a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игры по развитию речи в подготовительной группе .

Автор: АБДУЛЛАЕВА МАЙСАТ ЗАПИРОВНА Опубликовано: 2018-08-15 13:45:26

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА» г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2- 11- 93, 2- 27- 16, 2- 17- 31 Картотека игры по развитию речи Подготовила воспитатель: подготовительной к школе группы, Абдуллаева М. З. Дидактическая игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход:   В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог « Жа ». «Закончи слово» Цель:   Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход:   Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец( кош – ка, гла – за) . «Угадай слово» Цель:   Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход:   Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. «Сплетем венок из предложений» Цель:   Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Ход:   Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. «Назови слова, в которых второй звук гласный( согласный) ». Цель:   Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Ход:   Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов. «Волшебные кубики» Цель:   Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Материал:   Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Ход:   Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука[ с] . Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук- [ л] , [ о] , [ н] . «Веселый поезд» Цель:   Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал:   У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет. Ход:   Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове( сколько окошечек, столько звуков) . «Нужные знаки» Цель:   Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений. Ход:   Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком. «Найди братца» Цель:   Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал:   Предметные картинки Ход:   Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например:   Бабочка, первый звук[ б] . Положу белку, первый звук в этом слове[ б' ] , [ б] и[ б' ] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд. «Красный – белый» Цель:   Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове. Материал:   У каждого ребенка красный и белый кружки. Ход:   Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук[ с] , то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ ф] , [ ш] , [ щ' ] . «Кто как разговаривает? » Цель:   расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова  мычит Тигр  рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д. «Кто где живёт? »   Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в». Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? - Белка. Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы. Кто живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в  норе? - Лиса. Кто живёт в логове? - Волк. Кто живёт в берлоге? - Медведь. Вариант 2. педагог: - Дети: Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк? - В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».    «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?  «Что происходит в природе? » Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: - Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает. Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги. «Кто как передвигается? »  Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое- либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог: - Дети: Собака- стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит( кошка, мышка…)  «Горячий – холодный»   Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов- антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог: - Дети: Горячий- холодный Хороший- плохой Умный- глупый Весёлый- грустный Острый- тупой Гладкий- шероховатый «Что происходит в природе? » Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Педагог: - Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает. Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.  «Кто может совершать эти действия? » Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог: - Дети: Идёт- человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит- ручей, время, животное, человек, дорога… Летит- птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт- рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…  «Из чего сделано? »   Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». педагог: - Дети: Рукавички из меха- меховые Таз из меди- медный Ваза из хрусталя- хрустальная Рукавички из шерсти- шерстяные «Кто кем был? »   Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому- либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем( чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской Корова – телёнком                                            Велосипед – железом Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком   «Что звучит? »   Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах( бубен, колокольчик, деревянные ложки) . Дети должны отгадать что звучит. «Что бывает осенью? » Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений( идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д. ) . Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.   «Лови да бросай – цвета называй»   Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.   Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: - Дети: Красный- мак, огонь, флаг Оранжевый- апельсин, морковь, заря Жёлтый- цыплёнок, солнце, репа Зелёный- огурец, трава, лес Голубой  - небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый- слива, сирень, сумерки  «Чья голова? »   Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная    « Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы             стул – стулья Гора – горы               лист – листья Дом – дома                носок – носки Глаз – глаза              кусок – куски День – дни                прыжок – прыжки Сон – сны                  гусёнок – гусята Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята    «Подбери признаки»   Цель: активизация глагольного словаря. Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки? » Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.  «Животные и их детёныши»   Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое- либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.  «Что бывает круглым? » Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? ( мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? ( дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? ( гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? ( ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Оставить комментарий: