Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие в страну Лукоморье"

Опубликовано: 17:24:44 19-06-2018

Автор: Кирина Наталья Николаевна

 

Цель. Развивать познавательный интерес к сказкам А.С. Пушкина.

 

 Задачи:

  - показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту,  находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации;

 -привлекать детей к разыгрыванию сценических диалогов;

- развивать умение разгадывать кроссворд;         

- формировать коммуникативные качества;

- воспитывать чувство любви, уважения к творчеству детских писателей.

 

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

 

Словарная работа: мимика, жесты, эмоции, театр.

 

Материал и оборудование: Декорация Пушкинского леса;  набор портретов детских писателей; конверт с письмом;  предметы, спрятанные заранее, по сказкам Пушкина: зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешочке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь; свёртки с двумя  кроссвордами, мольберты; силуэт кареты (для девочек веера, для мальчиков цилиндры; карточки с изображениями для игры «Сказочные последовательности», силуэты «золотой рыбки» за правильные ответы; сладкие медальки для награждения. Фонограмма музыки П.И.Чайковского вальс из оперы «Евгений Онегин».

 

Предшествующая работа: Чтение художественных произведений. Экскурсия в библиотеку. Дидактические игры «Из какой мы сказки», «Разложи последовательно», творческая мастерская «Чудо Лукоморья» (рисунки детей).

 

 

Ход.

Воспитатель.  Ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной        

                отправиться в сказочную страну? Тогда – в путь!

 

     Звучит музыка. Дети следуют за педагогом или имитируют движение. Перед ними – декорация пушкинского леса.

 

Воспитатель.  Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется?

Дети. Дуб!

Воспитатель.  Верно, дуб. Но дуб не обычный! Посмотрите: на нём есть цепь, на ветвях сидит русалка, у подножья стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно этот дуб?

Дети. Пушкин.

             

       Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С. Пушкина.

 

Воспитатель.  Конечно, Александр Сергеевич Пушкин. Скажу вам по секрету, что дерево это не простое, а волшебное. Смотрите, под дубом лежит конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, о чём там написано!

 

     

Ведущая читает письмо, адресованное детям. В нём написаны слова – заклинания, с помощью которых можно оживить всех сказочных героев.

 

Воспитатель.  Ну что, ребята, рискнём? Будем оживлять героев?

Дети. Да!

Воспитатель.  Итак, произносим все, слова - заклинания:

                          «У лукоморья дуб зелёный,

                           Златая цепь на дубе том…»

 

      Из-за леса выходят ожившие герои.

 

Кот. Ну и шмякнулся я, ну и мяукнулся… Если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье – не собрать бы мне косточек!

Вот что, значит, путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава Коту Учёному! Мурр! (Обращаясь к детям). А вы, почему меня не хвалите?

Думаете легко попасть из Лукоморья да прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому что я самый учёный кот на свете!… Здравствуйте! Мяу – мурр!

 

Б. Яга. Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие  чистенькие, да какие нарядные! Ох, как я долго до вас добиралась, сколько препятствий преодолела! Да, видно, не зря! Чуяло моё сердце, что здесь большой праздник ожидается! А где праздник, там и приключения! Ох, чую, чую носом своим – приключения! А, и ты здесь, Кот Учёный! Видно рассказываешь ребятам свои лукоморные сказки?

 

Кот. Да я уже давно здесь! Хочу пригласить  девчонок и мальчишек этого д/сада в путешествие по сказкам Пушкина. Прошёл слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо они знают эти сказки. Вот я и хочу проверить, правда ли это.

 

Б. Яга. Ну, что же, давай, пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране  Лукоморья. Для этого нужно пройти через сказочные ворота.

 

      Игра. «Сказочные ворота».

 

Условия игры: в ворота проходит (а значит, и попадает в сказочную     страну) только тот участник, который ответит на вопрос, касающийся сказок А.С. Пушкина. Затем дети делятся на две команды, выбирают себе капитана и название команды.

 

Б. Яга. Сейчас узнаем, в какой команде самые умные и находчивые ребята, кто из них лучше знает сказки Пушкина (обращается к коту). Кот, ты ведь у нас учёный. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят.

Кот. Это листочки не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для ребят.

Б. Яга. Ну что, ребята, готовы? Команды в сборе.

 

                Кот срывает листок с дуба и читает первое задание.

Кот. Чтобы в сказку нам попасть – нужно очень много знать. А какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

 

                 Дети перечисляют названия известных им сказок.

Б. Яга. Ну, вижу, что умные! Но это лёгкое задание было, вот вы и победили! Давайте-ка поиграем.

 

     Игра. «Найди то, не знаю что».

 

Условия игры:   членам команд предлагается найти в зале все атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. Предметы спрятаны заранее. Это зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешочке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь.

 

После того, как все предметы найдены, каждая команда кладёт предмет в свою корзину, и называют сказку, к которой он относится. Баба Яга и Кот помогают участникам. Команда, набравшая больше предметов, и получает силуэт Золотой рыбки.

 

Б. Яга. Подумаешь, сказки назвали! Давай-ка Кот, срывай следующий листок.

 

                Кот срывает листок и читает второе задание.

Кот. Взять под корнями дерева свёрток и посмотреть, что там спрятано.

 

В свёртке два одинаковых кроссворда, которые вывешиваются на мольберт. Дети с помощью Бабы Яги и Кота решают его, заполняя пустые клеточки. Команда, первая решившая кроссворд, получает силуэт Золотой рыбки.

 

        Содержание кроссворда:

 

  1. Как звали жениха царевны из «Сказки о Мёртвой царевне и семи богатырях?» Ответ: Елисей.
  2. Имя злого волшебника, заточившего Людмилу в темницу? Ответ: Черномор.
  3. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? Ответ: Балда.
  4. Имя няни А.С. Пушкина? Ответ: Арина (Родионовна).
  5. Сын царя Салтана, который спас царевну Лебедь? Ответ: Гвидон.
  6. Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:

                        

                         Чуть опасность, где видна,

                          Верный сторож, как со сна

                          Шевельнётся, встрепенётся,

                          К той сторонке обернётся.

                          И кричит: «Кири – ку – ку!

                          Царствуй, лёжа на боку!»

                                                                         Ответ: Петушок.

Б. Яга. Вы хотите поиграть,

              Чтобы сказку разогнать?                                                                    

            Только игры на замке,

            В этом славном сундуке.

 

      Игра. «Там на неведомых дорожках».

 

Условия игры:   команды передвигаются по следам (разложены Б. Ягой и Котом) к дубу. Наступая на след, ребёнок должен назвать любую строчку или несколько слов из произведения А.С. Пушкина.

Баба Яга и Кот помогают им в этом. Побеждает та команда, которая придёт к финишу первой, что и получит силуэт Золотой рыбки.

 

Кот. Молодцы ребята! Знают произведения великого поэта. Сразу видно, что мамы и папы им много читают. А может быть, вы и сами уже умеете читать? Смотрите-ка, какой необычный лист висит на нашем дубе! (Срывает лист). И знак на нём какой-то интересный! (На листе нарисован скрипичный ключ).

 

         Дети вместе с Котом рассматривают знак.

 

Б. Яга. Что-то я никак в толк не возьму: что этот знак обозначает?  Может ребята знают?

Дети. Это же скрипичный ключ!

Кот. Какой такой ключ? Какую он дверь открывает?

Дети. Это музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки!

Кот. Верно, верно! Этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать под музыку.

Б. Яга. Кто не любит скучно жить – просим в круг выходить?

Воспитатель.  Может, нам удастся попасть на настоящий бал.

Б. Яга. Что такое бал? Чего там делают, на этом балу? Балуются, что ли?!

Кот. Ну и дремучая же ты, Баба Яга. Это же надо придумать: балуются! Ребята, объясните бабушке, что такое бал!

 

            Дети объясняют значение слова.

 

Б. Яга. Ну ладно, просветили старуху! А вот скажите-ка на чём можно добраться на бал? И на чём вообще передвигались герои сказок А.С. Пушкина?

Кот. Ну и глупый вопрос ты задаёшь, Баба Яга! Да на чём угодно! На машине, на самолёте, теплоходе! Тут и автобус сгодиться! А на севере это могут быть и сани с собаками, и олени с нартами!

Воспитатель.  Ребята, как вы думаете? Прав ли наш Кот Учёный? Или в этот раз он что-то напутал?

Дети. Напутал Кот.

Кот. А давайте-ка поиграем.

 

     Игра. «Кто на чём едет».

 

Условия игры: каждая команда (по очереди) называют вид транспорта, на котором передвигались герои пушкинских произведений: телега, карета, повозка, кибитка, корабль, сани и т.п. Побеждает та команда, которая называет больше видов транспорта. Поощрение – силуэт Золотой рыбки.

 

Б. Яга. Батюшки! Кот, мы совсем забыли про музыкальную страну, про танец под музыку. Совсем у меня плохая память стала. И не старая я

вроде бы: всего 600 лет стукнуло, - а забывать стала такие важные вещи! И вообще – хочу танцы! Хочу на бал! Я вот и принарядилась по такому случаю, новую юбку надела, на ней всего-то 33 дырки, почти новая.

Кот. А ну-ка, давайте прислушаемся!

 

             Звучит музыка, и в зал выезжает карета. Дети рассматривают карету.

 

Воспитатель.  Вот в таких каретах во времена А.С. Пушкина и ездили на бал!

Б. Яга. Посмотрим, что лежит в карете. В карете цилиндры и веера. Кот с важным видом раздаёт мальчикам цилиндры. Баба Яга даёт девочкам веера.

Воспитатель.  Ну вот, мы и готовы ехать на бал!

 

          Баба Яга вместе с девочками, «усаживается» в карету. Имитируется езда.

    Вот «экипаж» «остановился», и мальчики помогают «дамам» выйти из

   Кареты. Затем под музыку вальса П.И. Чайковского из оперы «Евгений                     

    Онегин» дети танцуют.

 

Кот. Ну, потанцевали – пора и отдохнуть!

 

          Баба Яга срывает с дуба новый лист и объявляет детям следующие  задания.

 

     Игра. «Сказочные последовательности».

 

  1. На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон с начало превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.
  2. На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой
  3. Царевич Елисей из сказки «О мёртвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.
  4. На мольберте выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят.

 

Задания даются каждой команде одинаковые. Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее. Кот и Баба Яга следят за правильным выполнением заданий.

Пока Кот вручает силуэт Золотой рыбки команде – победительнице, Баба Яга идёт к дубу и поднимает какой-то свёрток.

 

Б. Яга. Ой, что же я наделала! Ой, что случилось! Да что же теперь будет? Да кто же мне, старой бабушке, поможет?

Кот. Что случилось, Баба Яга?

Б. Яга. Да вот, несла я ребятам картинки показать, а они рассыпались! Ой, рученьки мои дырявые! Ой-ой-ой!

Кот. Да что ты расстроилась, бабуся, ребятки у нас умные – они твоему горю в два счёта помогут! Верно, ребята?

 

      Игра. «Собери картинку».

Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с

иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовёт её название.

 

Б. Яга. Ай, какие ребята молодцы! Всё выполнили правильно! За свои 600 лет жизни я ещё не видела ребят умнее да смекалистее! А вот есть у меня одно задание, которое и взрослым выполнить не под силу, а не то, что детям!

Мы с Котом будем вам движениями показывать эпизод из сказки. А вы, должны отгадать, откуда он, и назвать действующих персонажей. За каждый правильный ответ команда получает Золотую рыбку.

 

                           Пантомимы:

 

  • Кот изображает, как старик тянет невод из моря.
  • Баба Яга изображает белку, щёлкающую орешки.
  • Кот изображает Гвидона, натягивающего стрелу.
  • Баба Яга изображает Балду, дающего щелчок царю в лоб.

 

Кот. Видишь, Баба Яга! Ребята здесь знают все сказки нашего Лукоморья.

Б. Яга. Ну, давайте на последок ещё с вами поиграем. Я буду читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете заканчивать.

 

                       Выделенные в тексте слова произносят дети:

 

-  Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

 

  • А Балда приговаривал с указкой:

« Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»

 

  • Ей в приданное дано

Было зеркальце одно;                          

Свойство зеркальце имело;                   

Говорить оно умело!

 

 

  • Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.                         

Они жили в ветхой землянке                 

Ровно тридцать лет и три года!             

                                                                

- Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

 

-  Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые!

 

Б. Яга. Всё-всё! Хватит! Я знаю, знаю, на какие вопросы они смогут ответить! Ура! Я придумала: пусть каждая команда вспомнит все числа, которые встретились в сказках А.С. Пушкина!

 

Ответ: 33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза забрасывал невод в море, 3 раза летал царь Гвидон к царю Салтану.

 

Кот. Ну, Яга, проиграли мы с тобой! Думали, обхитрим кого-нибудь из детей да забрели к себе в Лукоморье, чтобы был у нас на посылках, ан нет! Не удалось! Так весело мы с ними время провели! Так подружились, что не хочется и обратно возвращаться.

Б. Яга. Вот ты, Кот, вроде бы и умный, и учёный, а не догадываешься, что нужно подсчитывать золотых рыбок и узнать, какая команда победила.

 

        Б. Яга и Кот подсчитывают вслух силуэты золотых рыбок и определяют команду – победительницу; если счёт равный, то награждаются обе команды.

 

Б. Яга. Кот, а зачем же мы будем награждать таких умных, одарённых, шустрых, сообразительных, а главное – любящих сказки ребят? Я же не знала, что они смогут нас победить! Я-то думала, что всё будет наоборот! Что делать? Как нашему горю помочь?

Кот. Да погоди ты, старая, причитать! Давай заглянем в сундучок с золотом, который стоит под дубом, может быть, и найдём там что-нибудь!

 

        Б. Яга с Котом открывают сундук и находят в нём комплект шоколадных медалей с различными рисунками и надписями по сказкам А.С. Пушкина.

 

 

 

Воспитатель.  Ребята, давайте провожать наших дорогих гостей. Только вот беда: они нам подарки подарили, а мы что же? Нам-то им что подарить? Как вы думаете?

Дети. Мы нарисовали рисунки по сказкам А.С. Пушкина. Пусть Кот и Баба Яга передадут их жителям волшебной страны Лукоморье!

 

                  Дети передают пакет с рисунками   (которые заранее подготовили в творческой мастерской).

 

Б. Яга. Конечно, все жители нашей страны не смогли явиться сюда, но они наблюдали за нашими приключениями, переживали и радовались за вас. Мы

все рады, что дети вашей группы так хорошо знакомы со сказками великого русского поэта А.С. Пушкина. Всегда помните:

            Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!

     Баба Яга и Кот (вместе): До свидания! До сказочных встреч!   

 

Оставить комментарий: