a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для педагогов

Автор: Филатова Оксана Владимировна Опубликовано: 2018-09-05 15:16:08

Документы для скачивания

Консультация для педагогов «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников» Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно- творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли( актера, сценариста, художника- оформителя, зрителя и т. д. , участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений( сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) . Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное- спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские( каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов) . В играх- драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры- драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Видами драматизации являются: • игры- имитации образов животных, людей, литературных персонажей; • ролевые диалоги на основе текста; • инсценировки произведений; • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; • игры- импровизации с разыгрыванием сюжета( или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре “артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как “сценарист и режиссер”, управляет “артистами”. “Озвучивая” героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру “дикторским” текстом. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, теневой театр, театр на фланелеграфе, кукольный( бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое- либо задание, следует неоднократно поупражняться самому. При этом во время занятий педагогу необходимо: внимательно выслушивать ответы и предложения детей; если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше; в заключении различными способами вызывать у детей радость. Основные требования к организации театрализованных игр: 1. Содержательность и разнообразие тематики. 2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса. 3. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. 4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. 5. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей. Следует отметить, что только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии речи и творческого воображения у детей. При этом специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно- образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности. Так, на музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т. д. На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек, дети знакомятся с литературным произведением перед постановкой спектакля. На занятиях по изобразительной деятельности они знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Что касается динамики освоения театрализованной деятельности, то первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее на занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждать детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности возможно лишь при соблюдении следующих условий: - с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу; - воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки; - заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек- самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников; - уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. Кроме того, развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе. При этом в основе руководства театрализованными играми должна лежать работа над текстом литературного произведения. Преподносить те кст пр оизведения необходимо выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать детей в несложный анализ содержания, подводить их к осознанию мотивов поступков персонажей. Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш. Также интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

Оставить комментарий: