Роль семьи в личностном становлении учащегося. (Апрель 2018 г.)

Опубликовано: 00:40:11 23-05-2018

Автор: Долганина Елена Викторовна

 Роль семьи в личностном становлении учащегося.

 

Одной из актуальных проблем педагогики является ценностное отношение к семье. Сущность этого понятия многогранно и вбирает в себя многие качества: это понимание сопричастности к семье и роду, почитание своих предков и родителей, эмоциональная отзывчивость на чувства переживания членов семьи, моральное удовлетворение от признания и любви родителей, осознание важности нравственных ценностей: дружбы, любви, верности, уважения, - как основы семьи. Психологическая атмосфера в семье, в которой воспитывается ребенок, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. На государственном уровне неоднократно было заявлено о важности семейных ценностей и их роли в становлении сильного, демократического социально ориентированного общества.

Начинать воспитание нужно с самого малого возраста, когда маленький человечек переступает порог взрослой жизни. Ощущение защищенности, веры в себя, надежда на будущее, уверенность ребенка, что его понимают, - это так важно. Ребенок должен чувствовать, что его любят не только родители, близкие, но и педагоги, которые его обучают.

Это вселяет в ребенка уверенность в том, что в нужный момент его смогут поддержать и подсказать выход из трудной ситуации. Важность этого момента неоспорима. Недоверие ребенка к взрослым, отстраненность последних, как родителей, так и педагогов, от проблем малыша - первопричина такого хорошо всем известного социального явления как трудный ребенок.

Задача воспитания как раз и заключается в том, чтобы вовремя придти на помощь ребенку, научить его справляться с негативными эмоциями, трудностями, заложить нравственные ориентиры. В этом суть педагогической поддержки.

При правильном педагогическом подходе на первый план выступают внутренний мир ребенка, его желания и чувства. Педагогическое уважение, внимание развивают в нем способность к самооценке, самоанализу, самопостижению, а значит, пониманию и уважению других. Так формируется полноценная, гармоничная личность.

В сознании ребенка формируется представление о том, что для решения собственных проблем, необходимо понять, почему они происходят. Поэтому педагогическая поддержка учащихся - условие эмоционального благополучия детей, которое во многом зависит от складывающихся отношений с взрослыми (педагогами, родителями).

Оказать поддержку - значит, откликнуться на реальную проблему ребенка, которая его волнует и вносит душевный и эмоциональный дискомфорт в данный момент. Учитель должен помочь увидеть и понять причины его появления. Это и есть путь к самопониманию. Поддержать ребенка - дать ему возможность выразить себя, утвердить собственную уникальность, поддержать в нем надежду, мечту, веру в собственные силы.

Эффективным средством снятия эмоционального напряжения у ребенка может служить занятия музыкой.

Большая эмоциональная заряженность любого музыкального произведения, способность музыки захватить, пленить маленького исполнителя, спровоцировать его на эмоциональный выплеск, катарсис, а значит, в итоге привести к психологической разрядке. Часто на занятиях или во время академических концертов приходиться наблюдать эпизоды, когда ребенок, до этого сильно волновавшийся, успокаивается и полностью отдается миру творимых им звуков. Положительная эмоциональная гамма чувств  настолько велика, что полностью стирает предшествующий этому негатив.

Выполняя творческие задания, ребенок выходит за рамки обычного, находит выразительные средства, художественные образы, которые помогают ему выражать свои представления о добре, красоте мира, о вечных ценностях.

В педагогической практике мы педагоги сталкиваемся с ситуациями, когда занятия ребенка  музыкой помогали ему преодолеть или разрешить определенные жизненные ситуации. В одном случае речь шла о переходном возрасте. Здесь занятия творчеством помогли пройти его с наименьшими потерями для ребенка: он не оторвался от социума, не перешел в разряд «трудных», сумел сохранить взаимоотношения с  взрослыми, преодолеть комплексы, характерные для этого возраста.

Сопоставляя факты,  сделать вывод, что дети, занимающиеся музыкой, легче и успешнее реализуются во взрослой жизни. По большей части это цельные состоявшиеся личности с четко определенной жизненной позицией. И здесь важно подчеркнуть, на мой взгляд, один важный момент: взаимодействие не только ребенка и педагога, но и ребенка, педагога и родителя. В этом так называемом равностороннем треугольнике важна роль и степень участия каждой из сторон. Чем она выше, тем больше шансов на успех.

 

Оставить комментарий: