«Развитие речевой инициативы в театральных играх»

Опубликовано: 16:02:08 22-04-2018

Автор: Федорова Анастасия Николаевна

«Развитие речевой инициативы в театральных играх»

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевой инициативы  развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речевой инициативы посредством театрализованных игр, мной учитываются возрастные и психофизические особенности детей.

В своей работе я выделила два направления:

1) Использование театрализованных игр в играх – занятиях и кружку  по развитию речи я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

2) Использование театрализованных игр в повседневной жизни.

В группе имеется «Театрализованный уголок», где представлены сказки, в соответствии с программой.

  • Настольный (деревянный театр) «Колобок», «Репка», «Теремок».
  • Плоскостной театр: «Колобок», «курочка Ряба»
  • Пальчиковый театр, театр из ложек и т.д.

Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, поэтому для каждого речевого этапа подобраны и театрализованные игры, составлена картотека театрализованных игр для развития речевой инициативы.

Первоначально формируем умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях).

Далее начинаем знакомить детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

Дети очень полюбили потешки игрового характера, активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий.

Знакомя детей с некоторыми потешками во время режимных моментов «Наши уточки…» мы побуждали их к подражанию крику птиц, животных.

Малыши научились  действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Для этого проводились игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально сама проговаривала и сама проделывала движения, а дети слушали и смотрели. Затем они точно выполняли движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… »

К 3 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». У детей наметилась положительная динамика в развитии речи, а именно:

С интересом слушают небольшие по объёму сказки с простым сюжетом.

Проговаривают слова в потешках.

Соотносят словесное обозначение с собственными движениями и действиями игрушек.

Узнают  персонажи по звукоподражанию.

Исполняют  роли персонажа в игровой деятельности.

Средствами театрализованных игр я вовлекала детей в диалог, обогащала активный словарь детей, развивала навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие речевой инициативы детей.

Оставить комментарий: