a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Наказание ребенка как средство воспитания

Автор: Мизенко Светлана Николаевна Опубликовано: 2018-05-18 10:41:32

Документы для скачивания

Наказание Всем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Поначалу может показаться, будто мы прибегаем к наказаниям, чтобы заставить детей повиноваться и исправиться, но по существу мы чаще всего проявляем таким способом наше терпение и наш гнев. Я лично очень сомневаюсь, что наказания могут найти какое- нибудь оправдание, если применяются для воспитания детей. Во всяком случае, нужно, вероятно, немало поломать голову, чтобы отыскать такое оправдание. Вот некоторые опасности, которые всегда таятся, когда применяются наказания: 1. Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один проступок заменяется другим, по- прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для психического здоровья ребенка. Маленького Дугласа так отругали и так строго наказали, что он перестал заниматься мастурбацией, но желание у него не пропало — напротив, к нему еще добавился комплекс вины. Мальчик стал все время трогать руками разные вещи, окружавшие его, но лишь спустя много времени родители заметили в его поведении нечто странное. 2. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. 3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, и это породит в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители — взрослые, против них восставать никак невозможно, а с другой — он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все- таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти два чувства — любовь и ненависть, — как сразу же возникнет конфликт. 4. Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным. Обычно его наказывают за какую- нибудь ребяческую проделку. Например, за то, что он намочил или испачкал штаны, напроказил, и прежде всего за что- то недозволенное, чего делать нельзя. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он может делать все, что захочет, а рассердив родителей, терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать поступать в том же духе — и так до бесконечности. 5. Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Хотя детям нужна прежде всего родительская любовь, они часто ищут даже такую жалкую ее имитацию, как простое внимание. Ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, делая какие- нибудь глупости, чем оставаясь все время добрым и по слушным. Например, Анджела просит маму поиграть с ней, но знает, что тотчас услышит в ответ: «Мне сейчас некогда. Почему ты не хочешь быть умницей и пойти поиграть в сад? » Тут Анджела быстро соображает, что, если утащить из кухни сковородку или еще что- нибудь, мама сразу же бросит свои дела и найдет время поговорить с ней. Речь может идти не только о д о б р о м внимании со стороны родителей — неважно: все равно, было бы внимание. Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос:   чем можно заменить его? 1. Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей. 2. Объяснением. Объясните ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но будьте предельно краткими. 3. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что- нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется. 4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь — подождите, пока поступок повторится. 5. Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится много времени, вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание. Если наказание применяется в дисциплинарных целях, оно будет эффективно лишь в отдельных случаях. Шлепать детей вообще не рекомендуется. Когда же вы наказываете ребенка, лишая его какой- либо привилегии, которая у него была, то непременно добьетесь хороших результатов. И это лучше, чем кричать на него, сердиться или требовать расплаты, словно торговец. Напомните ребенку, что вы его предупреждали — обещали, например, не дать сладкого, если он будет плохо себя вести, — и вот теперь держите свое слово. Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребенку исполнится 2, 5—3 года. Он должен быть в состоянии понять цель наказания — научить ребенка правильно вести себя. Связь между одним и другим может быть такая: ваш ребенок должен видеть наказание как результат каких- то своих неверных поступков, а не как проявление вашей злой воли. Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую- нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод наказать вас. Если он почувствует, что и вы подчиняетесь этим правилам, он меньше будет сердиться, когда вы примените эти правила к нему.

Оставить комментарий: