Задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в   формирование экологического сознания, которое позволит дошкольникам выработать экологически правильное поведение. К ним можно отнести следующее: Расширение представлений о явлениях природы, правилах поведения в ней, растительном и животном мире, взаимосвязях  в природе. Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе и бережное отношение к ней. 3. Воспитать умение береж но относиться к своему здоровью. к природе и окружающему миру; 4. Формировать навыки экологически грамотного поведения как по отношению к природе, так и по отношению к окружающим людям; 5 Ф ормирование навыков наблюдений за объектами природы; 6. О своение норм поведения, формирование навыков природопользования и экономии природных ресурсов; 7. Ф ормирование желания у ребенка сохранять природные ресурсы и оказывать природе посильную помощь, которая на сегодняшний день необходима. Все это ложится на плечи родителей, которые должны помочь малышу сориентироваться во взглядах на окружающий мир. Все задачи и цели экологического воспитания детей дошкольного возраста решаются в повседневной жизни в процессе наблюдений, выездов на природу, работе на приусадебных, дачных участках, во время рассказывания и чтения художественных произведений, просмотра телепередач, художественных,   документальных, учебных фильмов, в дидактических играх. И в сё- таки ведущей формой деятельности детей является игра, в которой ребёнок естественным образом  усваивает различные сложные представления о явлениях природы и её закономерностях. Игры способствуют углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире. Приведу в качестве примера игры экологического воспитания. Игры экологического воспитания дошкольников « Назови одним словом». Взрослый перечисляет лесных зверей( волк, лиса, олень, белка и т. п. ) , ребёнок должен сказать, что это «звери». Таким же образом происходит игра с названием деревьев, цветов, птиц и прочее. «Знаешь ли ты грибы» — беря картинку гриба, дети называют гриб и уточняют съедобный он или нет. «Угадай, чей голос? » — кто- нибудь за ширмой или дверью имитирует голоса животных, птиц, а дети должны угадать и назвать животное, зверя, птицу. «Каркающие слова» — после того, как дети узнали ворону, задайте им вопрос, как рыбы каркают? Наводящие вопросы: рыбы живут в реках. Они бывают большие и маленькие. Предложите детям назвать рыб, где встречается слог «кар». Вопрос: «Поняли, как рыбы каркают? »( карась, карп, пескарь) . Предложите ребятам вспомнить слова со слогом «кар». ( к артофель, Карабас, картинка, карандаш и т. п. ) «Кто быстрее? » — устраиваются соревнования между ребёнком и взрослым или между детьми. Даются картинки с изображениями деревьев, кустарников, ягод, зверей, птиц и прочее. Далее – задания: собрать лесную поляну,   ягодную поляну, лес, лесные грибы и т. п. Кто быстрее? Игра- импровизация «Обитатели космоса» — имитировать движения космонавтов в невесомости под музыку. «Угадай растение» — взрослый даёт описание знакомого растения, а ребёнок должен угадать. После каждого описания желательно давать новые знания об известном растении. 8. Игра с мячом. Ребёнок бьёт мяч и на каждое движение называет зверя( растение, птицу) . 9. «Капуста- редиска », «Съедобное –н есъедобное» — проводятся аналогично. 10. «Цепочка» — выбирается картинка с животным( птицей, деревом, цветком) . Взрослый и ребёнок по цепочке называют по очереди по одному признаку данного объекта. Например, «подснежник» — цветок, белый, растёт ранней весной, любит влагу, растёт в лесу и на полянках около леса, самый первый весенний цветок. 11. «Что это такое» — взрослый даёт описание объекта, а ребёнок должен угадать, что это или кто это. Например, овальное, белое, хрупкое, внутри жидкое, съедобное, его можно встретить на крестьянском дворе, из него вылупляются цыплята. Можно назвать часть признаков, если ребёнок догадался и назвал объект, то пусть дополнит признаки данного предмета сам. 12. «Что будет, если…? » — здесь даются задания, связанные с охраной окружающей среды, типа: «Что будет, если в речке мыть машину? А если много машин? » Аналогично о костре, пойманной бабочке, червяке, мусоре после обеда и прочее. Систематизируйте знания ваших детей о явлениях природы, среде обитания зверей, животных, птиц, о взаимосвязях  живой и неживой природы. Воспитывайте желание охранять и оберегать окружающую нас природу. Приложение Предлагаю дидактические игры природоведческого содержания с детьми дошкольного возраста по теме «Животные»: Словесная игра «Концовки» Если жираф выше тигра, значит, тигр. . . . Если слон тяжелее зебры, значит, зебра. . . . Если крокодил длиннее ящерицы, значит, ящерица. . . . Если лев сильнее черепахи, значит, черепаха. . . . Если гепард бегает быстрее черепахи, значит, черепаха. . . . Словесная игра «Кто больше? » Ведущий называет какое- либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного? ». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше? ». Повторять названия животных нельзя. Словесная игра «Родственники» Елка- родственница ежа, потому что. . . . Клубок- родственник ежа, потому что. . . . Медведь- родственник ежа, потому что. . . Енот- родственник ежа, потому что. . . . Дидактическая игра «Без чего не может быть? У ребенка картинка с изображением животного и набор картинок, из которых он должен выбрать те, на которых изображено то, без чего это животное не может существовать. Собака- кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин. Лошадь- грива, овес, сбруя, конюшня. Корова- молоко, вымя, трава, ведро. Кошка- мышка, мясо, когти, блюдце, молоко. Коза- мясо, дом, рога, веревка. Дидактическая игра «Мой дом» У ребенка большие карточки с изображением леса и деревенского домика с огородом и конверт с набором изображений диких и домашних животных. Ребенок должен разместить их по своим местам, объясняя свои действия. Дидактическая игра «Дома зверей» Для игры нужны изображения шести зверей( слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь) , разных по величине. Сами рисунки должны быть одинакового размера. Шесть домиков- квадраты со стороной 17, 15, 13, 11, 9, 7 см. Разложите дома- от большого к меньшему и предложите ребенку расселить зверей. После этого скажите: «Звери пошли гулять. ( Перемешайте картинки с их изображениями и отложите в сторону? ) На прогулке зайчик вспомнил, что забыл дома морковку. Помогите зайчику найти свой дом». Так могут возвращаться домой разные животные. Словесная игра «Отвечайте, правда ли? » Любит кошка на обед Виноград и винегрет. Отвечайте, правда ли? Закудахтал пес Барбос И в гнезде яичко снес. Отвечайте, правда ли? Лапой хвать, зубами щелк. Хищник- тигр и хищник- волк. Отвечайте, правда ли? Ночью, в дождик, как пастух, Вывел кур гулять петух. Отвечайте, правда ли? Хоть улитка и мала, Целый домик унесла. Отвечайте, правда ли? Хитрые вопросы Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше( Пойдет восьмой. ) По чему конь скачет? ( По дороге. ) У собачки Микки родились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят родилось у Микки? ( У собачки не могут родиться котята? ) Что едят крокодил на Северном полюсе? ( Крокодилы не живут на Северном полюсе? ) Какого цвета волосы у колобка? ( У колобка нет волос? ) Кто громче мычит: петух или корова? ( Петух не мычит? )

Оставить комментарий: